arch
Архивная версия / archive version:


Проект «ШтоРаМаг» переехал на сайт www.cih.ru
This project was moved to the www.cih.ru

данная версия не обновляется и может быть недоступной через некоторое время

см. также: Корпус | ШтоРаМаг | Арх. Журнал | Новости | Строительство

Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website:
 
 
Publishing / Издательство III Форум / Избранное
прислано & доставлено в web - издательство ШтоРаМаг :
страницы \/
издательство "ШтоРаМаг"

всё вместе  | © Андрей Нитченко


Разум – орган чувствования времени. Вне времени – значит вне разума. Но есть же звуки вне слуха. И мы тоже их воспринимаем, но по другому. Они тоже действуют на нас. Может быть музыка-образ времени, воплощённый в звуках. А время точно так же – образ чего-то ещё более тонкого, годный для восприятия разумом.
__________
Может быть, по отношению к предмету поэзии мысль так же груба, как по отношению к мысли кирпич.
_______
Начал засыпать, чувствуя, как со всех сторон наплывает темнота, звуча на все голоса.
Вдруг где-то на краю темноты появилась белая тусклая точка.
Кажется, это была боль в ноге.
______

И нужно так движение начать,
Чтоб сразу повести с собой пространство.


“Гроза” Николая Заболоцкого.

1.

Литература не равна литературе. Она – попытка присущим ей путём – идеей, образом, знаком – привести человека к пониманию законов его существования, ощущению и осознанию собственного места в мире.

Все проблемы и дисциплины должны вливаться в это море, иначе знание заводит в тупик, замыкается в самом себе и обессмысливается.

Как одну из задач я ставлю задачу отрешиться от понимания и рассмотрения стихотворения как явления сугубо литературного, то есть, как одного из изделий ремесла, обособленного от других.

Я попытаюсь рассмотреть стихотворение как явление сознания и духа, а значит – опосредованно – природы, как знак, являющийся частью окружающего нас мира, имеющий отношение к жизни любого человека.

Оправданием разложению целостного художественного произведения, т.о., служит только то, что само исследование явится произведением, актом сознания, вникающего в сознание, совмещающим анализ, воображение, интуицию.

2.

Гроза.

Содрогаясь от мук, пробежала над миром зарница,
Тень от тучи легла, и слилась, и смешалась с травой,
Всё труднее дышать, в небе облачный вал шевелится,
Низко стелется птица, пролетев над моей головой.

Я люблю этот сумрак восторга, эту краткую ночь вдохновенья,
Человеческий шорох травы, вещий холод на тёмной руке,
Эту молнию мысли, и медлительное появленье
Перваых дальних громов – первых слов на родном языке.

Так из тёмной воды появляется в мир светлоокая дева,
И стекает по телу, замирая в восторге, вода.
Травы падают в обморок, и направо бегут и налево
Увидавшие небо стада.

А она над водой, над просторами круга земного,
Удивлённая, смотрит в дивном блеске своей наготы.
И, играя громами, в белом облаке катится слово,
И сияющий дождь на счастливые рвётся цветы.

1946г.


3.
Заболоцкий, особенно во второй, поздний период, принадлежит к той линии русской поэзии, которую можно назвать созерцательной, философской лирикой.
Он и классик и обновитель традиции. В философском осмыслении природы он наследует Т ютчеву.
Хрестоматийное:
Не то, что мните вы, природа –
Не слепок, не бездушный лик,
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…

Заболоцкий одновременно вторит и отталкивается:
Я не ищу гармонии в природе!
Разумной соразмерности начал
Ни в недрах скал, ни в ясном небосводе
Я до сих пор, увы, не различал…

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
  11
12
13
14
15
16
17
18
19
20

  21

22
23
24
25
26
Третий Форум молодых писателей России
Второй Форум молодых писателей России
© Андрей Нитченко

logotype Рейтинг@Mail.ru x-4@narod.ru радизайн Radesign © 2003
Hosted by uCoz