arch
Архивная версия / archive version:


Проект «ШтоРаМаг» переехал на сайт www.cih.ru
This project was moved to the www.cih.ru

данная версия не обновляется и может быть недоступной через некоторое время

см. также: Корпус | ШтоРаМаг | Арх. Журнал | Новости | Строительство

Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website:
 
 
Publishing / Издательство О III Форуме / Статьи
прислано & доставлено в web - издательство ШтоРаМаг :
 
издательство "ШтоРаМаг"

В ПОИСКАХ ФИЛОСОФСКОГО КАМНЯ | © Станислав Фурта
 

- Если это столь серьёзный предмет, то для его исследования требуются весьма мудрые мужи.
- …и малые люди могут возрасти, когда исследуют великие предметы.

Блаженный Августин. Диалог Лиценция и Августина из трактата "Против Академиков"

Я хотел бы привлечь внимание учителей средней школы и преподавателей вузов гуманитарных дисциплин, всей читательской аудитории журнала "Дидакт" к чрезвычайно важному событию в культурной жизни страны последних месяцев. Совсем недавно закончил свою работу III-й Форум молодых писателей России, организованный Фондом социально-экономических и интеллектуальных программ, проходивший с 27 по 31 октября в подмосковном пансионате "Липки".

Почему работа с молодыми литераторами так важна в России сегодня, когда страна всё ещё находится в условиях глубокого экономического кризиса и, кажется, что проблемы "изящной словесности" являются далеко не самыми насущными? Приведу слова из интервью журналу "Дидакт" одного из спонсоров Форума Кирилла Соколова, известного американского бизнесмена и финансового аналитика: "Литература – это тот локомотив, который способен вытянуть из кризиса российскую культуру в целом, а вслед за ней и экономику". Это положение организаторы Форума совершенно справедливо принимают как парадигму. Вот несколько цитат из предисловия, написанного Президентом Фонда СЭИП С.А.Филатовым к сборнику "Новые писатели", выпущенному недавно издательством "Книжный сад" и посвящённому предыдущему, II-му Форуму. "С приходом в страну свободы слова… наши средства массовой информации не удержались от явного перекоса в сторону лжи, заказных сюжетов, конъюнктурности. Это запутывает людей, отвращает от священных понятий демократии, тянет к старому застойному периоду. Положение усугубляется тем, что на смену честным и смелым публицистам конца 80-х – начала 90-х годов не пришли молодые силы… Демократия, свобода слова всегда нуждаются в защите и интеллектуальной подпитке… И здесь вся надежда на молодёжь. Нужны осмысленный взгляд на наше прошлое, ясное понимание настоящего и хорошая фантазия, чтобы заглянуть в будущее. Нужна новая литература, которая принесёт людям правду жизни, даст пищу для размышлений и, может быть, породит новые надежды. Я искренне верю, что наша программа поможет очистить нравственный климат в стране". Вряд ли у кого-нибудь возникнут сомнения в справедливости этих слов.

Вот уже в третий раз сотрудниками Фонда СЭИП совместно с представителями редакций "толстых журналов", таких, как "Вопросы литературы", "Дружба народов", "Знамя", "Иностранная литература", "Москва", "Наш современник", "Новый мир", "Октябрь", "Современная драматургия", "День и ночь", "Детская литература" проводится поистине титаническая работа. Эту деятельность можно сравнить, пожалуй, с трудом старателей, перемывающих килограммы, а иногда и тонны пустой породы для добычи нескольких граммов чистого золота. Ежегодно представители Фонда СЭИП посещают 10-20 российских регионов, встречаются с молодыми писателями и дают рекомендации для участия в Форуме 150 молодым литераторам. Даже если предположить, что за год "покрывается" максимально возможное (всё-таки силы сотрудников Фонда СЭИП далеко не безграничны) число регионов страны, и что год от года география поисков кардинально меняется, простой арифметический подсчёт показывает, что за три года полностью охватить бескрайние российские просторы невозможно. Альтернативный источник отбора новых имён в молодой литературе – это рукописи, приходящие непосредственно на адрес Фонда. А есть ещё и особый вид литературы, существующей в своего рода параллельном мире, это литература сетевая. Если продолжать золотоискательские аналогии, то золото, которое там можно добыть, "тонкодисперсное", поскольку на 99% "ячейки сети" забиты произведениями, никакой ценности не представляющими. Но не замечать такого явления, как Интернет-литература, нельзя, надо изучать особые законы, по которым эта литература существует, и разрабатывать алгоритмы отбора тех драгоценных "песчинок", которые там, вне всякого сомнения, есть. Впрочем, это всё-таки задача довольно отдалённого будущего.

Я обращаюсь с призывом ко всему российскому преподавательскому корпусу, работающему, прежде всего, в отдалённых регионах страны, помочь Фонду СЭИП в деятельности по поиску молодых одарённых литераторов. Моё воззвание не следует понимать (не приведи Господи!) следующим образом: "Давайте пошлём все выпускные сочинения нашего класса в адрес Фонда!" Уверяю, Вас, уважаемые коллеги-учителя, людей, считающих себя писателями, во всех возрастных категориях в России предостаточно, и недостатка в рукописях Фонд не испытывает. Но Вы, учителя, могли бы неформально взять на себя ту часть работы, которую никакой профессионал, пусть даже самый талантливый и толерантный, заскочивший всего на несколько дней в провинцию, выполнить не в состоянии. Если Вы считаете, что в Вашем классе или в студенческой группе есть ученик или студент, обладающий литературным даром, помогите ему этот дар развить. Отнеситесь к этому таланту с одной стороны бережно, а с другой – взыскательно, превратитесь на какое-то время в литературного ментора, но при этом всегда оставайтесь на позиции читателя. И вот когда Вы сочтёте, что произведение, написанное Вашим подопечным, удовлетворяет Вашему взыскательному читательскому вкусу, тогда порекомендуйте молодому литератору обратиться в Фонд СЭИП. Для этой цели привожу адрес Интернет-страницы Фонда: www.sfilatov.ru.

И вот, наконец, свершилось… Те самые 150 счастливчиков, удостоившихся чести представить свои произведения на суд Форума, назовём их условно "самородками", отобраны. Означает ли это, что каждый из них готов предстать уже перед совсем иным "судом", перед реальной читательской аудиторией, стать её кумиром и властителем дум? Конечно, нет. И тут наступает другой этап – работа мастер-классов внутри самого Форума. В этом году мастер-классами руководили такие именитые литераторы, как А.Волос, Р.Киреев, Т.Бек, А.Василевский, А.Курчаткин, А.Дмитриев, С.Чупринин, М.Амелин, Л.Юзефович, К.Ковальджи, Л.Звонарёва, А.Ливергант, Л.Бородин, С.Золотцев, В.Пьецух, О.Павлов, Л.Лазарев, Е.Ермолин, И,Шайтанов, М.Рощин, Н.Мирошниченко, Т.Бутрова, Р.Солнцев, Э.Успенский. Работу руководителей мастер-классов я бы сравнил уже не с процессом создания ювелирного изделия, а с трудом средневекового алхимика, подчас кажущемся бесперспективным, пытающегося из "первичной материи", будь это даже благородный металл, а не "чёрный свинец" (термины подлинные, взятые из алхимических трактатов), получить нечто более ценное, некую особую духовную субстанцию под названием "философский камень". Как внештатному корреспонденту журнала "Дидакт", мне посчастливилось наблюдать за работой двух мастер-классов. Одного прозаического (журнал "Знамя", руководители А.Н.Курчаткин и А.В.Дмитриев) и одного поэтического (журнал "Дружба народов", руководители К.В.Ковальджи и Л.У.Звонарёва). Хочется сказать огромное спасибо руководителям этих семинаров за высокий профессионализм, терпимость и такт, которые они проявили во время работы. Думаю, что на других мастер-классах царила похожая атмосфера. Сравнение с алхимическим процессом уместно потому, что отнюдь не главной целью мастер-классов являлась оценка, хорошо написано какое-либо произведение или нет. Оговорюсь сразу, что до публикации в "толстых журналах" доходит лишь очень небольшая часть представленных на Форум работ. Руководители семинаров во время обсуждения старались показать своё видение проблемы, поставленной молодым автором, привнести элементы общей писательской культуры, которой, чего греха таить, молодёжи порой ещё очень не хватает. Ставка делалась на то, что, вернувшись после окончания Форума домой, молодой писатель продолжит работать над своим произведением, после чего оно приобретёт совершенно новое качество, заиграв всеми гранями литературного таланта.

Каковы же результаты Форума? Как их оценить, если определённый "знак качества", то есть рекомендацию (отнюдь не твёрдое указание) к публикации получили лишь очень немногие произведения молодых авторов? Недавно в беседе со мной заместитель главного редактора журнала "Дружба народов" Л.А.Тер-Акопян пожаловался, что он, как профессиональный критик, испытывает большие затруднения в выборе "объекта", поскольку не видит на российском литературном небосклоне писателя, который смог бы дать подлинно глубокую художественную и философскую оценку произошедших и происходящих в нашей стране глобальных изменений. С его точки зрения эта задача оказывается пока не по силам ни писателям старшего поколения, ни молодым. Выскажусь осторожно, что, несмотря на то, что Форум открыл несколько очень интересных имён, и что представители "толстых журналов" уехали с Форума совсем не с пустыми руками, "прорыва неба головой", по выражению известной российской писательницы Л.Е.Улицкой, пока не произошло. "Философский камень" всё ещё не найден. Но не найден он был и средневековыми алхимиками, однако, кто посмеет сомневаться в том, что всё современное естествознание вышло из их титанических опытов? Поэтому выражу уверенность, что русская литература XXI века, а я надеюсь, что, как культурное явление, она состоится, не в последнюю очередь будет обязана проводимым Фондом СЭИП Форумам молодых писателей.

Мне довелось уже прочитать несколько публикаций, где высказывались критические замечания по поводу работы III -го Форума молодых писателей. Дескать, не так организовали, не тех "мэтров" пригласили, не те произведения отобрали. По каждому из положений, сформулированных в этих публикациях, можно было бы поспорить, а с чем-то, пожалуй, и согласиться. Ведь авторам этих статей известно, кто, как правило, не ошибается?… Попробуем представить себе, что на протяжении этих трёх лет работа Фонда СЭИП с молодыми писателями не проводилась бы вообще. Я сомневаюсь, что такие одарённые молодые писатели и поэты, завоевавшие в последние годы прочное положение в современном литературном мире, как Р.Сенчин, Д.Новиков, Д.Гуцко, С.Янышев, И.Волков и многие-многие другие смогли бы пробиться к читательской аудитории. Представим себе, что сейчас, при тотальном засилии на книжном рынке слащавых любовных романов, низкопробных детективов и боевиков Фонд СЭИП закрывает программы поддержки молодой литературы. Я уверен, что в этом случае через какие-нибудь пару десятков лет, когда по чисто физическим причинам перестанут творить писатели старшего поколения, мы окажемся в ситуации, когда нас будет окружать сплошное, как поётся в культовой песне группы "Ночные снайперы", "…жёсткое порно, но детям об этом не скажут". Хотим ли мы жить в такой стране?

 


Третий Форум молодых писателей России
Второй Форум молодых писателей России
© Станислав Фурта

logotype x-4@narod.ru радизайн Radesign © 2003
Hosted by uCoz