|
Проект «Корпус» переехал на сайт www.cih.ru см. также: Корпус | ШтоРаМаг | Арх. Журнал | Новости | Строительство Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website: |
|
|
архитектурный альманах | А.M.Волков | Неоконструктивизм. | 2 |
Подводя итог рассмотрению конструктивизма, для лучшего понимания его основных характеристик и принципов, к выше изложенному, могут быть добавлены пять отправных точек Ле Корбюзье. Несмотря на то, что они были сформулированы французским архитектором, они уже до этого использовались конструктивистами в своих проектах. Эти отправные точки были сформулированны так: 1. Дом на столбах. Конструктивной основой здания является каркас. 2. Плоская крыша. Крыша выполняет теперь не только ограждающую функцию, но используется как терраса ( проект акционерного общества "Аркос" братьев Весниных). 3. Свободный план. До сих пор стены здания были его несущими элементами, планировка дома полностью зависела от стен. Этажи больше не будут отделяться один от другого словно отсеки. Отсюда - большая экономия жилого объема, рациональное использование каждого кубического сантиметра, большая экономия материальных средств. 4. Горизонтальные окна. Окна могут быть протянуты вдоль всего фасада, от одного его конца до другого. 5. Свободный фасад. Отныне фасады - это легкие пластины изолирующих стен и окон. Фасад освобожден от нагрузки.
Для того чтобы определить основные характеристики и принципы неоконструктивизма, понять, те особенности, которые отличают его от конструктивизма, необходимо провести сравнительный анализ их проектов по следующим выразительным средствам: по плану, массе, контуру, пропорциям, пластическим членениям. соотношении проемов и массы, членения проемов, материалу и цвету. Это поможет создать более полное представление о неоконструктивизме. 1. Планы. Сравнивая планы конструктивистов и неоконструктивистов можно отметить следующие отличительные черты. Планы конструктивистов в большей части представили собой простые геометрические фигуры (квадраты, круги, прямоугольники), и их пересечение между собой, для достижения более сложных композиций. Сама простота архитектурных форм, связывалась, прежде всего, с их функционально-конструктивной оправданностью. С утилитарного как бы снималась эстетическая нагрузка, образная же идея выводилась из социального содержания сооружения. В проектах конструктивистов получил распространение так называемый павильонный метод композиции, когда здание (или комплекс) делилось на отдельные по назначению корпуса и объемы, которые затем соединялись друг с другом коридорами и переходами, в результате нередко получались достаточно монотонные и мало выразительные с точки зрения композиции, но конструктивисты делали тогда акцент на рационально организованную функцию здания (в этом их достижения действительно был впечатляющими). Художественную выразительность простые по своей форме планы обрели в работах И. Леонидова. Он сознательно сделал ставку на простую форму в образном решении. В его проектах каждый элемент композиции или ансамбля можно прочесть отдельно (независимо) и каждый обогащает целое. В его концепции формы принцип самостоятельности архитектурных элементов играл важную роль. Только в конкурсном проекте кинофабрики появляется редкая для его произведений сложность и живописность планировки, различная конфигурация зданий в плане. Здания образуют выразительный ансамбль, отдаленно напоминающий супрематические композиции К.Малевича.
1. Планы в основе, которых лежат простые геометрические фигуры (прямоугольники, квадраты и круги). 2. Следующую группу составляют планы получаемые путем наложения простых геометрических фигур друг на друга, смещением их относительно друг друга, и затем возможны их несложные трансформации, заключающиеся, как правило, в выемке фрагментов фигур, перемещении их в вертикальном или горизонтальном направлениях. 3. К этой группе относятся композиции планов, основанные на трансформации квадрата (куба). В основе композиции лежит квадрат, который делят на части. Затем их либо отбрасывают, либо сдвигают в стороны, при чем эти части не обязательно правильной формы, но могут иметь более сложную конфигурацию. Процесс трансформации можно сравнить, например, с отделением от апельсина его долек, только в отличие от них части квадрата необязательно равны. Данные композиции могут быть построены на основе пропорции, когда отделяемые части являются прямоугольниками и квадратами, геометрические размеры которых, связаны с первоначальным квадратом. Применяемые пропорциональные соотношения, как правило, несложные: 1/1.5, 1/2, 1/3, но утверждать, что пропорциональная система имеет место всегда нельзя. Главное здесь определяет умение и композиционный талант архитектора. Планы следующей группы могут иметь сложную конфигурацию, но всегда возможно прочитать первоначаль- ный квадрат, который и послужил основой трансформации. 4. Эту группу составляют планы принадлежащие двум системам координат, повернутых относительно друг друга под некоторым углом. Самым простым примером являются два квадрата или прямоугольника наложенных один на другой таким образом, что их композиционные оси не являются параллельными. Важно отметить для всех планов рациональную основу композиции. Всегда хорошо видны композиционные оси. Зафиксированы их начало и конец, выделено пересечение осей - композиционный центр. В планах простой конфигурации, они так же легко читаются т.к. композиционные оси являются границами, между различными функциональными зонами здания. Вообще функциональное зонирование пространства у неоконструктивистов (также как и у конструктивистов) всегда хорошо продуманно и ясно читается на планах. Мелкое членение пространства соответствует жилым, деловым и техническим помещениям, а отсутствие перегородок относится к гостиным, холлам, залам кафе и т.д. Коммуникации всегда располагаются на композиционных осях: либо фиксируют их границы, либо тяготеют к композиционным центрам. Стоит обратить внимание также на то, что при членении планов неоконструктивисть: руководствуются не только рациональными соображениями, но и композиционными. Из четырех, перечисленных выше, групп планов, первые две уже применялись конструктивистами. а остальные получили распространение у их последователей.
Новые возможности архитектурной массы были продемонстрированы И. Леонидовым в его проектах, и в частности в его дипломном проекте Института Ленина Москве. Необычным было решение большой аудитории, которое стало творческим открытием. Аудитория была запроектирована в виде огромного шара, поднятого над землей на ажурных металлических конструкциях. Верхняя половина шара остеклена, нижняя представляет собой амфитеатр. Рядом с аудиторией, составляя с ней единую объемно пространственную композицию, располагался вертикальный параллелепипед книгохранилища, две параллельные стороны которого представляли стеклянные экраны, а две остальные сплошные непрозрачные ограждения. Несмотря на крупные, лаконичные формы, благодаря использованию современных материалов и конструкций, вся композиция наполнена удивительной легкостью, даже невесомостью. Здесь можно отметить, что не от Мис ван дёр Роэ берет начало так называемый "стиль Миса", а от леонидовских проектов 1927-1930 гг. Неоконструктивисты продолжили те поиски, которые начали конструктивисты. Они так же активно используют тяжеловесные, крупные объемы, как правило, лаконичной формы. Но неоконструктивисты редко используют эти объемы сами по себе. В композиции они контрастируют с большими остекленными или мелко расчлененными поверхностями, при чем массивные части часто выдвигаются вперед и отрываются от земли, путем постановки их на отдельные опоры или заглубленные внутрь стены. Примером могут служить проектк американского архитектора Ричарда Майера. Основные идеи творчества И. Леонидова получили продолжение в проектах французского архитектор- Жана Нувеля. Одной из ведущих архитектурных идей его творчества стала идея прозрачности или, как он сам говорит "сквозной видимости". Полностью она была воплощена в одной из самых блестящих построек Нувеля - в здании Фонда современного искусства Картье (1991-1995). Здесь архитектор играет материалом и светом стремится лишить материю всей ее тяжести, сделать ее неощутимой (напрашивается сравнение с проектом Институт- Ленина И.Леонидова). Значительная по своим масштабам постройка (16 уровней здания, 8 из которых - подземные включает 4000 м2 офисов, 1600 м2 выставочного пространства, 800 м2 технических площадей и 4000 м2 садов кажется лишенной веса, ирреальной. Ведь площадь остекления фасадов - 5000 м2! Здание-призрак на бульваре Распай, в интерьер которого органично "входит" парк, таинственно мерцает в ночное время и изысканной тончайшей рамкой охватывает парк днем. 3. Контур. Что касается контура, то нет сильных различий между сооружениями конструктивистов д неоконструктивистов, он может различным, начиная от самого простого и заканчивая достаточно сложные Как правило, сложный контур можно разложить на ряд простых элементов. Хотя в работах некоторых архитекторов, таких как, например Маер и Коолхас, можно встретить пластические формы сложно:.: очертания. У Маера эта тенденция явно берет свое начало от проектов Ле Корбюзье, созданных в последние годы его жизни.
|
||||||||||||||
Архитектурный альманах Корпус - web-версия Наш Е-mail: x-4@narod.ru Design: Simon Rastorguev studio. |
||||||||||||||
© А.М.Волков | Корпус 3 | Форум | Новости |