Стрелка
Стрелка, это то место, с которого берет начало город Ярославль. Поэтому,
начиная анализ архитектурного наследия данной территории, невозможно опустить
историю развития города в целом. На рубеже XI в. определяющими факторами
для месторасположения города были условия безопасности и близость к транспортным
артериям, соединяющим данный город с другими населенными пунктами. Для
городов среднерусской возвышенности типичное расположение – на слиянии
двух рек. Не стал исключением и Ярославль. Место и в самом деле подходящее
– Крутой берег (20 метров), с двух сторон омывающийся полноводными реками
– Волгой и Которослью (ранее именовавшейся Которостью), которые являлись
отличной водной преградой. С северо-запада стрелка замыкалась болотом,
одной своей стороной выходившим к устью Волги, а другим – Которосли. Кроме
того, реки являлись теми самыми транспортными связями, которые позволяли
городам вести торговлю между собой, а государству – с другими странами.
Разумеется, что такие важные государственные коммуникации нуждались в
защите, для чего по берегам рек устраивались сторожевые крепости. Именно
с этой целью Ярослав Владимирович, на тот момент княживший в Ростове Великом,
заложил на месте нынешней Стрелки город, названный в его честь Ярославлем.
Принято считать, что дата основания города 1010 г. Деревянный крест, обозначающий
место будущего города, был вкопан на том самом месте, где сейчас стоит
Ильинско-Тихоновская церковь, потому что строить город наши предки начинали
с церкви, в нашем случае – деревянной церкви в честь пророка Божия Илии.
Иными словами, мы знаем не только место, но еще и «точку», откуда пошел
город [4].
Крепость была обнесена деревянными стенами с башнями, внутри ее находились
церкви, хоромы для князя, жилые дома дружинников и многочисленные хозяйственные
постройки [1].
Интенсивнее город стал развиваться с получением самостоятельности в 1218
году, когда Ярославль стал «стольным» градом, владевшим значительной территорией
вплоть до реки Мологи. Именно тогда на территории Стрелки появляется первая
каменная постройка в городе – храм Богородицы Успения, заложенный еще
при Константине в 1215 году. Рассмотрим его поподробнее:
Успенский Собор.
Всего на протяжении веков на территории Стрелки, на одном и том же месте,
строилось и рушилось три собора. Все они принадлежали к разным эпохам
и отличались друг от друга, поэтому рассмотрим каждый в отдельности:
1. Успенский собор 1215 – 1501 гг.
Сложен был из плинфы и украшен белокаменными полуколонками и резными деталями
с орнаментами и масками. Храм этот строился, очевидно, ростовскими мастерами,
хорошо знакомыми с зодчеством других русских княжеств, и в нем были использованы
строительные и художественные приемы как киево-черниговской архитектуры
(плинфа), так и соборного зодчества Владимира (резьба по белому камню)
[1].
2. Успенский собор 1504 – 1646 гг.
Сведений о нем практически не сохранилось. Даже раскопки не дали никаких
результатов, так как храм был разобран самими гражданами по ветхости,
а так же потому, что сооружение уже не могло вмещать всех прихожан, желающих
отстоять в нем службу. Известно лишь то, что строили собор из белого камня
московские мастера, был он пятиглавым и во всем похожим на Успенский собор
Московского Кремля.
3. Успенский собор 1646 – 1937 гг.
Новый храм был крупнее своего предшественника, но своими традициями так
же исходил к формам Успенских соборов Владимира и Москвы. Его строгий
кубический объем с позакомарным покрытием, позднее переделанным на скатную
крышу, венчался мощным пятиглавием. Стены расчленялись простыми лопатками,
соответствовавшими внутренней конструкции шестистолпного храма. Два ряда
узких окон в глубоких нишах освещали внутреннее пространство, расписанное
фресками. Архитектурный декор на фасадах сохранял традицию московского
Успенского собора, несколько обогатив ее. В ярославском храме было два,
а не один, как в московском, аркатурно-колончатых пояса, проходивших на
уровне окон, и были расписаны плоскости закомар [1]. В 1832 году архиепископ
Авраам добился перестройки основного объема храма, дополнив его теплой
церковью благоверных князей Василия и Константина, а так же двумя притворами
в псевдорусском стиле. В 1836 году переделана и шатровая колокольня, расположенная
к северо-западу от основного объема. Новая колокольня имела четыре яруса
общей высотой 49 м. [5]. Автором данного проекта был архитектор А. Мельников
[2]. На колокольне висело 10 колоколов, из которых самый крупный весил
700 пудов. В 1844 году глава колокольни, главы собора и кресты были вызолочены
[7]. Успенский собор с колокольней являлся главной доминантой города и
играл исключительно важную роль в его панораме: этот храм был самым крупным
на территории обеих набережных Ярославля, замыкая, таким образом, визуальные
связи всех вертикалей фасада города в единую объемно-пространственную
структуру.
В Ярославском Успенском соборе хранились напрестольный крест и серебряные
сосуды, подаренные царем Алексеем Михайловичем. В его библиотеке имелись
ценные рукописи, пергаментное Евангелие первой половины XIII века, книги
XVI века, синодик XIII века. О том, насколько богатым был собор, говорит
и тот факт, что в 1622 году ему принадлежало село Высоко с несколькими
деревнями. В 1786 году Успенский собор получил статус Кафедрального.
Четыре раза в год храм принимал в свои стены чудотворные иконы: Толгскую
в 3-ю неделю на Пасхе, Владимирскую 3 июля, Тихвинскую 3 сентября и святителя
Николая 8 сентября.
На протяжении всей своей истории Успенский собор неоднократно становился
жертвой пожаров. Вследствие одного из них храм, заложенный в 1215 году,
сгорел дотла. Второй, построенный на этом же месте, подвергся действию
огня в 1658 году, выстоял, но остался с прогоревшими куполами. Судьба
третьего Успенского собора трагичнее всех, потому что причиной его гибели
стало не буйство стихии, а люди. Уже в 1918 году, во время восстания недовольных
новыми порядками, собор был частично разрушен снарядами Красной Армии.
В 1922 году здание передали Бирже труда, позже устроили в нем склад зерна,
а в августе 1937 года храм был взорван. По политическим соображениям.
Волжская (Арсенальная) башня
Построена в промежутке между 1658 –1669 годами на месте деревянной, замыкавшей
проезд по Медведицкому оврагу. Крупное монументальное сооружение (в плане
16?16 м) с мощными стенами (до 4 м) – башня сначала имела дополнительную
полукруглую отводную башню (захаб) со стороны Волги и высокий (до 17 м)
деревянный шатер с дозорной вышкой. Шатер сгорел в 1711 году (и более
не восстанавливался), в начале XIX века разобрали захаб, а в 40-х годах
прошлого столетия Волжская башня была перестроена под арсенал (отсюда
ее второе название). При этом были заложены зубцы, пробиты широкие окна,
закрыт проезд и др. Но, несмотря на значительные перестройки, здание сохранило
образ мощного крепостного сооружения с характерным скупым декором в виде
широких лопаток, щелевидных машикулей, простых горизонтальных тяг, разделяющих
ярусы [1].
Демидовский лицей.
В 1780 году на стрелке, невдалеке от Митрополичьих палат, началось строительство
архиерейского дома, «приведенное в окончание в 1787 году» [6]. В 1789
году в этом доме размещалось Главное народное училище, в 1802 – военный
лазарет.
К тому времени Ярославль переживал бурный рост промышленного производства,
налаживались экономические отношения с самыми отдаленными губерниями,
возникла необходимость в высшем учебном заведении, способном вырастить
новых, юридически грамотных людей, способных удовлетворить потребности
современной экономической конъюнктуры. Таким учебным заведением стал новый
юридический лицей, основателем которого был Павел Григорьевич Демидов,
потомок знаменитых уральских промышленников Демидовых, правнук тульского
оружейного мастера петровских времен Никиты Демидовича Антуфьева, ставшего
крупнейшим горнозаводчиком.
В 1804 году, здание архиерейского дома было передано «Демидовскому высших
наук училищу», как на тот момент называлось это учебное заведение.
В 1807 году начата перестройка здания под руководством архитектора Протаса
Козлова, завершившаяся в 1816 году. Получился узкий и длинный дом, в панораме
города со стороны реки Которосли служивший фоном Успенскому собору. Губернатор
А. М. Безобразов, ведавший в то время строительными делами училища, любил
в постройках пышность и импозантность, поэтому в 1825 году, в связи с
устройством в здании домовой церкви, училище по проекту архитектора П.
Панькова получило новое оформление в виде коринфских колоннад на всех
фасадах. Особенно пышно был задуман фасад со стороны реки Волги, с аттиком
барочного типа. Глухая ограда училища была заменена решеткой со столбами,
увенчанными вазами. Вокруг здания разбили сад. При осуществлении проекта
в натуре не сделали только аттика на главном фасаде.
В здании были предусмотрены аудитории, кабинеты, библиотека, помещения
для учебных пособий, как теперь зовут препараторские, столовая, двухсветный
зал для торжественных заседаний, обставленный мебелью красного дерева.
средства статского советника М.А.Ленивцева и санкт-петербургского 1-й
гильдии купца А.И.Атрыганьева.
По преданию, первый храм на этом месте был построен самим князем Ярославом
I Владимировичем Мудрым, основавшим город.
До постройки Успенского храма в 1215 году Ильинская церковь, вероятно,
была соборной.
На протяжении веков деревянная Ильинская церковь неоднократно страдала
от пожаров, в последний раз сгорела от удара молнии в 1669 году. Тогда
же на месте сгоревшей была построена деревянная церковь, а в 1682 году
– каменная, к которой в 1694 году был пристроен придел св. Тихона Чудотворца,
во имя которого она и стала называться Тихоновской. С утверждением в 1779
году регулярного плана Ярославля, получившего совершенно новое расположение
улиц и площадей, большая часть домов в Рубленом и Земляном городе была
сломана, их жители были выселены за вал в посады, вошедшие в состав города.
В результате Ильинско-Тихоновская церковь лишилась большинства своих прихожан
и со временем пришла в ветхость. Лишь осенью 1824 года стараниями статского
советника Михаила Алексеевича Ленивцева обветшавший храм был разобран,
а в июне 1825 года заложен новый двухэтажный каменный храм, дошедший до
наших дней [3].
В плане Ильинско-Тихоновская церковь представляет собой прямоугольник
16?30 м с квадратным подкупольным пространством основного храма, прямоугольным
алтарем (без абсид) и прямоугольным притвором, по бокам которого первоначально
размещались две квадратные башни, одна из которых служила колокольней
[1]. В верхнем этаже находилась холодная церковь во имя Ильи Пророка.
В нижнем – теплая церковь во имя иконы Ярославской Богоматери с приделами
Архистратига Михаила (по некоторым источникам – Бориса и Глеба) и св.
Тихона Чудотворца, епископа Амафунтского [3]. С западной стороны на второй
ярус (церковь с подклетом) ведет высокая открытая парадная лестница. Все
четыре фасада здания оформлены одинаковыми портиками из шести колонн коримфского
ордера с полными антаблементами и треугольными фронтонами [1]. Над портиками
возвышается невысокий барабан с куполом, ранее завершавшийся небольшой
главой в виде вазы, увенчанной крестом [4].
Автор неизвестен. Возможно, храм выполнен по образцовому проекту (были
такие и для церквей). Пропорции ордера в этой постройке, прорисовка баз,
капителей, профилей антаблемента очень близки к каноническим. Здание выделяется
своей строгостью, но с некоторой сухостью [1].
Закрыт храм не позднее 1928 года. В 1930 году Горсовет передал здание
Бирже труда, а в 1931 году церковь была снята с учета памятников архитектуры
как не представляющая исторической ценности [3].
Интерьер храма был перестроен, и до некоторых пор в его стенах размещались
Ярославские реставрационные мастерские. В настоящее время здание передано
церкви [4].
Церковь Иоанна Златоуста
Церковь находилась между Митрополичьими палатами и Ильинско-Тихоновской
церковью. Главный престол был посвящен иконе Шуйской Богоматери, в алтаре
был устроен придел во имя ярославских Чудотворцев, благоверных князей
Федора, Давида и Константина, с южной стороны к основному обьему был пристроен
теплый придел во имя Иоанна Златоуста [3]. Храм имел одноэтажную галерею
и невысокую шатровую колокольню с северо-западной стороны [1].
Декоративное убранство достаточно скромно, что было продиктовано, очевидно,
соседством со строгим по архитектуре Успенским собором, желанием подчинить
облик главному храму города. Вероятно, по той же причине и главы церкви
Златоуста имели шлемовидную форму и небольшие размеры, совершенно не характерные
для ярославских храмов того же периода. Плоскости закомар церкви были
расписаны фресками, так же как и в Успенском соборе, что еще раз свидетельствует
об ансамблевой застройке культовых сооружений на территории кремля [1].
Закрыта церковь в августе 1919 года. Позже в ее стенах проводились лишь
праздничные службы.
После 1931 года по политическим соображением церковь Иоанна Златоуста
была снесена [3].
Многие здания на Стрелке, принадлежащие к разным эпохам и имеющие разное
функциональное назначение, тем не менее, сумела объединить история. Во
время неудачного восстания противников большевистского правительства в
1918 году Успенский собор был частично разрушен снарядами Красной армии.
Один из снарядов, застряв и не разорвавшись в кирпичной кладке собора,
пролежал там пятнадцать лет. Не сдетонировал он и при проведении подрывных
мероприятий в 1933 году, и лишь тогда, когда кладку, уцелевшую после взрывов,
стали разбирать руками, этот снаряд, вывалившись из стены, взорвался,
унеся за собой семь человеческих жизней. Во время событий 1918 года пострадали
и Митрополичьи палаты. Собственно, именно тогда, когда под обстрелом здания
с его стен полетела штукатурка, взору открылись наличники из тесаного
кирпича, рельефная межэтажная тяга и такой же карниз, замазанные при перестройке
здания в 1830 году. Стало понятно, что здание своей архитектурой отвечает
сооружениям второй половины XVII столетия.
Именно в 1918 году, укрывая в своих стенах белогвардейских мятежников,
здание Демидовского лицея подверглось обстрелу и было разрушено.
Сейчас уже трудно предположить, насколько жесткими были те года, но в
результате перечисленных событий территория Стрелки лишилась своей градостроительной
структуры, формировавшейся на протяжении последних веков. И, наверное,
самое важное, что мне хотелось бы еще от себя добавить, что я не считаю
такой ход вещей сколь ни будь неправильным. Как говорили наши предки «свято
место пусто не бывает», территория Стрелки своим месторасположением предопределила
дальнейшее развитие, и совершенно ясно, что градостроительная структура
этого места всегда будет интересной.
Ильинско-Тихоновская церковь
В эпоху Классицизма почти не возводилось новых культовых построек, но
работы по реконструкции древних храмов проводились довольно активно. Пристраивались
новые классические притворы и приделы, в некоторых церквах шатровые колокольни
заменялись на ярусные; в отдельных случаях сооружались и новые храмы на
месте старых, обветшалых.
К ним относится и церковь Ильинско-Тихоновская (Волжская набережная, 5).
Храм этот возведен в 1825 – 1831 годах на месте одноглавого храма XVII
века на средства статского советника М.А.Ленивцева и санкт-петербургского
1-й гильдии купца А.И.Атрыганьева.
По преданию, первый храм на этом месте был построен самим князем Ярославом
I Владимировичем Мудрым, основавшим город. До постройки Успенского храма
в 1215 году Ильинская церковь, вероятно, была соборной. На протяжении
веков деревянная Ильинская церковь неоднократно страдала от пожаров, в
последний раз сгорела от удара молнии в 1669 году. Тогда же на месте сгоревшей
была построена деревянная церковь, а в 1682 году – каменная, к которой
в 1694 году был пристроен придел Св. Тихона Чудотворца, во имя которого
она и стала называться Тихоновской. С утверждением в 1779 году регулярного
плана Ярославля, получившего совершенно новое расположение улиц и площадей,
большая часть домов в Рубленом и Земляном городе была сломана, их жители
были выселены за вал в посады, вошедшие в состав города. В результате
Ильинско-Тихоновская церковь лишилась большинства своих прихожан и со
временем пришла в ветхость. Лишь осенью 1824 года стараниями статского
советника Михаила Алексеевича Ленивцева обветшавший храм был разобран,
а в июне 1825 года заложен новый двухэтажный каменный храм, дошедший до
наших дней [16].
В плане Ильинско-Тихоновская церковь представляет собой прямоугольник
16?30 м с квадратным подкупольным пространством основного храма, прямоугольным
алтарем (без абсид) и прямоугольным притвором, по бокам которого первоначально
размещались две квадратные башни, одна из которых служила колокольней
[12]. В верхнем этаже находилась холодная церковь во имя Ильи Пророка.
В нижнем – теплая церковь во имя иконы Ярославской Богоматери с приделами
Архистратига Михаила (по некоторым источникам – Бориса и Глеба) и Св.
Тихона Чудотворца, епископа Амафунтского [16]. С западной стороны на второй
ярус (церковь с подклетом) ведет высокая открытая парадная лестница. Все
четыре фасада здания оформлены одинаковыми портиками из шести колонн коримфского
ордера с полными антаблементами и треугольными фронтонами [12]. Над портиками
возвышается невысокий барабан с куполом, ранее завершавшийся небольшой
главой в виде вазы, увенчанной крестом [11].
Автор неизвестен. Возможно, храм выполнен по образцовому проекту (были
такие и для церквей). Пропорции ордера в этой постройке, прорисовка баз,
капителей, профилей антаблемента очень близки к каноническим. Здание выделяется
своей строгостью, но с некоторой сухостью [12].
Закрыт храм не позднее 1928 года. В 1930 году Горсовет передал здание
Бирже труда, а в 1931 году церковь была снята с учета памятников архитектуры
как не представляющая исторической ценности [16].
Интерьер храма был перестроен, и до некоторых пор в его стенах размещались
Ярославские реставрационные мастерские. В настоящее время здание передано
церкви [11].
Церковь Иоанна Златоуста
Находилась между Митрополичьими палатами и Ильинско-Тихоновской церковью.
Главный престол был посвящен иконе Шуйской Богоматери, в алтаре был устроен
придел во имя ярославских Чудотворцев, благоверных князей Федора, Давида
и Константина, с южной стороны к основному обьему был пристроен теплый
придел во имя Иоанна Златоуста [16]. Церковь имела одноэтажную галерею
и невысокую шатровую колокольню с северо-западной стороны [12].
Декоративное убранство церкви достаточно скромно, что продиктовано, очевидно,
соседством со строгим по архитектуре Успенским собором, желанием подчинить
облик главному храму города. Вероятно, по той же причине и главы церкви
Златоуста имеют шлемовидную форму и небольшие размеры, совершенно не характерные
для ярославских храмов того же периода. Плоскости закомар церкви были
расписаны фресками, так же как и в Успенском соборе, что еще раз свидетельствует
об ансамблевом начале в архитектуре этого здания [12].
Закрыта церковь в августе 1919 года. Позже в ее стенах проводились лишь
праздничные службы. Снесена после 1931 года [16].
|