arch
Архивная версия / archive version:


Проект a.s.p. переехал на сайт www.cih.ru
This project was moved to the www.cih.ru

данная версия не обновляется и может быть недоступной через некоторое время

см. также: Корпус | ШтоРаМаг | Арх. Журнал | Новости | Строительство

Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website:
 
 
post & critique Архитектура Ярославля XVIII – начала XX веков. Проблема стиля.
Architecture of Yaroslavl XVIII - beginning XX of centuries. A problem of style. © Сергей Штокало
> next страница дальше
издательство "ШтоРаМаг"

 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
миллениум 2010
millennium 2010


Функцию объединения разрозненной архитектурной среды горо­да в этот период могли выполнить разные стили. В их числе наиболь­ шего эффекта в процессе объединения нарушенной резким вмешатель­ ством цветовых решений эклектичных, неорусских и «промышленных» зданий гармонии архитектурной среды города могли добиться модерн и ретроспективизм. В провинциальной трактовке эти стили оказались близки друг другу, хотя в столице концептуально противопоставлялись.

В Ярославле функцию объединения разнородной архитектурной среды начал выполнять «новый стиль». Собственно оригинальный яро­славский модерн, как и его столичный и западный прообраз, обобщил предыдущий культурный опыт не механически, как пыталась сделать это эклектика, а осмысленно. Заимствуя не детали, а принцип, модерн иначе трактовал привычную форму старых стилей. При этом интерпре­ тация была действительно новой, а форма оставалась узнаваемой и не была лишней, загромождающей, мешающей восприятию целого, как было, например, в эклектике. Примером, подтверждающим эти тезисы, является бывший особ­ няк Кокуева (бывшая Дворянская ул., ныне просп. Октября, 14). Экс­ терьер этого здания полностью выполнен с помощью элементов, при­сущих классицизму, но иначе трактованных. Присутствует трёхчастное деление здания, но решено оно не в плоскости, как обычно в класси­цизме, а объёмно, с помощью дополнительных объёмов, выступающих и западающих относительно основного объёма. Декоративные лопатки, также присущие классицистическим зданиям, имеют иную ритмиче­ скую организацию: в классицизме - совпадают с основным ритмом здания, просчитывающимся по вертикалям окон, в данном случае - нет, кроме того, они расположены асимметрично, относительно централь­ ной оси здания, ещё больше подчёркивая несимметричность строения. Схожий с классицистическим лепной фриз и легкий сандрик на изящных кронштейнах уравновеши­ вают декоративное решение другой стороны здания. Объединяющим элементом двух столь различных сторон служит выступающий допол­ нительный объём. В его декоре сочетаются элементы, использованные и с той, и с другой стороны фасада: лепной фриз в центре, повторяю­ щий сюжет лепнины слева, по бокам в плоских нишах - стилизованные цветы, как справа. Кроме того, объединяющую функцию выполняет балконная решётка и ограда перед домом. Трактовку, сходную с клас­сицистической, получает и подъезд. Вход в классицистическом здании планировался обычно в центре, то есть по оси симметрии. Здесь так же, но ось симметрии не совпадает с реальным центром здания. Тем не ме­ нее, расположение подъезда впередивсего здания чётко указывает, что он - Вход. Таким образом, здание состоит из классицистических эле­ ментов, иначе, чем в «своём» стиле, использованным архитектором. Здание выглядело очень современно, но не противоречило общей клас­ сицистической среде улицы.

Большое значение модерн приобрел также при создании нового городского ландшафта Ярославля, хотя в идейной основе стиля этот ас­пект его функционирования не предполагался или, по крайней мере, не проговаривался отдельно. Логично предположить, что, создавая собст­венную внутреннюю культурную среду, соответствующую образу жиз­ ни владельца, здание в стиле модерн не могло оставаться полностью изолированным по отношению к архитектурной среде улицы, на кото­ рой располагалось. Так или иначе, внешнее по отношению к зданию в стиле модерн архитектурное пространство включало его в себя, а в слу­чае появления нескольких таковых зданий, организовывалось ими со­ образно «программе» модерна, то есть создавалось новое архитектур­ ное пространство.

В Ярославле в период самого интенсивного строительства строительные объемы не былидостаточными, чтобы создать новые кварталы доходных домов в стиле модерн, однако общая градострои тельная направленность модерна сказалась в реорганизации архитек­турного пространства ряда центральных улиц города. Так, например, бывшая Власьевская, ныне ул. Свободы получила новые акценты в результате появления зданий в стиле модерн (дома №№ 9, 12, 29).

Значение периода модерна в градостроительной ситуации горо­ доа, сложившейся к началу XX века, заключается в том, что вне зависимости от степени распространения модерна в городской архитектурной среде того или иного города, города приобрели гармо­ ничный архитектурный облик, принципиально отличавшийся по внеш­ нему эффекту и способам его организации от гармонии классицизма, объединявший все имеющиеся стилевые направления и позволявший использовать все передовые разработки как в инженерной, так и в сти­ левой области. Кроме того, данный период предоставил заказчику и ар­ хитектору практически полную свободу выбора того архитектурного стиля, который в полной мере соответствовал бы его устремлениям.

В Ярославле немало построек в стиле модерн, причем различных его направлений, как чисто новатор­ ского, так и стилизаторского (романтического), в котором использовались мотивы других архитектур (древнерусской, готики, барокко). Рассмотрим наиболее интересные из них не в хронологи­ ческом порядке, поскольку этот стиль господствовал очень короткий ис­ торический период, а по типам зданий.

Большую группу составляют богатые особняки местной буржуазии. Для них характерна асимметричная композиция фасадов, вытекающая из рациональной, максимально удобной планировки помещений, чему при­давалось первостепенное значение.

Дом Вахрамеева построен в начале XX века и представляет собой яркий образец романтического направления модерна, является одной из лучших построек Ярославля в этом стиле. Композиция главного фасада асимметрична. Правая, угловая часть зда­ ния решена в виде невысокой башни, завершающейся оригинальным ку­полом, напоминающим формы барокко. Мотивы барокко присутствуют и в овальной форме окон башни и в венчающем ее криволинейном карнизе, выполненном наподобие волют. И в то же время много в этом здании и новаторского: цветной керамический фриз, фактурная обработка стены, необычного рисунка веерный замок овального окна башни со смещенным с оси импостом, оригинальный руст на первом этаже с выступающими полками (а не заглубленным, как обычно, швом) и, наконец, декоратив­ный мотив, состоящий из круга и ниспадающих с него трех желобков, -мотив, ставший характерным для модерна. Красива и оригинальна по рисунку металлическая решетка ограждения парапета. Типичен для мо­ дерна и измельченный переплет в верхней части окон.

В стиле романтического модерна выполнен дом Бибикова . В этом оригинальном по архитектуре здании, с жи­вописной компоновкой объемов, мастерски разработана тема стрельча­ тых арок, исполненных в разном масштабе: стрельчатые (готические) окна на втором этаже, более крупные стрельчатые ниши и перекрещивающие­ ся дуга в левой части здания и, наконец, миниатюрные стрельчатые «бров­ ки» в основании этих дуг.

В стиле модерн выполнен в Ярославле и целый ряд многоквартирных доходных домов, имеющих секционную планировку. Наиболее интерес­ный из них — дом Сакнна . По характеру декоративно­го оформления его следует отнести к стилизаторскому модерну, исполь­зовавшему мотивы барокко. Это ощущается в рисунке наличников окон третьего этажа, в овальной форме оконных проемов на криволинейных фронтонах, Главный фасад имеет слегка асимметричную композицию со слабым центральным ризалитом, смещенным с оси зда­ ния и отмеченным угловыми лопатками. Они украшены типичным для модерна декоративным мотивом, состоящим из круга и трех вертикаль­ных желобков, средний из которых длиннее боковых. Первый этаж зда­ния покрыт ленточным рустом, по бокам расположены входы в лестнич­ ные клетки угловых секций (вход в центральную секцию - со двора). Над входами выступают прямоугольные эркеры, поддерживаемые мас­сивными криволинейными кронштейнами, оформленными также круга­ми с желобками. На третьем этаже эркеров — балконы с простым ограж­дением. Завершаются они, как и центральный ризалит, криволинейными фронтонами с овальными окнами и полукруглыми выступами по углам, украшенными тем же декоративным элементом (круг с желобками). Ин­ тересна по рисунку, типичная для модерна, металлическая ограда на кры­ ше. Характерны здесь и измельченные, сложного рисунка переплеты не­ которых окон.

В Ярославле немало жилых домов XVIII — XIX веков, перестроенных в стиле модерн в начале нашего столетия. Приведем несколько примеров.

Дом Покидышева был построен в конце XVIII века (на дворовом фасаде сохранился наличник окна с фигурным замко­вым камнем, характерным для раннего классицизма). Главный фасад пе­реоформлен с использованием типичных для модерна декоративных эле­ментов: стилизованных наличников окон и размещенных в простенках кругов с ниспадающими тремя желобками, заканчивающимися квадрат­ными накладками.

Из общественных сооружений можно выделить гостиницу «Бристоль». Возведена в 1910 году на пересечении двух центральных улиц города, сходящихся под острым уг­ лом, и имеет косоугольный план. Композиция этого крупно­ го трехэтажного здания асимметрична. Угловая его часть, где размещен на втором этаже двусветный зал ресторана, слегка приподнята. Централь­ ный парадный вход расположен в неглубокой нише между ризалитами главного фасада. На скошенном углу здания — балкон на втором этаже и вход в погребок — на первом. Архитектурное оформление достаточно сдержанное и строгое. Главная тема здесь — крупные окна с импостами. На первом этаже, где находятся кафе и магазины, — окна с витринным остеклением. На верхних этажах они расчленены импостами, шаг кото­рых учащается по высоте здания. Особенно измельчены импостами окна второго света ресторана, превратившиеся в узкие щелевидные проемы. Эта разномасштабность оконных проемов, однако, не нарушает цельнос­ ти композиции фасада, которая достигается ритмом широких лопаток, украшенных типично модернистскими элементами, ленточным рустом в нижнем этаже, цветными изразцовыми фризами в верхних этажах, как бы опоясывающими здание, единым рисунком решетки ограждения на уступчатой крыше.

Пожарная каланча построена в 1911 г. по проекту Г. В. Саренко на месте здания эпохи классицизма того же назначения. Это крупное сооружение с высокой башней формирует застройку одной из центральных площадей города. Протяженный главный фасад строго симметричен, имеет два боковых и сильно выступающий центральный ризалит, над которым возвышается криволинейного контура смотровая башня с узкими, вытянутыми окнами и открытой площадкой наверху. Архитектура здания построена на контрасте светлых (оштукатуренных) деталей и красного кирпичного фона стены. В декоративном оформлении использованы элементы ордерной системы, — правда, они очень упроще­ны и стилизованы, — лопатки в простенках, одиночные замковые камни над окнами первого этажа, раскрепованный рустованный цоколь, стили­ зованный, также раскрепованный антаблемент.

"Левая" культура
ВУЗы и НИИ
С. Штокало © 2004


logotype   x-4@narod.ru радизайн Radesign © 2004
Hosted by uCoz