arch
Архивная версия / archive version:


Проект «Лекции» переехал на сайт www.cih.ru
This project was moved to the www.cih.ru

данная версия не обновляется и может быть недоступной через некоторое время

см. также: СНиПы | Архитектура | Бионика | Новости | Строительство

Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website:
 
   проект "Лекции" | Собираем материалы. Присылайте: x-4@narod.ru - опубликуем.
 
  
  x4
Лекции
 
  Архитектура Архитекторы
  ВУЗы и НИИ
  "Левая" культура
тема:  "Левая" культура 1 2 3 4 5


Ситуационистский Интернационал и парижские события 1968 года

Ситуационистская урбанистическая практика и критический анализ общества нашли наивысшее свое воплощения в майских событиях 1968 года в Париже, без колебаний можно сказать, что эти события были самым выдающимся произведением левого искусства двадцатого века. Правозвестником «студенческой революции» 68-го был инцидент в Страсбургском Университете произошедший осенью 1966 года, когда группа студентов находившихся под влиянием ситуационистских идей, установила контроль над отделением студенческого профсоюза ( UNEF ) и с помощью своих идейных вдохновителей напечатали брошюру «Размышления о нищете студенческой жизни, рассматриваемой в ее экономическом, политическом, психологическом и сексуальном аспектах, и скромные предложения по ее изменению» тиражом в 10000, использовав для этого профсоюзные фонды. Скандал вызвал не столько сам факт огромной растраты, сколько содержание выпущенного памфлета, бывшего яростной атакой на роль студента в частности, и все общество в целом. Администрация университета подала в суд на студентов. В приговоре судьи помимо прочего прозвучали следующие знаменитые слова: «эти циники не останавливаются перед воровством, разрушением образования, уничтожением работы, тотальным разрушением и мировой пролетарской революцией, единственной целью которой является «запретное удовольствие»»

Скандал, сопровождавший выход в свет «Нищеты студенческой жизни» и публикация книг Дебора и Ванейгема в 1967 году вызвал беспрецендентный интерес и дискуссии о ситуационистском анализе. В январе 1968 года радикально настроенные студенты. Находившиеся под влиянием ситуационистов, организовали группу «бешенных» ( engares ). Более широкое «Движение 22 марта» также находилось по некоторым их влиянием.

После оккупации полицией Латинского квартала, последовавшей за мощными, продолжительными и сопровождавшимися насилием демонстрациями, протест распространился на фабрики и в учреждения. К середине мая во всеобщей забастовке принимало участие уже более десяти миллионов человек.

Лозунги бастующих рабочих с самого начала отличались чрезвычайной радикальностью, представляя собою призывы к фундаментальному изменению организации труда и требования самоуправления. Студенты захватили Сорбонну и другие университеты. Работники государственного телевидения передавали в эфир предупреждения о действиях полиции.

Члены СИ, численность которого в тот момент составляла всего сорок человек, участвовали в деятельности Комитета за продолжение оккупаций, взявшего на вооружение самые поэтичные сюрреалистские лозунги: «Я принимаю свои желания за реальность, потому что верю в реальность своих желаний !»; «Вся власть воображению !»; « Под мостовой- пляж !». Все эти, и многие другие лозунги, коими были расписаны парижские стены, безусловно являются реализацией практики detournement 'а городской среды.

Очевидно также, что многочисленные манифестации тех дней, чуть было не заставившие французское правительство бежать из страны и бывшие ярким примером конструирования и проживания ситуаций, являются свидетельством пускай временного, но искусства за пределы своих границ, к которому призывали ситуационисты.

Заключение. Распад и культурное наследие С.И.

Майские события, однако, не завершились detournement 'ом общества. К середине июня контроль над обществом полностью вернулся к правительству. Последствия парижской весны 68- го стали основной причиной прекращения деятельности СИ, сопровождавшегося яростной полемикой и взаимными обвинениями, ставшими традицией, между сторонниками Дебора и Ванейгема. Очевидная неудача ситуационистской революционной практики, как следствие обнажившая серьезные недостатки теоретического анализа, не могла не привести к деморализации участников движения, которое к началу 70- х стогнировало и в 1972 году распалось.

Несмотря на свою малочисленность и непродолжительное существования Ситуационистский Интернационал оказал и продолжает оказывать огромное влияние на радикалов от культуры и ультралевых в Европе США. Влияние ситуационистских идей также отчетливо ощущается и в кругах российских радикальных художников (особенно проявляется оно в акциях Осмоловского, Бренера, Тер- Оганьяна и некоторых других). Основными «ситуационистскими» акциями московских леворадикальных являются «Х…Й» на красной площади, акции в рамках деятельности галереи в Трехпрудном переулке, акция устроенная Бренером в Стенделик музее и послужившая причиной его ареста, «Против всех партий» на мавзолее и баррикада на большой Никитской, устроенная Осмаловским и его единомышленниками в канун 30- й годовщины парижской весны, также наказанная властями.

Помимо разработок в области урбанистики, о которых было сказано выше, наибольшее влияние ситуационисты оказали именно в области общественной теории. Говоря об обществе зрелища, Дебор по существу представил первый анализ постмодернисткой эпохи. Многие из современных классиков постмодернизма были частью той же лево- интеллектуальной среды в которой вращались ситуационисты и существует явная преемственность между разработками СИ и возникшими позднее постмодернистскими общественными теориями.

Как и ситуационисты, теоретики постмодернизма рассматривали мир образов как разделенный на части, разъединенный и лишенный центра. Зрелище Дебора- это именно та реальность, о которой они говорят. Они пользуются стилем и словарем ситуационистов, деконструктивным detournement и описанием в виде коллажей. Ситуационистские термины игры и желания характерны для работ постмодернистов, точно так же, как и их интерес к средствам массовой информации, авангарду и повседневной жизни. Примеры ситуационистского влияния можно найти и в современной музыке. В частности эксперимент Малкома Макларена и Джейми Рейда – участников пост- ситуанистской группы «Кинг Моб», использовавшее знание механизмов общества зрелища для создания и успешной продажи изобретенного ими панк- стиля (в лице «Секс Пистолз»). Более поздняя американская панк- волна также не обошла вниманием идеи СИ своим вниманием,- они были и остаются достаточно актуальными в панк –кругах США и Европы, да и сама панк-субкультура имеет много общего с ситуационистами, начиная от самого стиля панк- зинов (самиздатовских панк- журналов), активно использующих технику коллажа, «исправленные» комиксы и т.д .


© Штокало С.А.

тема:  "Левая" культура 1 2 3 4 5
радизайн проект x.4 CAP.x4 SUPERTOP
E - mail: x-4@narod.ru
 © 2003—2004, Леkции v2
  Форум | Новости | Содержание
Hosted by uCoz