arch
Архивная версия / archive version:


Проект a.s.p. переехал на сайт www.cih.ru
This project was moved to the www.cih.ru

данная версия не обновляется и может быть недоступной через некоторое время

см. также: Корпус | ШтоРаМаг | Арх. Журнал | Новости | Строительство

Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website:
 
 
post & critique Архитектура Ярославля XVIII – начала XX веков. Проблема стиля.
Architecture of Yaroslavl XVIII - beginning XX of centuries. A problem of style. © Сергей Штокало
> next страница дальше
издательство "ШтоРаМаг"

 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
миллениум 2010
millennium 2010


Невозможно, например, спутать а архитектуре исто­ рическую готику, которая всюду и во всем материально и духовно «обволакивает» человека,— с постройкой в «готическом стиле» даже такого мастера, как Шин кель. Но... есть стилизация и стилизация. Для романти­ ка Шинкеля зрительно хрупкая, готика была воплощени­ ем идеи женского начала красоты в архитектуре, тогда, как ясная и строгая эллинская классика — мужского. Еще для Баженова широкое понятие «архитектуры готи­ческой» означало выразительность, архитектуры «клас­ сической» —красоту. Но, по-существу, такое «двухголо сие», естественное для гибкого эстетического сознания времени, было, бесспорно, проявлением внутреннего рас­ пада самого феномена исторического стиля в новой си­ туации развития культуры- первой половины XIX века.

Совершенно иной по роли и характеру была эклек тическая стилизация в архитектуре второй половины XIX века, создававшая, как говорилось, целые «наборы красоты» в качестве предмета спроса-предложения, не слишком заботясь, при этом о подлинной эстетической ценности товара — яркая черта «стиля эпохи» в архи­тектуре второй половины XIX века.

Но не стилизация, точнее — не принцип ее был виной такой деградации вкуса в архитектуре. Причиной этого был глубокий упадок самой архитектуры. В куль­ туре эпохи архитектура оказалась на уровне глухой и духовно отсталой провинции. Лидирующим искусством была великая, художественная литература XIX века, как это особенно было в России. Живопись (особенно в России) перелагала на свой язык тематику и «взгляд» литературы. Это относится и к музыке, театру. Общий характер развития культуры этого времени (и еще раз — особенно русской) можно, не отступая от исто рической истины, представить себе как некий новый по типу эпохальный художественный синтез культуры во главе с литературой. Такое представление и выра­ жено в том понятии «реализм», какое относят ко второй половине XIX века, подразумевая в этом термине исто­рический стиль.

Система понятий охватывает все ска­ занное (и не сказанное) здесь о культуре второй поло­ вины XIX века в понятии «стиль эпохи». Ведущая роль литературы — это одна из крупных линий в общей «фигуре развития» эпохи в культуре, т. е. признак «стиля эпохи». Его другая важная черта — резкое вы падение архитектуры (особенно ее градостроительного аспекта) из сферы широких духовных интересов общест венной жизни; ценность архитектуры как искусства и подлинный смысл ее художественности попросту пере ставали понимать. Архитектура теперь была товаром. Свобода выбора этого товара «по вкусу» оборачивалась при такой «расстановке сил» в культуре эпохи общим падением культуры эстетического вкуса в архитектуре. Можно сказать, что в собственной безвкусице время похоронило единственное оправдание, какое может иметь (но может и не иметь!) стилизация в архитек­ туре.

Конечно проще и понятнее, да и убедительнее говорить, как общепринято, о бесстилье эклектики в архитектуре. Иначе, что же тогда в архи­ тектуре есть беостилье?

Из постановки вопроса видно, что понятие «стиль» однозначно, пото­ му и подходит к вопросу формально-логически с крите­ риями «да» и «нет». «Стиль» или «бесстилье», другого нет. Но феномен стиля и его смысл в теории не допус­ кают ни однозначного вопроса, ни однозначного ответа. О том, что в искусстве архитектуры, как и вообще в искусстве есть бесстилье, сказано в этом тексте словами А. Хаузера о гении (если бы был такой), который свою «вневременность» оплатил бы своим «бесстильем». У названного ученого — это образная формула неиз­ бежности бесстилья там, где исключен человек как ис­ торический субъект культуры; налицо «обрат» форму­ лы — «стиль — это сам человек». В данной работе та и другая формулы приведены к общему эстети­ ческому знаменателю единого в культуре ценностного корня.

Так называемое «бесстилье» архитектурной эклекти­ ки второй половины XIX века никто не вправе подвер­ гать волевому теоретическому «иссечению» из объек­ тивных в эстетическом аспекте культуры начал разви­ тия, свойственных ему в силу историчности развития самой человеческой культуры. Пресловутое «бесстилье» в архитектуре — это одна из исторически возможных, а в данной исторической ситуации развития культуры объективно неодолимая в архитектуре стилевая форма выражения в этой культу­ ре эстетических отношений, своей эпохи. Очевидно, так называемое «бесстилье» здесь не вне понятия «стиль»; оно «вне» только по отношению к иному типу структурной специфики художественных стилевых обра­ зований и по этому признаку вне исторического стиля. Это бесспорно. Но историческим стилем понятие стиля в искусстве не ограничено. То, что в архитектуре за­ клеймено «бесстильем», — это другая по структуре форма стилевой объективности в культуре эпохи, обус­ ловленная смыслом эстетического кредо самой архитек­туры: «все стили хороши».

 

АРХИТЕКТУРА НАЧАЛА XX ВЕКА.

Художественная жизнь рубежа XIX и XX веков, при всей ее неоднородности, и своем новом духовном принципе принадлежала уже веку XX . Совершался глубинный поворот искусства к новому ценностному эталону творчества.

Начало XX столетия не приемлет опыта предшественников: действует закон, согласно которому В. В. Стасов объя­ вил «чудовищным и нелепым» творче­ ство классицистов.

Множественность ценностных ориента­ ции и предпочтений, свойственная рос­ сийскому обществу предреволюционного периода, приводит к размежеванию идей­ ных и творческих программ.

Ключевых слов в критике эклектизма два: «современность» и противопостав­ляемое ей «прошлое». Современность отождествляется с новизной социаль­ ных процессов, с мощным развитием научной и технической мысли, напол­няющей быт невиданными вещами — электричеством, телефонными аппара­ тами, лифтами в домах, автомобиля­ ми на улицах и первыми самолетами в небе. Культ техники — важная черта рассматриваемого времени, с техникой соотнесена способность человеческого разума преодолевать любые проблемы и, более того, утверждать господство над самой Природой. В свете новых ис­ тин меркнет опыт прошлого, и цен­ ность нажитого поколениями опыта отрицается страстно и последовательно.

Концепция «современной» архитек­ туры, разрабатываемая западноевро­ пейскими теоретиками, ставит во главу угла «все подчиняющее себе господство разума». Был отвергнут статус архитектуры как искусства; от­ рицалась возможность прочтения новым человеком старого архитектурного язы­ ка, идея украшения архитектурной фор­ мы. В рамках русских левых художественных направлений формируется отказ от идеи культурного преемствования.

Русская мысль начала XX в., остро осознавая трагизм ситуации, ставящей под удар не только совокупность форм и приемов искусства прошлого, но и все здание многовековой культуры, вста­ ет на ее защиту. Подчеркивается: прош­ лое ценно не само по себе, в нем — опора нравственных начал человеческого сообщества. Культу прогресса противо­ поставляется культ красоты — высше­ го проявления целесообразности и гар монии мира, и искусству отводится вели­ кая социально значимая роль.

На размежевании двух полярных на­ чал — «современности» и «прошлого»— и строится все многообразие творческих концепций и направлений в архитекту­ ре начала XX в.

Экономическое развитие приво­ дит к относительному росту городского населения . Количествен­ ный рост городов сопровождался резкой интенсификацией использования город­ ских территорий; наиболее плотной ста­ новится застройка городских центров, где земля была особенно дорогой, и где концентрируются деловые, торговые, общественные здания и престижное жилище.

Неуправляемое развитие на протяже нии - почти полувека привело к резкому обострению проблем жизни города как функционального и социального целого. Ученые, архитекторы, муници­ пальные власти осознают ­ необходи­ мость радикальных мер по улучшению санитарно-гигиенических характеристик переуплотненных, тесно застроенных жилых территорий, особенно рабочих окраин, по организации движения транс­ порта, в том числе общественного (в эти годы на городских улицах появляется трамвай), по обеспечению города ин­ женерными сетями.

Одновременно становится очевид­ ным и ущерб, который приносит сти­ хийная урбанизация городу как художе­ ственно организованному целому. Впер­вые после долгих лет забвения была уви­ дена и осознана ценность иерархически построенной, композиционно завершен­ной структуры классицистических рос­сийских городов.

"Левая" культура
ВУЗы и НИИ
С. Штокало © 2004


logotype   x-4@narod.ru радизайн Radesign © 2004
Hosted by uCoz