arch
Архивная версия / archive version:


Проект a.s.p. переехал на сайт www.cih.ru
This project was moved to the www.cih.ru

данная версия не обновляется и может быть недоступной через некоторое время

см. также: Корпус | ШтоРаМаг | Арх. Журнал | Новости | Строительство

Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website:
 
 
post & critique Архитектура Ярославля XVIII – начала XX веков. Проблема стиля.
Architecture of Yaroslavl XVIII - beginning XX of centuries. A problem of style. © Сергей Штокало
> next страница дальше
издательство "ШтоРаМаг"

 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
миллениум 2010
millennium 2010



В ранней стадии зрелого классицизма в некоторых домах встречается мотив оформления стены небольшими нишами самой разнообразной формы (круг, овал, ромб, прямоугольник). Этот прием был широко ис­ пользован и раньше.

Наибольший интерес среди жи­лой застройки периода зрелого классицизма представляют здания, оформленные колонными портика­ми. Это были дома наиболее состо­ ятельных людей города. Дом Сорокина,дом Дедюлина, дом Токар жевского и т.д.

Значительную группу жилых построек Ярославля первой трети XIX века составляют дома, в которых отсутствуют колонные портики и все оформление зданий сводится к размещению на плоскости фасадов сдер­жанного, но выразительного декора: веерных замков, сандриков, скром­ных лепных украшений, рустов, декоративного балясника и др. Дом Полякова , дом Павлова, дом Романова.

В Ярославле есть несколько городских усадеб первой трети XIX века, которые были перестроены в начале нынешнего столетия, но сохранили некоторые элементы архитектуры периода зрелого классицизма.

Усадьба Вахрамеева состоит из трех зданий : цен трального корпуса, размещенного в глубине двора, и двух боковых флиге­ лей, расположенных по «красной» линии. Этот тип городской усадьбы с курдонёром также был разработан М. Ф. Казаковым в конце XVIII века. Центральный корпус усадьбы был перестроен в 1912 году в стиле модерн по проекту архитектора И. П. Машкова. В 60-х годах нашего столетия разобраны центральные ворота, ведшие на парадный двор. От первона­чального ансамбля сохранились два боковых флигеля, идентичные по архитектуре, фрагмент ворот и металлическая ограда с кирпичными стол­ бами в виде миниатюрных колонн, увенчанных шарами.

Флигели усадьбы — великолепные образцы архитектуры в стиле зре­лого классицизма. Они одноэтажные, с боковыми мезонинами, обращен­ными внутрь двора. Фасады, выхоящие на улицу, имеют по центру ароч­ную нишу, завершающуюся на тимпане треугольного фронтона. В нише размещены две колонны коринфского ордера очень изысканных пропор­ ций, над окнами — тонкого рисунка лепные украшения, заключенные в круглую розетку по центру и в овалы - по бокам. Крайние окна заглуб­ лены в небольшие арочные ниши.

Эта композиция напоминает некоторые образцовые фасады из альбо­ма 1809—1812 годов, но возможно, что усадьба выполнена и по индиви­дуальному проекту. Перестраивая центральный корпус (первоначально деревянный, оштукатуренный), архитектор Машков, придав новому зда­ нию современную архитектуру в духе модерна, но, стремясь сохранить стилевое единство с флигелями усадьбы, оформил фасад центрального корпуса высокими полуколоннами коринфского ордера. Они не совсем сомасштабны архитектуре боковых флигелей, которые отличаются неко­торой измельченностью, миниатюрностью.

3. Архитектура позднего классицизма (1830-1850-е гг.)

Классицизм в России в ходе эволюционного развития подошел к своей завершающей стадии, называемой поздним классицизмом, в 40-х годах XIX столетия. Отличительной чертой построек этого периода стала шаб­лонность, монотонность в оформлении фасадов, чрезмерное увлечение измельченным штукатурным декором. На окнах снова появляются на­личники, имеющие тонкий штукатурный профиль. Лепнина становится однообразней и занимает значительную площадь стены уличного фасада, покрывая пространство под сандриками, заполняя филенки межэтажного пояса, иногда и весь фриз антаблемента.

Отход от строгого классицизма, изменение художественных вкусов про­исходили не только естественным эволюционным путем. В определен­ ной степени это диктовалось и сверху органами архитектуры. В 1830-х годах руководство строительством в городах перешло к вновь учрежден­ному Управлению путей сообщения и публичных зданий, главную роль в котором играли инженеры, ставшие активно влиять и на архитектурный процесс.

В 1839 году в этом Управлении был принят документ, касающийся образцовых проектов 1810-х годов. Число проектов в «новом вкусе» было увеличено, что осла­ било регламентацию застройки, поощряло индивидуальные прихоти част­ ных застройщиков в ущерб ансамблевости застройки города. Да и сама архитектура новой серии отличалась эклектичностью, измельченностью и сухостью форм. Она не имела той лаконичности и четкости стилевой ха­рактеристики, которая присуща образцовым фасадам начала века.

Среди построек Ярославля в стиле позднего классицизма следует назвать гостиницу Пастухова на Богоявленской площади, здание бывшего благородного пансиона. Возведены они в 40-х годах XIX века и отличаются сухостью и монотонностью декоративного оформления фасадов.

К переходной архитектуре от строгого к позднему классицизму следу­ет отнести и дом № 7 по улице Волкова. На его главном фасаде - слабый центральный ризалит, рустованный первый этаж с веер­ными замками над окнами, обрамленными уступом, тонкие штукатурные наличники окон второго этажа с прямыми сандриками на ризалите, слож­ ного профиля карниз.

Характерными постройками в стиле позднего классицизма являются два схожих по композиции и декоративному оформлению фасадов зда­ния: дом Пошехонова и дом № 51 по улице Республи­канской. Оба они имеют семь осей окон, двой­ ные штукатурные тяги в межэтажном поясе, тонкопрофилированные ра­ мочные наличники окон с прямыми сандриками на втором этаже, не­ сложные карнизы с большим выносом горизонтальной плиты.

Как уже отмечалось выше, значительное количество жилых домов Ярославля в стиле позднего классицизма перестроено из более древних зданий. Среди них следует выделить в первую очередь группу из трех Домов, составлявших единый архитектурный ансамбль.

Дом Федосеева является центральным в этом комплексе и оформлен более богато, чем соседние здания. На глав­ ном фасаде его — портик из четырех колонн коринфского ордера на вто­ ром этаже, с декоративным балясником между колоннами и арочными нишами, украшенными лепниной, над окнами. Антаблемент портика имеет очень высокий фриз, сплошь заполненный лепниной растительного орна­мента. Лепнина размещена и на тимпане низкого фронтона. Над окнами первого этажа - сложные веерные замки. Межэтажный пояс в боковых частях здания расчленен филенками. Окна второго этажа с лучковыми перемычками обрамлены тонкими штукатурными наличниками с прямы­ми сандриками. Углы здания на втором этаже оформлены филенчатыми лопатками. Дом построен в конце XVIII века, перестраивался в начале XIX и оформлен в духе поздней классики в 1860-х годах.

Соседний с ним дом Смирнова также по­строен в конце XVIII века и переоформлен в середине прошлого столе­ тия. Декоративное убранство его главного фасада типично для позднего классицизма: межэтажный пояс, состоящий из двух штукатурных тяг, рамочные наличники окон с прямыми сандриками. На втором этаже сан­ дрики значительно подняты над окнами и пространство между ними за­полнено лепниной. Мелкие лепные украшения в виде венков размещены и над сандриками. И, наконец, лепниной растительного орнамента укра­ шен весь фриз под венчающим здание карнизом.

Третий дом из этого ансамбля - дом Энгельгардта— не сохранился. Это здание было возведено в конце XVIII века и перестроено в начале XIX столетия в стиле строгого классицизма.

Теперь необходимо рассмотреть процессы, определявшие дви­ жение стиля.

Обнаженная контрастность российской действитель­ ности способствовала нарастанию романтизма, который был типом мировоззрения не менее определенным, чем просветительство. Его сущность В.С.Турчин охарактеризовал как концепцию «двоемирия», которой утверждался разрыв мира мечты и мира действительного. Романтизм противостоял сознанию, ориентированному на уста­новки, заданные извне, - сознанию, характерному для средневеко­ вья, которое еще стремился закрепить в обществе абсолютизм. Поражение декабристского движения окончательно подорвало веру в утопии универсального порядка, основанного на разуме, про­свещении и «природе человека», уже померкшую в столкновениях с реалиями российского абсолютизма «александровского» времени. Вместе с идеалами государственной гражданственности обесцени­ лось содержание, которое виделось просвещенному дворянству в ве­ личественных образах официального классицизма, одухотворяло ри­торику архитектурных ордеров. От стиля остались система норм и канонизированные формы. Не подтвержденные идеалом, они стали восприниматься как официально-казарменная смирительная ру­ башка для общественного вкуса. Романтическое мировоззрение, ко­ торое было внутренней движущей силой развития классицистиче­ской архитектуры, ее образной содержательности, оказалось противостоящим ей. 18 30-е гг. стали временем кризиса стиля, отсту­павшего под давлением новых вкусов. Инициатива изменений пе­ решла к общественным группам, выдвигавшимся вместе с разви­ тием российского капитализма. На смену классицизму шли эклектика — «архитектура выбора» — и «неостили».

"Левая" культура
ВУЗы и НИИ
С. Штокало © 2004


logotype   x-4@narod.ru радизайн Radesign © 2004
Hosted by uCoz