|
Верую ?
Православная Церковь, простирая свое матернее попечение о вступающих и
вступивших в нее, освящает и многие предметы, особенно необходимые и важные
для благочестия и благополучия верующих :
1). Места богослужения и жительства
2). Время
3). Действия
4). Стихии.
Итак: место богослужения.
Согласно с Писанием (Деян.
VII 49-50) всю вселенную, как творение рук Божиих и место невидимого присутствия
Божия, можно назвать домом Божиим, местом священным и богослужебным. Но
особенно и преимущественно землею святою называют в Писании те места,
которые именно освящены явлением Божества, например, место, где Бог явился
Иову (Быт. XXVIII, 10—22), Моисею (Исх. III, 5), Навину (V, 15); а также
"места общественного богослужения", которые согласно с Писанием обыкновенно
называют "церквями" (1 Кор. XI, 17 - 18), то есть местами собрания во
славу Господа, или "домом Божиим" по явлению и особенному в нем присутствию
Божию (Быт. XXVIII, 17, 19, 22), "домом и храмом молитвы" (Исх. LVI, 7,
Иер. VII, 11, Матф. XXI, 13), "молитвенницею'' (Деян. XVI, 13) по возношению
в ней молитв и жертв.
Священные места истинного
богослужения первоначально были избираемы (Втор.XII, 13-14) и устраяемы
через откровение, явление или иное благодеяние Божие. Сам Бог издревле
являл Свое особенное благоволение и помощь призывавших Его при сооружении
Ему жертвенников и храмов. При создании скинии Бог явил Свое благоволение,
исполнив строителя "премудрости архитектонствовати во всех делех" (Исх.
XXXV, 30-35). Созидающим храмы Божий, при средствах часто скудных, Бог
невидимо являл Свою благодать и восполнял недостатки строителей дивным
обилием (Исх. ХXХV-ХХХVI, 1-б).
"Начало" собственно христианских
храмов для общественного богослужения указано самим Спасителем, по велению
Которого ученики Его приготовили в Иерусалиме для совершения тайной вечери
особенную "горницу велик», постлану, готову" (Марк. XIV, 15), и единодушно
"в молитве и молении" ожидали и получили обещанного им Св. Духа (Деян.
1, 13-14, II, 1). Таким образом, Пресвятая Троица освятила особые места
богослужения (Протоиерей Г. С. Дебольский).
Но все же в чем отличительные
особенности храмов от других мест, так как призвание Бога может и должно
быть во всяком месте и времени? Ответ на этот вопрос лежит в причинах
и целях жертвоприношений. Христианское жертвоприношение упразднило все
бывшие до него и вместо них всех начало приносить чистейшее жертвоприношение,
"милость мира, жертву хваления", жертва бескровная, в которой хлеб и вино
претворяются в Тело и Кровь Иисуса Христа, чтобы сделаться той же единосущественною
Жертвою, которая была принесена на Голгофе (И. Дмитриевский). По Василию
Великому ''Писание не дозволяет как обыкновенный сосуд вносить во святая,
так и святые совершать в обычном доме". На основании этих слов можно сделать
вывод, что храм является не только "домом молитвы", но еще и местом жертвоприношения,
единственным местом. "Спрашиваю: для чего созидается и освящается храм?
Для богослужения вообще? Оно совершается и вне храма. Для таинств? И большая
часть таинств могут совершаться вне храма. Только одно таинство, таинство
Тела и Крови Христовых, непременно требует освящения храма.., Для сей
величайшей на земле святыни требовалось святое хранилище (Митрополит Филарет
Московский). А следовательно и устройство церквей соответствовало цели.
Не углубляясь в вопрос
о внешнем виде храма, можно сказать словами Иоанна Кронштадтского, что
"образность или символика есть потребность человеческой природы в настоящем
духовно-чувственном нашем состоянии: она наглядно объясняет нам весьма
многое из духовного мира, чего без образов и символов мы не могли бы знать".
Вот как описывает свое впечатление от храмов Е. Поселянин: "Сколько чувств
возникает в душе, когда вы едете на лошадях по бесконечной русской равнине,
и пред вами временами встают сельские храмы! И снова кажется вам, что
к этим храмам жмется все село, все его население..."
Но что случилось? Почему
храм перестал быть домом молитвы? Почему вместо "жертвы хваления" там
решаются любые бытовые проблемы вплоть до кощунственных? Почему сквозь
свод, на котором в символичной форме изображено Небо Небес, видны тварные
небеса мытарств? "Непокойный век умножает дела" (Митрополит Филарет Московский).
Храм строящийся - проповедь добра, храм разрушенный - проповедь зла, -
дела умножаются. "Жалуются, что в церкви часты праздники: а в театре праздники
ежедневно, Праздники потеряны в духе: оттого не хотят их и в обряде" (там
же). Приходит на память один рассказ:
"В каком-то селе закрывали церковь. Мрачная и молчаливая толпа мужиков
глядела на разорение святыни. Из церкви вышвыривали иконы. Один из комиссаров
кричит селянам:
- Бога нет! Нет Бога! Вот, смотрите!.. Видите?! Видите?! Ну, где ваш Бог?..
Почему Он меня не накажет?
- Уже наказал, - слышится голос из толпы.
- Когда наказал? Как наказал?
- Ум отнял".
"Бог есть простое, совершеннейшее Существо, то есть чистейшая святыня,
чистейшее добро и правда; чтобы быть в единении с Богом, чтобы быть одним
духом с ним (ибо мы от Него), нужно по благодати Его, стяжать в себе совершенную
простоту добра или святости и любви. Для того и теперь стоит в мире Церковь
святая со всеми ея учреждениями; для того Богослужение, Таинства, обряды;
для того посты, чтобы очищать и освящать чад Божиих, ради соединения с
Оным всеблаженным Существом, в Троице славимым: Отцем, Сыном и Духом Святым.
(Иоанн Кронштадтский).
|
|