|
Проект «Корпус» переехал на сайт www.cih.ru см. также: Корпус | ШтоРаМаг | Арх. Журнал | Новости | Строительство Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website: |
|
|
архитектурный альманах | Д.А.Турбин | Деконструктивизм. | 3 |
Вместо традиционной модели художественного познания, творящего и представляющего картины жизни в гармонической целостности законченного, сегодня искусство претендует на изображение незаконченного, на схватывание несвязного, на постижение многоликого потока времени и пространства. Если начиная свое позна- ние мира, человек упрощал всю сложность явлений, превращая их в понятные (в том числе и эстетически понятные), сегодня он обращается к постижению самой сложности мироздания. В этом смысле современный этап развития художественной культуры представляется переломным. Можно возразить, что элементы такого «поточного» мировосприятия были в архитектуре готики, что они характерны для художественной культуры ряда стран Востока. Новизна современного этапа заключается в том, что установка на изображение всей сложности жизненного контекста сегодня осознается и определяется как новая, специфическая художественная задача, и, соответственно, из области интуитивного творчества переходит в область целенаправленного формирования нового качества художественных объектов и разработки теории композиции. Итак, ценность сочетания случайных элементов, непричинной связи между ними, отсутствия четких, фиксированных границ проявляется двояко в осознании и преодолении несвязности одномоментного восприятия и многозначности сочетаний воспринимаемых элементов во времени. Фиксация такой разнородности в одномоментном восприятии и случайной последовательности во времени имеет, по-видимому, специфическую эстетическую ценность. В отличие от эстетической ценности гармонизированных структур, здесь речь идет о волевом синтезировании случайного, образной организации в восприятии и представлении самого потока сознания. Вместо эстетического постижения композиционно целостного объекта с его художественно организованными внутренними связями мы эстетически восп- ринимаем в этом случае случайные отношения, навязывая им интуитивно-логическую конструкцию собственного мышления и чувства. В этой структуризации случайного, естественно сложившегося есть эстетическая радость творчества, аналогичная созданию художником картины города или природного пейзажа. В ней, видимо, не меньше духовной радости, чем в постижении заданной гармонии художественного произведения. Поэтизация естественного, случайного не предполагает однозначного отказа от целенаправленной художественной деятельности, от поиска композиционных средств формирования городской среды и ее элементов - зданий и ансамблей. Речь идет скорее о расширении целей и приемов композиции. Некоторые из них сегодня используются и декларируются достаточно четко. Одна из таких целей формулируется как необходимость связи здания с контекстом городской среды. В этом смысле можно говорить о незаконченности, открытости его композиции и соответственно, о приемах целенаправленного придания неопределенности границам здания или комплекса, что позволяет легче вписаться в контекст и способствует созданию сложного целого, законченности более высокого порядка. Границы в этом случае превращаются в "швы", предполагая "скрепление" элементов композиции, Другая сторона той же задачи- намеренное ослабление внутренних связей едино создаваемой композиции. преднамеренное достижение впечатления мозаичности, фрагментарности, "случайности сочетании. Р Вентури рассматривает эти качества композиции как средства достижения "трудного целого". Еще одна позиция, связанная с идеей незавершенности композиции,- придание архитектурной форме многозначности как в плане открытых возможностей многовариантного решения пространства, так и в вариантности ее образного восприятия. Первый прием наиболее последовательно использует Мис ван дер Роэ и формирует как бы основу художественно вполне завершенную, но предполагающую дальнейшее развитие в конкретизации пространств интерьеров оборудования дизайна. Этот путь в еще большей степени характерен для градостроителя создающего канву по которой работает архитектор проектирующие здание. Второй прием связан с приданием композиции здания или комплекса определенной многослойности позволяющей по разному увидеть его в разное время. Иногда рассматривают эту потенциальность архитектурной формы способность ее становиться еще чем- то. как наиболее желательное ее свойство. Итак. мы назвали некоторые композиционные принципы, решаемые в проектировании городской среды направленные на достижение открытости композиции. преодоление (ослабление) границ отдельных элементов среды с целью достижения единства на более высоком уровне (разрушение периметра); ослабление внутренних композиционных связей для усиления внешних; достижение многозначности композиционного решения с целью гибкого изменения и приспособления его во времени (многослойность композиции по методу коллажа или "монтажа случайностей" - С. Эйзенштейн); "сглаживание " нивелировка доминант или доминирующих элементов композиции; разрушение, сбивка композиционных осей вместе с "распутыванием ", ослаблением композиционных узлов-звеньев. Диалектика отношении целостности законченности и незаконченности открытости на контекст вместе с тем не является отношением антиподов Речь всегда идет об определенном соотношении названных характеристик. Ни одно архитектурное сооружение как бы центрично и целостно оно ни было не воспринимается без контекста. И наоборот каким бы непрерывным ни казался городской ландшафт мы фиксируем в нем границы и ориентиры. Поэтому противопоставление законченности и незаконченности завершенности и открытости композиции может рассматриваться лишь как обозначение проблемы. Оно каждый раз решается в соответствии с конкретной композиционной задачей Возвратимся в связи со сказанным к современным идеям отражения в искусстве и архитектуре поточности сознания, непрерывности и неограниченности пространственных отношений (структур) и их выражения в мозаичности композиции и отсутствии композиционных границ (безграничности). Современность и актуальность такого поиска несомненно она связана с расширением границ человеческого познания и закономерным его отражением в искусстве. Можно назвать ряд конкретных положительных черт этого поиска в градостроительстве. Это, прежде всего, художественно-творческое обращение к композиции города и градостроительным системам макроуровня, отражающее стремление эстетически осмыслить все, что создается человечеством в рациональных, практических целях, гуманистическую ответственность за окружающую среду. Положительным и закономерным является поиск образного выражения самого свойства непрерывности жизненных процессов, окружающей среды, человеческого познания. Сегодня этот поиск во многом декларативен, однако он как представляется, играет существенную роль в самопознании человека, познании и оценке им окружающего мира. Главной проблемой здесь оказывается сама возможность выражения непрерывности и естественности жизненных процессов в структурной упорядоченности и целостности художественных образов. Новизна такой задачи в художественной культуре, а также рациональные истоки ее возникновения и профессионального осознания обусловливают интеллектуализм ее современных решений. Это хорошо видно в рациональности подходов к композиции современной архитектуры от функционализма до постмодернизма И именно в этих рациональных декларациях проявляются трудности и недостатки современных исканий. Таковы установки на разрушение целостности, на поэтизацию хаоса, на парадоксальность сочетаний— на антиархитектуру. В них архитектура отрицает ограниченность прошлого опыта, традиционных представлений о композиционных основах порядка, гармонии. Однако рациональная установка на художественное освоение новой темы еще не означает ее действительного освоения. И, как представляется, агрессивность и категоричность некоторых художественных деклараций архитектуры XX века в большей степени связана именно с трудностями в этой области Особенность этого периода заключается в опережении рациональными идеями художественных открытий и, соответственно, в негативности оценок и программ, определяемой таким опережением. Однако несомненно и то, что в лучших архитектурно-градостроительных работах осуществляется действительный художественный синтез новых смыслов и ценностей современной культуры Следом за осознанием новых задач и возможностей приходит их реальное художественное решение. Д.А. Турбин
|
||||||||||
Архитектурный альманах Корпус - web-версия Наш Е-mail: x-4@narod.ru Design: Simon Rastorguev studio. |
||||||||||
© Д.А. Турбин | Корпус 3 | Форум | Новости |