|
Проект «Лекции» переехал на сайт www.cih.ru см. также: СНиПы | Архитектура | Бионика | Новости | Строительство Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website: |
проект
"Лекции" | Собираем материалы. Присылайте:
x-4@narod.ru - опубликуем. |
||
Политология | "Государь" | |
Масонство | ||
реферат |
тема: | Николо Макиавелли | 1 | 2 | 3 |
НИККОЛЛО МАКИАВЕЛЛИ
Хотя Возрождение не дало ни одного значительного теоретического философа,
в области политической философии оно дало одного исключительно выдающегося
мыслителя - Николло Макиавелли. При имени его обычно приходят в ужас,
и порой он действительно ужасает. Но эту участь разделили бы многие другие,
если бы они были так же свободны от фальши, как Макиавелли. Его политическая
философия носит научный и эмпирический характер, основана на его собственном
деловом опыте и ставит своей целью указать средства для достижения намеченных
целей, безотносительно к тому, признаются ли эти цели хорошими или дурными.
Когда при случае Макиавелли решается назвать те цели, которые ему самому
представляются желательными, они оказываются достойными нашего всеобщего
одобрения. Во многом традиционное злословие, которое неотделимо от имени
Макиавелли, обязано негодованию лицемеров, ненавидящих откровенное признание
в совершенном зле. Конечно, в учении Макиавелли остается немало такого,
что действительно заслуживает осуждения, но в этом он является выражением
своего века. Подобная интеллектуальная честность в вопросах, касающихся
политической бесчестности, едва ли была бы возможна в какое-либо иное
время и в какой-либо иной стране, кроме разве Греции, среди людей, обязанных
своим теоретическим образованием софистам, а практической выучке - войнам
мелких государств, которые в классической Греции (как и в Италии эпохи
Возрождения) составляли политическое окружение индивидуального гения. Героем "Князя", которому Макиавелли расточает величайшие похвалы, является Чезаре Борджа. Он задался трудной целью: во-первых, убив собственного брата, одному пожать плоды династического честолюбия своего отца; во-вторых, силой оружия завоевать от имени папы территории, которые после смерти Александра VI должны были стать собственность не папского государства, а самого Чезаре; в-третьих, обработать коллегию кардиналов, чтобы следующим папой стал его друг. С большим искусством Чезаре преследовал эту трудную цель; его поведение, заявляет Макиавелли, должно служить поучительным примером для нового князя. Правда, Чезаре потерпел неудачу, но только вследствие "необычайной и крайней враждебности судьбы". Случилось так, что в момент смерти отца сам Чезаре был также опасно болен; а к тому времени, когда он выздоровел, враги его собрались с силами и папой был избран его злейший недруг. В день этих выборов Чезаре говорил Макиавелли, что он предусмотрел все, что могло произойти, "не подумал лишь об одном: что, когда отец будет умирать, он окажется при смерти сам". Макиавелли, которому была известна вся подноготная преступлений Чезаре, заканчивается так: "Подводя итог делам герцога [Чезаре], я не мог бы упрекнуть его ни в чем; наоборот, мне кажется, что его можно, как я это сделал, поставить в пример всем, кто достиг власти милостью судьбы с помощью чужого оружия". Интересна глава "О княжествах церковных", в которой, учитывая то, что говорится на ту же тему в "Рассуждениях", Макиавелли ясно скрыл часть своих мыслей. Причина этой скрытности очевидна: "Князь" был написан с расчетом угодить Медичи, а как раз тогда, когда книга писалась, папой стал представитель дома Медичи (Лев X). Что же касается церковных княжеств, заявляет Макиавелли в "Князе", то единственная трудность заключается в том, чтобы их приобрести, ибо когда они приобретены, которые поддерживают власть князей, как бы те ни поступали. Церковные князья не нуждаются в армиях (подлинные слова Макиавелли), ибо "ими управляет высшая сила, непостижимая человеческому уму". Они "возвеличены и хранимы богом, и было бы поступком человека самонадеянного и дерзкого о них рассуждать". Но все же, продолжает Макиавелли, позволительно интересоваться тем, какими средствами Александру VI удалось достичь столь огромного умножения светской власти папства. Более подробно и искренне рассматривается вопрос о папской власти в "Рассуждениях". Здесь Макиавелли начинает с того, что располагает знаменитых людей в этической иерархии. Всего знаменитее, заявляет он, основатели религий; затем идут основатели монархии или республик; затем - ученые. Это все доблестные люди, но есть и гнусные люди - разрушители религий, ниспровергатели республик или королевств и враги добродетели или знания. Гнусны основатели тираний, включая Юлия Цезаря; напротив, Брут был доблестным человеком. (Контраст между этим взглядом и взглядом Данте свидетельствует о том влиянии, которое на Макиавелли оказала классическая литература.) Религия, по мнению Макиавелли, должна играть выдающуюся роль в жизни государства не потому, что она истинна, а потому, что служит общественной связью: римляне были правы, делая вид, что верят в предсказания, и карая тех, кто пренебрегал ими. Церкви своего времени Макиавелли предъявляет два обвинения: в том, что дурным поведением она совершенно уничтожила всякую религиозность и что светская власть пап, с той политикой, которую она порождает, является препятствием на пути объединения Италии. Эти обвинения высказаны в выражениях весьма энергичных: "Народы, наиболее близкие к римской церкви, главе нашей религии, оказываются наименее религиозными... Мы близки или к погибели, или к наказанию... Итак, мы, итальянцы, обязаны нашей церкви и нашему духовенству прежде всего тем, что потеряли религию и развратились; но мы обязаны им еще и худшим - тем, что сделалось причиной нашей погибели. Именно церковь держала и держит нашу страну раздробленной". |
тема: | Николо Макиавелли | 1 | 2 | 3 |
CAP.x4
E - mail: x-4@narod.ru |
©
2003, Леkции
v2 Форум | Новости | Содержание |