description     
 

 Ярославль — Миллениум — ШтоРаМаг  
 
записка дипломный проект:
"Архитектурно-градостроительное развитие поймы реки Которосль. Ярославль. Миллениум".

Пояснительная записка


— стр. 8
 
читать дальше

К ней, ближе к реке Которосли, примкнула слобода Тропино, имевшая свой торжок и приходскую церковь. Затем следует Коровницкая слобода, про­ тянувшаяся вдоль Волги у впадения в нее Которосли. Раскрытая к реке слободская площадь заняла центральное положение в за­стройке; на ней был поставлен известный ансамбль церквей Иоан­на Златоуста и Владимирской Богоматери с высокой шатровой колокольней.

Крупная слобода Толчково, где в основном селились кожевни­ ки, распространилась выше по реке Которосли и получила срав­нительно сложную планировочную структуру. Посредине нее на выходящей к реке главной слободской площади был возведен храм Иоанна Предтечи с ярусной колокольней, а на шедшей параллель­ но реке главной слободской улице была устроена вторая пло­ щадь—торговая со своим приходским храмом. Короткие попереч­ные переулки соединили улицу с другими параллельно шедшими участками улиц и набережных проездом.

Каждая слобода обладала определенной композиционной ав тономией: наиболее самостоятельной и обширной оказалась Толчковская. Слободские храмы образовали за Которослью развитую систему вертикальных объемов, пространственно связывающих за­ стройку слобод с основным городом. Некоторые из них, как. например, церкви в Толчкове и Коровниках, стали законченными ансамблями, господствующими в застройке слобод, и существен­ ными градостроительными узлами в пространственной компози­ции всего города.

На градостроительных качествах приходских храмов Ярослав­ ля следует остановиться особо. Их как правило, отличает высокая градоформирующая активность благодаря развитости их объемной композиции. Уже относительно ранняя приходская церковь Нико­ лы Надеина явила собой пример храма с крупным, увенчанным пятью главами основным объемом, шатровой колокольней, галере­ ей и малым объемом придела. Церковь Ильи Пророка в Земляном городе - пример еще более развитого многообъемного храма с са­ мостоятельными шатровым и купольным приделами и шатровой колокольней, объединенными вокруг основного объема галереей. В ансамбле с ними до реконструкции города по регулярному плану были возведены каменная ограда с воротами и вспомога­ тельными зданиями, окружавшая храм со всех четырех сторон. Храм Иоанна Предтечи в Толчкове сохранившийся образец наиболее развитой композиции подобного типа. Здесь много­ объемный и многоглавый храм представлен в неразрывном единст­ ве с отдельно стоящей ярусной колокольней, воротной башней и оградой. Это уже настоящий ансамбль функционально различ ных и разновеликих сооружений, объединенных в целостную, живописную композицию единой художественной идеей. В ансам­бле храмов в Коровниках «внутренняя» задача гармонизации меж­ду собой двух церквей, колокольни и торжественных ворот реша­ лась в единстве с определением градостроительной роли комплек­ са в целом, его соотнесением с особенностями ландшафта и харак­тером окружающих пространств в масштабе не только слободы, но и всего города. Этот ансамбль и постройки кремля фланкировали с двух сторон устье реки Которосли, которая постепенно станови­ лась главной композиционной осью Ярославля.

 

В утвержденном плане Ярославля, получившем веерную систе­му лишь за пределами древнего города, основное внимание уделя­лось по-прежнему зоне центра, а также прибрежным зонам, тяготе­ющим к рекам Волге и Которосли. Центр города реконструировал­ ся на основе сложившейся мысовой системы с Рубленым городом на острие возвышенности при впадении в Волгу Которосли. Обе реки оказали большое влияние, как на сложение древней структу­ ры, так и на формирование системы нового центра при реконст­ рукции города.

С потерей военного значения крепости уже в XVII в. основ­ ным центром общественного тяготения становится торговая площадь около кремля, и первый вариант перепланировки города, как уже говорилось, предусматривал сохранение этой площади и Гостиного двора как основного ядра композиции. Однако учет возросшего зна чения административных учреждений и перспективного развития города побудил в утвержденном варианте — плане 1778 г. — значи­ тельно расширить центр, в некотором смысле включив в него всю территорию Земляного города.


 

 
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
Миллениум  2010  диплом
Биеннале  2004  Венеция
 
проект —  
участник  
экспозиции  
российского  
павильона  
на биеннале  
в Венеции,  
2004  

 
 

Экспликация:
  


Центр Тысячелетия Ярославля
Фрактальная структура
на острове
Реконструкция стадиона
Арт-Форум
& реконструкция моста

18 кв. метров диплома
Пояснительная записка 
Биеннале 2004 в Венеции
  Семён Расторгуев © 2004
© дизайн — радизайн 2004
x4
© размещение — x.4
ШтоРаМаг publishing
© ШтоРаМаг 2003—2004
    см. также:
преддиплом_диплом


Hosted by uCoz