arch
Архивная версия / archive version:


Проект «Корпус» переехал на сайт www.cih.ru
This project was moved to the www.cih.ru

данная версия не обновляется и может быть недоступной через некоторое время

см. также: Корпус | ШтоРаМаг | Арх. Журнал | Новости | Строительство

Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website:
 

 

Rambler's Top100  архитектурный альманах Д.А.Турбин | Деконструктивизм. <<< previous page3next page >>>    



Наложение трех когерентных (от лат. cohaerens-находящийся в связи) структур никогда не может приводить к супер- когерентной мегаструктуре, а является противоположностью этой суммы. Независимость трех наложенных структур таким образом избежало однородности парка в общем. Кроме того, парк отклонил понятие контекста: la Villete является антиконтекстным, так как не имеет никакого отношения к окружению. Его план ниспровергает само понятие "граница" от которого "зависит" контекст.
Если исторически архитектура всегда определялась как гармоничный синтез пользы, прочности и красоты, архитектура парка стала парадоксальной архитектурой распада. Прежде всего, проект пересматривал причинно- следственные отношения между формой и функцией. Он стремится к архитектуре, которая ничего не означает, являясь как бы чистой проекцией линии или игрой языка, la Villete делает шаги к толкованию бесконечности и полного отказа от неподвижности.
Вот некоторые иронические оценки идеи парка: "флирт с нигилизмом; прогулка в нем - ничто иное как удовольствие блуждания в некой проницаемой и изменяющейся структурной ткани; парк XXI века, где все становится пунктирным и неустойчивым - своего рода игра с небытием и взгляд на модель мира вывернутого на изнанку"... Архитектура парка - это архитектура "неоднородности", "прерывания" и "не совпадения". Однако, по словам Чуми, ошибочно считать достаточной только силу приставок "дис...", "де...". Они означают лишь дестабилизацию, разрушение, вскрытие, диссоциацию и разъединение. Работа, состоящая из простого смещения или "вывиха" не получится - необходима соединительная идея. То, что мы видим здесь - это стиль организации города, поднятый до высокого искусства, и он не должен вызывать никакого удивления или неожиданности, так как это напоминание о Седрик Прис и его "не-планах"- одном из наиболее используемых образцов модернизма. Важно подчеркнуть историческую природу этой идеи, так как это является очень важным моментом в теории Деконструктивизма.
Итак, существуют три автономные составленные системы парка и их бесконечные комбинаторные возможности. Каждый наблюдатель проектирует свой собственный парк, запоминая, интерпретируя вновь и так далее. В итоге - нет никакой абсолютной "правды архитектурного проекта", так как - функция не отражает ни цели, ни материала объекта. Следовательно: "правда" красных фоли - не "правда" конструктивизма. Так же, как "правда" системы точек - не "правда" системы линий. Сложение внутренне когерентных систем не становится когерентной системой. Избыток рациональности не рационален. Ля Вийет как новая убедительная модель де конструктивизма, стоит на новых социальных и исторических условиях: рассредоточенная и дифференцированная действительность объявляет конец утопии согласия.
В книге "Эстетика города" Зоя Николаевна Яргина, рассматривая проблему достижения пространст- венной композиционной целостности в градостроительстве, касается тем, которых не избежали и современные теоретики-деконструктивисты. Она утверждает, что за счет активизации внешних композиционных связей объекта на всех уровнях можно достичь решения задачи преодоления замкнутости, центричности, раскрытия застройки на контекст. В проектировании здания речь идет о взаимопроникновении внешнего и внутреннего пространства, введении промежуточного пространства (внешние коридоры, "вынутые» углы и др.). Идея раскрытия здания на городской контекст обусловливает утверждение того, что здание вообще не должно иметь четко выраженного начала и конца, так как оно всегда - фрагмент целого. В масштабе фрагментов городской среды речь идет о пространственном раскрытии композиций, формировании переходных пограничных зон, композиционных связок, так называемых "контекстуальных окончаний". Одновременно может решаться задача ослабления, смягчения внутренних связей.
Значительная доля непреднамеренности в формировании городской среды, включая и складывающиеся эволюционно архитектурные композиции, обусловила повышение интереса к проблеме единства случайного Поэтизация неожиданных, непреднамеренных сочетаний, эстетика внехудожественного привели к обратному влиянию на приемы композиции. Речь идет об искусственном разрушении тематического единства не только в застройке, но и в отдельных зданиях, о поиске неожиданных, парадоксальных сочетаний, имитирующих случайность тематической структуры и, как бы разрушающих тематическое единство.
"Институт солнца" в Штутгартском университете, Германия. Бениш и партнеры.
Такие композиционные характеристики объекта как внутренняя связность, завершенность, урав- новешенность предполагает автономность, тогда как внешняя связность, открытость на контекст, предполагает размывание границ композиции. Диалог этих подходов сегодня звучит часто как альтернатива. Вместе с тем представляется, что речь идет о мере, степени целостности (или открытости) композиции, отвечающей той или иной композиционной задаче, иными словами, о разном решении одной задачи. Идеи контекстуализма в архитектуре связаны с активизацией внимания к двум механизмам познания образного обобщения композиционно несвязного, случайного, и фиксации непрерывности потока сознания, нерасчлененного во времени калейдоскопа городских впечатлений. Эта новая ориентация архитектурного мышления связана не только с повышением внимания к формированию городской среды как нового художественного объекта. Она отражает более общую ориентацию в художественной культуре на отражение поточности сознания в восприятии непрерывности жизненного времени и пространства, получившую развитие в литературе, позже в кино, изобразительном искусстве и архитектуре.
Вместо традиционной модели художественного познания, творящего и представляющего картины жизни в гармонической целостности законченного, сегодня искусство претендует на изображение незаконченного, на схватывание несвязного, на постижение многоликого потока времени и пространства. Если начиная свое позна- ние мира, человек упрощал всю сложность явлений, превращая их в понятные (в том числе и эстетически понятные), сегодня он обращается к постижению самой сложности мироздания. В этом смысле современный этап развития художественной культуры представляется переломным. Можно возразить, что элементы такого «поточного» мировосприятия были в архитектуре готики, что они характерны для художественной культуры ряда стран Востока. Новизна современного этапа заключается в том, что установка на изображение всей сложности жизненного контекста сегодня осознается и определяется как новая, специфическая художественная задача, и, соответственно, из области интуитивного творчества переходит в область целенаправленного формирования нового качества художественных объектов и разработки теории композиции.
Итак, ценность сочетания случайных элементов, непричинной связи между ними, отсутствия четких, фиксированных границ проявляется двояко в осознании и преодолении несвязности одномоментного восприятия и многозначности сочетаний воспринимаемых элементов во времени.
Фиксация такой разнородности в одномоментном восприятии и случайной последовательности во времени имеет, по-видимому, специфическую эстетическую ценность. В отличие от эстетической ценности гармонизированных структур, здесь речь идет о волевом синтезировании случайного, образной организации в восприятии и представлении самого потока сознания. Вместо эстетического постижения композиционно целостного объекта с его художественно организованными внутренними связями мы эстетически восп- ринимаем в этом случае случайные отношения, навязывая им интуитивно-логическую конструкцию собственного мышления и чувства. В этой структуризации случайного, естественно сложившегося есть эстетическая радость творчества, аналогичная созданию художником картины города или природного пейзажа. В ней, видимо, не меньше духовной радости, чем в постижении заданной гармонии художественного произведения.
Поэтизация естественного, случайного не предполагает однозначного отказа от целенаправленной художественной деятельности, от поиска композиционных средств формирования городской среды и ее элементов - зданий и ансамблей. Речь идет скорее о расширении целей и приемов композиции. Некоторые из них сегодня используются и декларируются достаточно четко.
Одна из таких целей формулируется как необходимость связи здания с контекстом городской среды. В этом смысле можно говорить о незаконченности, открытости его композиции и соответственно, о приемах целенаправленного придания неопределенности границам здания или комплекса, что позволяет легче вписаться в контекст и способствует созданию сложного целого, законченности более высокого порядка. Границы в этом случае превращаются в "швы", предполагая "скрепление" элементов композиции,
Другая сторона той же задачи- намеренное ослабление внутренних связей едино создаваемой композиции. преднамеренное достижение впечатления мозаичности, фрагментарности, "случайности сочетании. Р Вентури рассматривает эти качества композиции как средства достижения "трудного целого".
Еще одна позиция, связанная с идеей незавершенности композиции,- придание архитектурной форме многозначности как в плане открытых возможностей многовариантного решения пространства, так и в вариантности ее образного восприятия. Первый прием наиболее последовательно использует Мис ван дер Роэ и формирует как бы основу художественно вполне завершенную, но предполагающую дальнейшее развитие в конкретизации пространств интерьеров оборудования дизайна. Этот путь в еще большей степени характерен для градостроителя создающего канву по которой работает архитектор проектирующие здание. Второй прием связан с приданием композиции здания или комплекса определенной многослойности позволяющей по разному увидеть его в разное время. Иногда рассматривают эту потенциальность архитектурной формы способность ее становиться еще чем- то. как наиболее желательное ее свойство.
   Итак. мы назвали некоторые композиционные принципы, решаемые в проектировании городской среды направленные на достижение открытости композиции.
преодоление (ослабление) границ отдельных элементов среды с целью достижения единства на более высоком уровне (разрушение периметра);
ослабление внутренних композиционных связей для усиления внешних;
достижение многозначности композиционного решения с целью гибкого изменения и приспособления его во времени (многослойность композиции по методу коллажа или "монтажа случайностей" - С. Эйзенштейн);
"сглаживание " нивелировка доминант или доминирующих элементов композиции;
разрушение, сбивка композиционных осей вместе с "распутыванием ", ослаблением композиционных узлов-звеньев.

    Диалектика отношении целостности законченности и незаконченности открытости на контекст вместе с тем не является отношением антиподов Речь всегда идет об определенном соотношении названных характеристик. Ни одно архитектурное сооружение как бы центрично и целостно оно ни было не воспринимается без контекста. И наоборот каким бы непрерывным ни казался городской ландшафт мы фиксируем в нем границы и ориентиры. Поэтому противопоставление законченности и незаконченности завершенности и открытости композиции может рассматриваться лишь как обозначение проблемы. Оно каждый раз решается в соответствии с конкретной композиционной задачей
Возвратимся в связи со сказанным к современным идеям отражения в искусстве и архитектуре поточности сознания, непрерывности и неограниченности пространственных отношений (структур) и их выражения в мозаичности композиции и отсутствии композиционных границ (безграничности). Современность и актуальность такого поиска несомненно она связана с расширением границ человеческого познания и закономерным его отражением в искусстве. Можно назвать ряд конкретных положительных черт этого поиска в градостроительстве. Это, прежде всего, художественно-творческое обращение к композиции города и градостроительным системам макроуровня, отражающее стремление эстетически осмыслить все, что создается человечеством в рациональных, практических целях, гуманистическую ответственность за окружающую среду.
Положительным и закономерным является поиск образного выражения самого свойства непрерывности жизненных процессов, окружающей среды, человеческого познания. Сегодня этот поиск во многом декларативен, однако он как представляется, играет существенную роль в самопознании человека, познании и оценке им окружающего мира. Главной проблемой здесь оказывается сама возможность выражения непрерывности и естественности жизненных процессов в структурной упорядоченности и целостности художественных образов.
Новизна такой задачи в художественной культуре, а также рациональные истоки ее возникновения и профессионального осознания обусловливают интеллектуализм ее современных решений. Это хорошо видно в рациональности подходов к композиции современной архитектуры от функционализма до постмодернизма И именно в этих рациональных декларациях проявляются трудности и недостатки современных исканий. Таковы установки на разрушение целостности, на поэтизацию хаоса, на парадоксальность сочетаний— на антиархитектуру. В них архитектура отрицает ограниченность прошлого опыта, традиционных представлений о композиционных основах порядка, гармонии. Однако рациональная установка на художественное освоение новой темы еще не означает ее действительного освоения. И, как представляется, агрессивность и категоричность некоторых художественных деклараций архитектуры XX века в большей степени связана именно с трудностями в этой области Особенность этого периода заключается в опережении рациональными идеями художественных открытий и, соответственно, в негативности оценок и программ, определяемой таким опережением. Однако несомненно и то, что в лучших архитектурно-градостроительных работах осуществляется действительный художественный синтез новых смыслов и ценностей современной культуры Следом за осознанием новых задач и возможностей приходит их реальное художественное решение.

    Д.А. Турбин

<<< previous page Деконструктивизм | далее... next page >>>

next page >>>












next page >>>
<<< previous page
Корпус 3 Архитектурный альманах Корпус - web-версия
Наш Е-mail:
x-4@narod.ru
Design: Simon Rastorguev studio.
 
  © Д.А. Турбин  Корпус 3 | Форум | Новости
Hosted by uCoz