arch
Архивная версия / archive version:


Проект «Корпус» переехал на сайт www.cih.ru
This project was moved to the www.cih.ru

данная версия не обновляется и может быть недоступной через некоторое время

см. также: Корпус | ШтоРаМаг | Арх. Журнал | Новости | Строительство

Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website:
 

 

Rambler's Top100  архитектурный альманах А.M.Волков | Неоконструктивизм. <<< previous page3next page >>>    



4. Пропорции. Говорить о каких-то общепринятых, пропорциональных системах у конструктивистов и неоконструктивистов не приходится. Хотя можно вспомнить, например Модуле? Ле Корбюзье, но он не имел широкого распространения. Конструктивисты положили начало использованию единой модульной системы, кратной 100 сантиметрам, исходя из которой и, стали производить конструкции зданий. В современной архитектурной практике условия стандартизации архитектурных конструкций оказывают меньшее влияние, т. к. увеличились технические возможности, появилось разнообразие конструктивных решений, да и заказчики в большинстве случаев - это крупные фирмы, банки, состоятельные люди, располагающие достаточными средствами, что бы оплатить производство нестандартных элементов конструкций. Существуют архитектурные бюро, которые для каждого нового проекта разрабатывают специальные конструкции, являющиеся только современным техническим, но и художественным произведением.
5. Пластические членения. Основу средств, пластической выразительности композиций конструктивистского течения заложили проекты братьев Весниных 1923-1925 гг. Это вынесенный наружу каркас, мачты опутанные проводами (Дворец труда), металлические переплеты, наклонная витрина для текущих сообщений, установка для световой рекламы, экран-часы, вынесенные наружу лифты (Ленинградская правда), облегченная сетка каркаса с подчеркнутым выявлением вертикальных элементов (Аркос и Телеграф), только слабое выявление горизонтальных перекрытий на остекленном фасаде (Универмаг). Следует отметить и роль проектов И. Леонидова. Он ввел принципмально новые приемы членения фасадов своих "простых" объемов. Но традиционные членения, которые имели подчеркнуть форму или показать ее ритмическое нарастание в ту или иную сторону, а такие членения, которые нс мешают воспринимать всю форму как бы не обращают на себя внимания, становятся чем-то естественно в ней присутствующим, а не прибавлением к пей. Нужно сказать и о работах Ле Корбюзье так как они в этом аспекте оказали влияние не только на конструктивистов, но и на неоконструктивистов. Это прежде всего ленточное остекление, выступающие перед плоскостью фасада балконы и навесы над входами, солнце защитные устройства на фасадах зданий.
Неоконструктивисты используют практически те же самые приемы,, что и конструктивисты, но пластическим элементам, уделяется еще большие внимание, некоторые из них могут рассматриваться как самостоятельные. Например, не просто консольно нависающий козырек, выделяющий вход, а закрепленный на двух опорах, с помощью металлических тросов навес над вынесенным в перед тамбуром, в виде кубического объема. Большое распространение, в отличие от сооружений конструктивистов, получили вынесенные перед фасадом здания каркасы, для обогащения его пластики и светотени. Используется множество вариантов солнце защитных устройств, начиная от больших нависающих сразу над всем фасадом козырьков и заканчивая сложными в конструктивном плане решетками, закрывающих весь фасад. При решении индивидуальных жилых домов для большей пластической выразительности, часто прибегают к выступающим, перед большими стеклянными плоскостями фасадов лестничных маршей, балконов, каминных труб.
Конгрессцентр Винси, Франция. Ж.Нувель.
6. Соотношение проемов и массы. У конструктивистов можно проследить тенденцию от преобладания массы над проемами к преобладанию проемов над массой. Сравнить на пример проект Дворца труда Весниных 1923 г. и проект Института Ленина Леонидова 1927 г. Эта тенденция была преобладающей, но не все охватывающей, каждое проектное решение зависело, прежде всего, от функционального назначения здания и пристрастий конкретного архитектора. Следует так же упомянуть о Ле Корбюзье, его творчество оказало большое влияние на неоконструктивизм, в большинстве работ, которого, как правило, преобладала масса над проемами.
Среди неоконструктивистов можно выделить две группы архитекторов. Первая в проектах, которых, масса преобладает над проемами или их соотношение приблизительно равно. Здесь очевидно влияние проектов конструктивистов 1923-1927 гг., работ таких архитекторов, как братья Веснины, Голосовы, Ле Корбюзье. Чередование глухих и остекленных поверхностей используется, как основной композиционный прием. У второй группы можно отметить подавляющее преобладание проемов над массой, здания могут иметь все ограждающие конструкции из стекла. Прекрасным примером служит, к сожалению, до сих пор нереализованный, проект 400-метровой "Бесконечной башни" Жана Нувеля в Дефансе. Это прозрачный небоскреб из стекла, перфорированного алюминия и гранита, он уходит глубоко под землю и, одновременно, скрывается в небе. Можно провести аналогии с работами И. Леонидова и Я. Чернихова.
7. Соотношения проемов между собой. В проектах конструктивистов можно говорить о различных возможностях таких соотношений. Могли быть только маленькие проемы и отсутствовать большие, но это очень редко встречаемое сочетание. Чаще всего было сочетание меленьких и крупных проемов, с преобладанием последних. Есть масса примеров, когда вообще отсутствовали мелкие проемы, а основу составляли большие остекленные поверхности стены.
У неоконструктивстов можно только говорить в этом аспекте о проектах тех архитекторов, которые относятся к первой группе, согласно предыдущему разделу. Как правило, у них одна из стен здания является полностью стеклянным экраном, все остальные прорезаются прямоугольными или квадратными проемами произвольных размеров. Такое разделение связано с отражения функционального зонирования объема. Гостиным, холлам, выставочным залам соответствуют большие остекленные поверхности стены, а личным аппартаментам, хозяйственным помещениям малые проемы в стене.
8. Материал и цвет. Преобладающим материалом у конструктивистов был железобетон, активно использовался кирпич для ограждающих конструкций, быстро увеличивалось применение металла и стекла. На счет последнего материала стоит заметить, что широкое внедрение больших остекленных поверхностей ограждающих конструкций, неоспоримая заслуга конструктивистов.
Что касается цвета, то он не играл самостоятельной роли. В основном цвет применялся для оштукатуренных стен зданий. Как правило краски не были яркими, чистыми, как скажем в живописи тех лет, но достаточно сдержанными.
Основными материалами неоконструктивизма являются металл и стекло, бетон используется намного реже, практически не используется кирпич и дерево. Предпочтение металлу отдано, потому что благодаря ему возможно применение разнообразных конструктивных систем и элементов, при чем да же самые сложные металлические конструкции выглядят достаточно легкими, иногда да же ажурными, по сравнению с массивными, громоздкими бетонными элементами, что гораздо больше отвечает современным эстетическим предпочтениям, и развитию современных технологий. Металл нередко используется не только для несущих конструкций, но и как облицовочный материал.
К использованию цвета среди неоконструктивистов существуют разные подходы. Одни из них продолжают традиции пуризма Ле Корбюзье, создавая белые, чистые здания, как например Ричард Майер, который облицовывает свои здания белым хромированным металлом в виде плиток, но и он позволяет себе использовать иногда включения из дорогих каменных породы разных оттенков, например гранит. Среди группы этих архитекторов очень популярен так же металлический цвет. Другие неокнструктивисты более смело вводят в свои проекты не только цвет, по и средства кино, рекламы, шоу-бизнеса. Они, как правило, используют красный, синий, черный цвета. Примером могут служить работы таких архитекторов, как Жана Нувеля, Рэма Коолхаса, Бернарда Чуми.
Галерея Лафайет, Германия. Ж.Нувель.
В результате проведенного анализа видно, что основные принципы конструктивизма, такие как использование каркаса, свободного плана, навесной конструкции стены, рациональной организации функции, являются основой и неоконструктивизма. Но в отличие от конструктивизма большое значение приобрели художественно- композиционные аспекты, и нередко они играют более важную роль, чем рациональные и конструктивные. Например, колонны или балки могут быть большего сечения, нежели необходимо для несущей способности, а их число может превышать нужное. Так же конструктивные узлы бывают крупнее и сложнее. чем возможно было бы сделать.
Навесная стена представлявшая у конструктивистов единую поверхность, расчлененную горизонтальными окнами, у неоконструктивистов разделяется на массу плоскостей, одни из которых выдвигаются вперед, другие сдвигаются назад, при чем они могут быть не только едиными пластинами, но часть из них можег быть в виде решеток. Из плоскости стены так же часто выдвигаются лестничные клетки, входные тамбуры. вырезаются углы для устройства террас. Все эти преобразования имеют главной своей целью, прежде всего достижения максимальной, художественной выразительности, но в отличие от Деконструктивизма, происходят в параллельных плоскостях. Неоконструктивизм предельно использует композиционные возможности навесной стены.
Каркасная система так же претерпела некоторые изменения. В результате широкого применения металла, получили распространение колонны трубчатого сечения. Используются опоры и более сложной формы, например колонны напоминающие дерево, когда от мощного центрального столба отходят вверх более тонкие стержни, причем возможны различные варианты такой конфигурации. Они используются не только для интересного решения конструктивной, но и художественной задачи. Часто встречается прием, когда крайний ряд опор каркаса вынесен за плоскость фасада, что придает большую пластическую выразительность объему.
В проектах неоконструктивистов часто встречаются интересные эксперименты с материалом и цветом. Они сталкивают твердое и мягкое, гладкое и шероховатое, напыщенный блеск техники и ржавчину ее упадка. Корни такого видения лежат в современном искусстве. Все это можно увидеть в работал Жана Нувеля и Рэма Коолхаса. Но есть и более консервативные архитекторы, которые используют почти во всех своих проек- тах одни и те же материалы и цвет. Примером тому служит творчество американца Ричарда Майера. Большинство его построек выполнены из металла, в меньшей степени бетона и обязательно имеют белый цвет, за что его иногда называют "мистер в белом".
Атениум. Р.Майер
Следует отметить влияние на композиции неоконструктивистов, работ архитекторов, входивших в первую новаторскую творческую организацию в советском Союзе АСНОВА, которая была учреждена в 1923 году. Ее члены, как и конструктивисты, признавали необходимость тесной связи с современностью, максимальное использование данных науки и техники в архитектуре, функциональную связь цели и назначения сооружения, строительного материала и технических конструкций. Но помимо этого признавалась серьезная работа над формальной стороной архитектуры и над проблемами современной эстетики. Учитывалась биологическая и физиологическая стороны человеческого восприятия. Их исследования касающиеся анализа и синтеза элементов архитектуры - пространства, формы, конструкции, а так же средств выражения - массы, веса, цвета, пропорций, движения и ритма, легли в основу дисциплины "Объемно-пространственная композиция", которая является базовой для творчества современных архитекторов.
Что касается идейного содержания неоконструктивизма, то в отличие от конструктивизма, поднимаются менее общезначимые, более локальные вопросы, подчиненные иной логике, - они уже не так тесно связаны с серийным производством, не одержимы им, они взращивают некий интерес к парадоксу, ориентируются на "уникальную вещь", на индивидуальность, на какую-то группу или компанию.
В заключение хотелось бы привести высказывание известного французского архитектора Кристиана де Портзампарка, которое отражает взгляды неоконструктивистов на прошлое и настоящее архитектуры: "Мы воспитаны на наследии русского авангарда, оно обладает громадной силой и важностью. Сложность состоит в том, что мы уже не можем встать на идеологические позиции той эпохи. Они - авангардисты - сознательно порвали с прошлым и строили новый мир. Даже в среде искусства принялась эта идея, что ничто уже не возвратится на прежние рельсы. Если бы сегодня кто-нибудь утверждал, что мы на пути к новому миру, он нашел бы скромный отклик.
Мы живем в иную эпоху, времена изменились. Мы знаем, каким образом "новый мир" появился, и находимся под действием противоречий, трудностей его осуществления; мы извлекли из наследия той эпохи логические выводы. Но если мы обращаемся к конструктивистам, к Вхутемасу, говорим о тогдашней архитектуре, обо всех тех эскизах и проектах, это потому, что сейчас мы в процессе своеобразного обучения, потому, что мы сами осваиваем изменившийся мир, мир, претерпевший значительные преобразования".

    А.М. Волков

<<< previous page Неоконструктивизм | далее... next page >>>

next page >>>












next page >>>
<<< previous page
Корпус 3 Архитектурный альманах Корпус - web-версия
Наш Е-mail:
x-4@narod.ru
Design: Simon Rastorguev studio.
 
  © А.М.Волков  Корпус 3 | Форум | Новости
Hosted by uCoz