arch
Архивная версия / archive version:


Проект a.s.p. переехал на сайт www.cih.ru
This project was moved to the www.cih.ru

данная версия не обновляется и может быть недоступной через некоторое время

см. также: Корпус | ШтоРаМаг | Арх. Журнал | Новости | Строительство

Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website:
 
 
post & critique Архитектура Ярославля XVIII – начала XX веков. Проблема стиля.
Architecture of Yaroslavl XVIII - beginning XX of centuries. A problem of style. © Сергей Штокало
> next страница дальше
издательство "ШтоРаМаг"

 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
миллениум 2010
millennium 2010


Родилось такое понятие, как «архитектурный ландшафт», подразумевающее единство пейзажа, архитектуры, бытовых деталей. Впервые возникло отно­ шение к городу как к памятнику архи­ тектуры, заслуживающему постоянного внимания и охраны.

Сравнивая архитек­ туру рассматриваемого периода с перио­дом эклектики, мы не обнаружим прин­ ципиальных изменений в сфере профес­сионального метода, но то, чему научи­ лись архитекторы 1830—1890-х гг., ма­ стера нового поколения делают с неви­ данным размахом и блеском. Все полнее и глубже становятся научные обоснова­ ния принимаемых решений, это приводит к углублению типологических различий. Между зданиями разного назначения к определенности их объемных характеристик (вытекающих из метода пре­ мирования «изнутри - наружу», от функции к форме).

С развитием форм публичной и комме рческой жизни появляются новые типы общественных зданий: крупные многофункциональные деловые центры, кинематограф и телеграф, народный м как прообраз культурно-просвети тельного центра, многофункциональ­ ное учреждение с помещениями для теа­ тра, клубной работы, библиотеки и пр. В городском образе жизни появилась новинка — занятия спортом.

В 1880-е гг. наметилась тенденция к укрупнению земельных владений в центральных частях города. Домовладельцы воз­ водят огромные жилые массивы, вме­ щающие сотни квартир и занимающие иногда целые кварталы. Открылась возможность более цельного решения застройки, ее пространственного обо­гащения; предпринимаются попытки повысить качество всех квартир, урав­ няв их по гигиеническим показателям и архитектурному решению. С этой целью архитекторы отказываются от замкнутых дворов, раскрывая их к улице огромной (на 3-4 этажа) въездной аркой или глубоким парадным двором - кур донером, или соединяя дворы в систему «внутренних» улиц.

Развитию архитектуры в начале XX в. способствовали новые формы ор­ганизации строительного производства. Реализация крупного архитектурного замысла — сложнейший процесс с боль­шим числом участников; особенно слож­ ной становится проблема координации их действий, если прием неординарен. В XIX в. роль координатора принадле­ жала архитектору, разные работы на стройке (каменные, плотничные, отде­ лочные и пр.) вели обычно разные под­ рядчики. Теперь же появляются доволь­ но крупные фирмы, которые объединяют в своем составе не только строительные и монтажно-строительные отделы, но также и производство конструкций, и проектирование.

Уже накоплен большой опыт исполь­ зования в архитектуре металлических конструкций. Инженерная мысль ра­ ботает над увеличением абсолютных размеров перекрываемых пространств; Совершенствуются типы конструктив­ ных систем — пространственные систе­ мы, ребристые и решетчатые купола и др. Однако самые интересные конструк­ тивные новации связаны были в эти годы с введением в строительную прак­тику железобетона. Впервые появились железобетонные конструкции еще в 1880-е гг. В начале XX в. этот материал начинают широко применять в гражданском и промышленном строительстве во многих городах России.

В многоэтажных зданиях железо­ бетон находит сначала применение в «штучных» элементах: ребристых пере­ крытиях, балках, перемычках и косоу­ рах. Затем появляются железобетон­ ные колонны, жестко связанные арма­ турой с балками и прогонами, т. е. желе­ зобетонный каркас.

Жесткий каркас существенно видо­ изменил тектонику здания и его плани­ровку. Редко расставленные колонны позволили свободно организовать внут­ реннее пространство здания; хорошо решается сочетание поэтажной струк­ туры с крупными высокими простран­ ствами. Каркас позволил уменьшить вес здания, а следовательно, увеличить его высоту. Он придает фасаду харак­ терную регулярность: расположенные на равных расстояниях опоры и пере­ крытия образуют как бы решетку, и в композиции фасада важную роль начи­ нает играть метрика членений, «рисунок» решетки и пропорции ячеек. Наконец, наружная стена перестает быть несущей стеной и может быть выполнена как в кирпиче, так и в стекле.

Архитекторы виртуозно используют новые возможности организации фаса­ дов, делая окна различной формы — от «лежачих» до огромных витринных, группируя эркеры по вертикали в свое­ образные прозрачные граненые высту­ пы. Очень популярен мотив громадной арки, как бы наложенной на фасад: балки междуэтажных перекрытий вос­ принимаются как элементы переплетов окон, заполняющих все остальное поле арки. Аналогичные тектонические воз можности дают металлический каркас и монолитные железобетонные системы. По-прежнему широко используется в строительстве городов и комбинирован­ ная система.

Пластическую обработку фасада ар­хитектор ведет в избранном им стиле­вом ключе, оставаясь, в общем, в рамках метода, который его предшественники называли «преобразованием полезного в изящное». Можно было обратиться к реминисценциям ордерных форм, или к формам готики . Можно было ориентироваться на кра­ соту чистой геометрической формы. Во всех случаях новые здания отличались яркой новизной архитектурного образа.

Оборудование новых сооружений позволяет довести идею комфорта до совершенства. Появились лифты, сняв­ шие проблему вертикальных коммуни­каций: ими оборудованы 5 — 8-этажные здания. Устраивается центральное отоп­ ление, в том числе скрытое («панель­ ное»). Существенное значение в созда­ нии «удобства» имеют детали устройства дверных и оконных запоров, сантехни­ ческих приборов и пр. — их конструиро­ ванием и дизайном заняты специализи­ рованные фирмы, и культура детали очень высока.

В связи со всеми, выше перечисленными условиями и причинами на­ чались поиски новой, современной рационалистической архитектуры. Та­ кой архитектурой и стал стиль модерн.

В отличие от столиц, где появление и начало распространения модерна пришлось на 1890-е годы, в провинции этот процесс происхо­дил весьма неравномерно. С этим связаны некоторые сложности и не­которая условность в определении границ периода. Например, в Яро­ славле первое и единственное до начала XX века здание в стиле модерн появилось в 1887 году, а распространение «новый стиль» получил лишь в начале XX века.

Говорить о наличии стиля модерн в архитектуре провинциальных городов можно начиная с первых годов XX века, то есть примерно на десять лет позже, чем в столицах. Отставание обусловлено, прежде все­го, этапами развития модерна в столицах, откуда стиль и был заимство­ ван, так как именно к этому времени московский и петербургский мо­дерн выработал оригинальную, отличную от других стилей и четко дифференцируемую форму, которую возможно было легко перенять в провинции.

Парадокс модерна в провинции заключается в том, сто с утверждением этого стиля связан первый и практически единственный опыт достижения стилистической чистоты на базе полистилистической го­ родской среды. То есть имел место опыт оригинального культурно- стилистического синтеза.

Разрешить эту задачу оказалось делом трудным, почти невоз­можным. Во всяком случае, на культурной и строительной площадке Ярославля.

В процессе освоения стиля модерн архитекторы и заказчики пы­ тались постичь его новизну, сопоставляя его с уже известными стиля­ ми, опиравшимися на старые принципы в архитектуре.

Отличия модерна от перечисленных выше стилей было принци­ пиальным, а не формальным, так что для их полной взаимной диффе­ ренциации требовалось глубокое понимание специфики «нового сти­ ля». Однако, как уже было сказано, «программа» модерна, выполняемая в столицах и на Западе, не была изначально четко усвоена большинст­ вом провинциальных архитекторов и заказчиков, что привело к смеше­ нию модерна с более привычными и освоенными стилями. К этому располагали и принцип свободы формообразования, заложенный в идеологию самого стиля, а также отсутствие контрольно- регламентирующих инстанций, внедряющих стиль в жизнь.

Сложность модерна заключалась в том, что выдержать стиль, не «съехать» на эклектику было весьма непросто. Примером этому могли служить дома, построенные по проекту А.А. Никифорова (Ярославль, бывшая Власьевская, ныне ул. Свободы, 29 и 33 - снесены в 1984 году); несмотря на кажущуюся схожесть, один из них - № 29 - выдержан в романтической традиции модерна, второй - № 33 - эклектичен.

Обращавшиеся к модерну архитекторы не всегда находили собст­ венный метод в рамках стиля, что вело либо к полному отходу от стиля и поиску новых архитектурных форм в других направлениях, либо к формализации имеющихся образцов. Однако из всех представленных стилей модерн был наиболее предпочтительным в области эксперимен­ та по поиску принципиально новой стилевой формы, так как разнообра­ зие и выразительность его форм позволяли художникам реализовывать собственный взгляд на современную им архитектурную форму, а новый принципы организации зданий могли использоваться в проектах, не связанных напрямую с модерном.

Заказчики, со своей стороны, не. отставали от времени (или от столичной моды) и определяли свое отношение к «новому стилю»: ли­ бо принимали его и строили себе соответствующего типа здания - особняки, доходные дома, магазины и прочие; либо предпочитали ему более привычную форму. Поскольку здания в стиле модерн привлекали к себе внимание горожан необычной формой и декором, их владельцы часто использовали это в рекламных целях (здания доходных домов, магазинов, гостиниц), демонстрируя собственную современность, хотя и не всегда соответствующую истине.

К началу XX века архитектурная среда городов Верхневолжья уже не являла собой стилистически единого архитектурного целого, как в период классицизма. Процесс усложнения, уничтожения единой клас- сицистической архитектурной среды, начавшийся в период эклектики, продолжался в большинстве провинциальных городах и в эпоху модер­ на.

В результате в архитектурной среде городов происходило столк­ новение противоположных стилистических тенденций: с одной сторо­ ны, раздробление архитектурной среды классицистического города, связанное с появлением зданий в «русском» и «кирпичном» стилях или в стиле эклектика; с другой стороны, изменение архитектурно- стилистических акцентов и постепенное объединение новой архитек­турной среды, выполняемое силами того или иного стиля.

"Левая" культура
ВУЗы и НИИ
С. Штокало © 2004


logotype   x-4@narod.ru радизайн Radesign © 2004
Hosted by uCoz