|
Проект «Корпус» переехал на сайт www.cih.ru см. также: Корпус | ШтоРаМаг | Арх. Журнал | Новости | Строительство Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website: |
|
|
архитектурный альманах | А.M.Волков | Неоконструктивизм. | 3 |
Среди неоконструктивистов можно выделить две группы архитекторов. Первая в проектах, которых, масса преобладает над проемами или их соотношение приблизительно равно. Здесь очевидно влияние проектов конструктивистов 1923-1927 гг., работ таких архитекторов, как братья Веснины, Голосовы, Ле Корбюзье. Чередование глухих и остекленных поверхностей используется, как основной композиционный прием. У второй группы можно отметить подавляющее преобладание проемов над массой, здания могут иметь все ограждающие конструкции из стекла. Прекрасным примером служит, к сожалению, до сих пор нереализованный, проект 400-метровой "Бесконечной башни" Жана Нувеля в Дефансе. Это прозрачный небоскреб из стекла, перфорированного алюминия и гранита, он уходит глубоко под землю и, одновременно, скрывается в небе. Можно провести аналогии с работами И. Леонидова и Я. Чернихова. 7. Соотношения проемов между собой. В проектах конструктивистов можно говорить о различных возможностях таких соотношений. Могли быть только маленькие проемы и отсутствовать большие, но это очень редко встречаемое сочетание. Чаще всего было сочетание меленьких и крупных проемов, с преобладанием последних. Есть масса примеров, когда вообще отсутствовали мелкие проемы, а основу составляли большие остекленные поверхности стены. У неоконструктивстов можно только говорить в этом аспекте о проектах тех архитекторов, которые относятся к первой группе, согласно предыдущему разделу. Как правило, у них одна из стен здания является полностью стеклянным экраном, все остальные прорезаются прямоугольными или квадратными проемами произвольных размеров. Такое разделение связано с отражения функционального зонирования объема. Гостиным, холлам, выставочным залам соответствуют большие остекленные поверхности стены, а личным аппартаментам, хозяйственным помещениям малые проемы в стене. 8. Материал и цвет. Преобладающим материалом у конструктивистов был железобетон, активно использовался кирпич для ограждающих конструкций, быстро увеличивалось применение металла и стекла. На счет последнего материала стоит заметить, что широкое внедрение больших остекленных поверхностей ограждающих конструкций, неоспоримая заслуга конструктивистов. Что касается цвета, то он не играл самостоятельной роли. В основном цвет применялся для оштукатуренных стен зданий. Как правило краски не были яркими, чистыми, как скажем в живописи тех лет, но достаточно сдержанными. Основными материалами неоконструктивизма являются металл и стекло, бетон используется намного реже, практически не используется кирпич и дерево. Предпочтение металлу отдано, потому что благодаря ему возможно применение разнообразных конструктивных систем и элементов, при чем да же самые сложные металлические конструкции выглядят достаточно легкими, иногда да же ажурными, по сравнению с массивными, громоздкими бетонными элементами, что гораздо больше отвечает современным эстетическим предпочтениям, и развитию современных технологий. Металл нередко используется не только для несущих конструкций, но и как облицовочный материал. К использованию цвета среди неоконструктивистов существуют разные подходы. Одни из них продолжают традиции пуризма Ле Корбюзье, создавая белые, чистые здания, как например Ричард Майер, который облицовывает свои здания белым хромированным металлом в виде плиток, но и он позволяет себе использовать иногда включения из дорогих каменных породы разных оттенков, например гранит. Среди группы этих архитекторов очень популярен так же металлический цвет. Другие неокнструктивисты более смело вводят в свои проекты не только цвет, по и средства кино, рекламы, шоу-бизнеса. Они, как правило, используют красный, синий, черный цвета. Примером могут служить работы таких архитекторов, как Жана Нувеля, Рэма Коолхаса, Бернарда Чуми.
Навесная стена представлявшая у конструктивистов единую поверхность, расчлененную горизонтальными окнами, у неоконструктивистов разделяется на массу плоскостей, одни из которых выдвигаются вперед, другие сдвигаются назад, при чем они могут быть не только едиными пластинами, но часть из них можег быть в виде решеток. Из плоскости стены так же часто выдвигаются лестничные клетки, входные тамбуры. вырезаются углы для устройства террас. Все эти преобразования имеют главной своей целью, прежде всего достижения максимальной, художественной выразительности, но в отличие от Деконструктивизма, происходят в параллельных плоскостях. Неоконструктивизм предельно использует композиционные возможности навесной стены. Каркасная система так же претерпела некоторые изменения. В результате широкого применения металла, получили распространение колонны трубчатого сечения. Используются опоры и более сложной формы, например колонны напоминающие дерево, когда от мощного центрального столба отходят вверх более тонкие стержни, причем возможны различные варианты такой конфигурации. Они используются не только для интересного решения конструктивной, но и художественной задачи. Часто встречается прием, когда крайний ряд опор каркаса вынесен за плоскость фасада, что придает большую пластическую выразительность объему. В проектах неоконструктивистов часто встречаются интересные эксперименты с материалом и цветом. Они сталкивают твердое и мягкое, гладкое и шероховатое, напыщенный блеск техники и ржавчину ее упадка. Корни такого видения лежат в современном искусстве. Все это можно увидеть в работал Жана Нувеля и Рэма Коолхаса. Но есть и более консервативные архитекторы, которые используют почти во всех своих проек- тах одни и те же материалы и цвет. Примером тому служит творчество американца Ричарда Майера. Большинство его построек выполнены из металла, в меньшей степени бетона и обязательно имеют белый цвет, за что его иногда называют "мистер в белом".
Что касается идейного содержания неоконструктивизма, то в отличие от конструктивизма, поднимаются менее общезначимые, более локальные вопросы, подчиненные иной логике, - они уже не так тесно связаны с серийным производством, не одержимы им, они взращивают некий интерес к парадоксу, ориентируются на "уникальную вещь", на индивидуальность, на какую-то группу или компанию. В заключение хотелось бы привести высказывание известного французского архитектора Кристиана де Портзампарка, которое отражает взгляды неоконструктивистов на прошлое и настоящее архитектуры: "Мы воспитаны на наследии русского авангарда, оно обладает громадной силой и важностью. Сложность состоит в том, что мы уже не можем встать на идеологические позиции той эпохи. Они - авангардисты - сознательно порвали с прошлым и строили новый мир. Даже в среде искусства принялась эта идея, что ничто уже не возвратится на прежние рельсы. Если бы сегодня кто-нибудь утверждал, что мы на пути к новому миру, он нашел бы скромный отклик. Мы живем в иную эпоху, времена изменились. Мы знаем, каким образом "новый мир" появился, и находимся под действием противоречий, трудностей его осуществления; мы извлекли из наследия той эпохи логические выводы. Но если мы обращаемся к конструктивистам, к Вхутемасу, говорим о тогдашней архитектуре, обо всех тех эскизах и проектах, это потому, что сейчас мы в процессе своеобразного обучения, потому, что мы сами осваиваем изменившийся мир, мир, претерпевший значительные преобразования". А.М. Волков
|
||||||||||||||
Архитектурный альманах Корпус - web-версия Наш Е-mail: x-4@narod.ru Design: Simon Rastorguev studio. |
||||||||||||||
© А.М.Волков | Корпус 3 | Форум | Новости |