arch
Архивная версия / archive version:


Проект «ШтоРаМаг» переехал на сайт www.cih.ru
This project was moved to the www.cih.ru

данная версия не обновляется и может быть недоступной через некоторое время

см. также: Корпус | ШтоРаМаг | Арх. Журнал | Новости | Строительство

Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website:
 
 
Publishing / Издательство III Форум / Избранное
прислано & доставлено в web - издательство ШтоРаМаг :
страницы \/
издательство "ШтоРаМаг"

всё вместе  | © Андрей Нитченко


Потенциальная и нематериальная сущность, превращённая в действительность, переход «грозы» на новый уровень путём реализации всех потенциальных сил, уход в новое измерение.


6.
Рассмотрев основные моменты развития метафоры, обратимся к ритму, и посмотрим, как ритмическое своеобразие служит раскрытию идеи.
Сразу обращают на себя внимание ритмические стыки, сбитый ритм, который невозможно назвать неправильным, ибо он создаёт особую гармонию и имеет свою цель.
1.Низко стелется птица, пролетев над моей головой…
В середину строки вторгается дополнительный слог, создавая ритмический стык. Рождается впечатление близости физического соприкосновения наблюдателя и птицы. К тому же, продление строки даёт ощущение больших пространств, на которые движется гроза.
2.Я люблю этот сумрак восторга, эту краткую ночь вдохновенья…
Это попытка задержать время, продление строки продляет момент и передаёт захлёбывающийся, за временем не успевающий голос рассказчика.
3.Эту молнию мысли, и медлительное появленье
Первых дальних громов…
Это передача медлительности, задерживание движения строки, замедление восприятия.
4.И стекает по телу, замирая в восторге, вода…
Это фиксация зрения на явлениях, описание которых отмечено ритмическим сбоем, укрупнение плана, как в кинематографе. В строках:
Травы падают в обморок, и направо бегут и налево
Увидавшие небо стада…
достигается за счёт этого впечатление эпичности, больших пространств, на которых «травы падают в обморок», бегут стада.

В 3-х из 5-ти случаев замедляющее ритм добавление слога связано с причастным и деепричастным оборотом:
1) пролетев над моей головой
2) замирая в восторге
3) играя громами
Взгляд задержан на происходящем, углубляется зрение, происходит вырастание одного события изнутри другого, у каждого явления есть сопутствующее, есть порождаемое явлением. Этот принцип, таким образом, определяет не только идейное содержание, но и формальное строение стихотворения.

Осталось сделать замечание о единственном слове – прилагательном «сияющий дождь» – оно передаёт не только визуальный эффект, но и содержит дополнительный контекстуальный смысл, соотносясь с выражениями «сиять счастьем», «сияющая улыбка». Эпитеты в сочетаниях «сияющий дождь» и «счастливые цветы» могут выступать как синонимы.


7.
Заболоцкий в очень большой степени опирается на классическую традицию.
В «Грозе» можно даже усмотреть тютчевскую реминисценцию:
Поэзия
Среди громов, среди огней,
Среди грохочущих страстей,
С лазурной ясностью во взоре
Она с небес слетает к нам,
Небесная к земным сынам,
И на бунтующее море
Льёт примирительный елей.

Стихотворение Заболоцкого разрабатывает, по крайней мере две традиционные темы: натурфилософскую и тему творчества. У Заболоцкого они выражаются друг через друга, имеют взаимосвязывающее явление – грозу. Не уподобление вдохновения грозе, но такая соотнесённость признаков того и другого, которая делает их взаимоотражающими

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
  11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
  21
22
23

24

25
26
Третий Форум молодых писателей России
Второй Форум молодых писателей России
© Андрей Нитченко

logotype Рейтинг@Mail.ru x-4@narod.ru радизайн Radesign © 2003
Hosted by uCoz