arch
Архивная версия / archive version:


Проект a.s.p. переехал на сайт www.cih.ru
This project was moved to the www.cih.ru

данная версия не обновляется и может быть недоступной через некоторое время

см. также: Корпус | ШтоРаМаг | Арх. Журнал | Новости | Строительство

Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website:
 
 
post & critique Архитектура Ярославля XVIII – начала XX веков. Проблема стиля.
Architecture of Yaroslavl XVIII - beginning XX of centuries. A problem of style. © Сергей Штокало
> next страница дальше
издательство "ШтоРаМаг"

 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
миллениум 2010
millennium 2010



Можно сказать, что суть понятия «исторический стиль» предстает в культуре эпохи «идеальной фигу­рой», в многолико-целостном образе, которой эпоха ищет воплощение своего эстетического идеала, мысленно упо добляя собственную действительность этому ее идеаль­ному образу в искусстве. В понятии же «стиль эпохи» заключена определенная реальность данной эпохи в искусстве, создаваемая в равной мере, как ее стиле­ вым единством, так и стилевой разноголосицей, вплоть до «признаков якобы «бесстилья» в искусстве , которое порой по-своему выразительно определяет собой эту реальную стилевую «фигуру» раз­ вития эпохи в искусстве.

Таким образом, в поня­ тии стиля момент определенного «несходства» между. искусством и действительностью выступает в разведен ных здесь стилевых понятиях неравноценно. Если в по нятии «исторический стиль» - это именно момент несходства идеального мира образов, создаваемого в рамках синтеза «системы искусства», с реальностью самой жизни эпохи, то в понятии «стиль эпохи» - это несходство самих соотношений между искусством и жизнью в разных художественных свершениях.

Дистанция между разведенными здесь понятиям «исторический стиль» и «стиль эпохи» явственна в исторической «натуре» на классическом примере:

XVIII век в художественной культуре России . Первая эпохальная особенность художествен ного развития, свойственная культуре столетия, — эти эпохальность противостояния в искусстве века его двух «исторических стилей»: барокко — классицизм. Вторая особенность времени в искусстве эпохи: названные «сти ли», они — и два, и один — «двойная звезда». «Двоестилье» XVIII века — это специфически сложная эпо хальная структура стилеобразования в искусстве и свое образие архитектоники двух исторических стилей, несо единимых и неразъединимых, подобно выросшим из общих недр исторической почвы двум раздельным ство лам единого древа.

 

СТИЛЬ, КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ. ОБЩЕСТВЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТИЛЯ.

Здесь существовало и существует сейчас несколько точек зрения. Одни из них радикальные, которые обособляют про­цесс развития стилей от социально-исторического про цесса, стремясь объяснить стиль внутренними, худо­ жественными закономерностями. Другая, более умеренна позиция тех ученых, которые глубоко погружаются в изучаемый материал и не закрывают гла­ за на реальные факты искусства. При объяснении при­ чин формообразования и эволюции стилей они вынужде­ ны покидать пределы замкнутого художественного ряда и обращаться к внешним условиям. Характерным приме­ ром этого является известный теоретк Вёльф лин. Он ста­ вит вопрос: «Является ли изменение форм восприятия следствием внутреннего развития, некоторой само собой совершающейся эволюции аппарата восприятия, или же это изменение обусловлено толчком извне — другими ин­ тересами, другой позицией по отношению к миру?» Вёльфлин полагает, что каждая из этих точек зрения грешит односторонностью. «Конечно, — пишет исследова­тель, — не следует думать, будто внутренний механизм раскручивается автоматически, и названное следование форм восприятия имеет место при всяких обстоятельст­ вах. Чтобы оно могло произойти, жизнь должна изжи­ ваться определенным образом. Однако устройство чело­ веческой способности представления и заключенные в ней возможности развития всегда являются значитель­ ным фактором в истории искусства». Вёльфлин не отри­ цает воздействия жизни на искусство, но все же основ­ ное для него — внутренние процессы, происходящие в искусстве как таковом. «Ни одно произведение искус­ ства, — продолжает Вёльфлин, — не сохраняет своей действенности».

Что сегодня кажется полным жизни, зав тра уже немного поблекнет. Этот процесс может быть объяснен не только отрицательно при помощи теории притупления возбуждаемости и постоянной потребности в более интенсивном возбуждении, но и положительно, путем допущения, что каждая форма, развиваясь, усложняется, и каждый эффект вызывает новый эф­ фект»

Противоположная край ность: социология вульгарного толка. Порочным здесь было выведение стиля из социально-экономических усло­ вий.

Надо отказаться от попыток установить непосредст­ венную зависимость стиля от социально-исторических условий. Стиль как художественная закономерность яв­ ляется одним из слагаемых художественного направле­ния и только в этом сложном идейно-художественном целом может подлежать социально-историческому объ­ яснению. Факторами стиля, как мы знаем, являются ху­дожественный метод, образная система произведения и, далее, его предметно-идейное содержание. Так мы подходим к социально-историческим условиям, которыми, в конеч­ ном счете определяется стиль. Так совершается переход от эстетического через идеологическое к социальному.

Признание социально-исторической обусловленности стиля, как я искусства вообще, не ведет к отрицанию внутренних законов его развития. Понятие художествен ной закономерности стиля и ее эстетического смысла позволяет пролить некоторый свет на этот недостаточно освещенный вопрос.

Художественная закономерность стиля, как мы знаем, имеет идейную основу, но не сводится к ней. Закон стиля осуществляется в эстетической сфере. Элементы стиля, подчиняясь его закону, выполняя его художественную «волю», воплощаются в многочисленных деталях худо­жественного целого. Это и придает стилю относительную самостоятельность. Здесь-то и вступают в действие внут­ ренние законы стиля, то есть законы эстетические, «за­ коны красоты». Стилевая закономерность имеет опреде­ ленный художественный смысл, и именно этот смысл стиля организует его элементы в целостную систему. В формировании стиля стилеобразующие факторы со­ храняют всю свою силу. Но стиль не становится про­ стым следствием тех или иных факторов. Под влиянием идейного содержания, образной системы, художествен­ ного метода, жанра в действие вступает художествен­ ная закономерность, которая непосредственно и опре­ деляет стилевую систему. Закон стиля имеет идейные основания, но в материале он воплощается в соответ­ ствии со своей собственной природой. Общий характер стиля складывается как равнодействующая стилевых факторов, основным из которых является фактор идей­ ный. Детали же его оформления едва ли можно возво­ дить к идеологическим и тем более социальным осно­ вам стиля. Такие детали определяются внутренними законами стиля.

Дальнейшую, более конкретную проработку темы реферата я попробую произвести, опираясь на содержание этой главы и по периодам, выделяемым Виктором Федоровичем Маровым в его книге « Ярославль. Архитектура и градостроительство». Периодизация принята в увязке общерусской историей архитектуры.

"Левая" культура
ВУЗы и НИИ
С. Штокало © 2004


logotype   x-4@narod.ru радизайн Radesign © 2004
Hosted by uCoz