 |
Наложение трех когерентных (от лат. cohaerens-находящийся в связи)
структур никогда не может приводить к супер- когерентной мегаструктуре,
а является противоположностью этой суммы. Независимость трех наложенных
структур таким образом избежало однородности парка в общем. Кроме того,
парк отклонил понятие контекста: la Villete является антиконтекстным,
так как не имеет никакого отношения к окружению. Его план ниспровергает
само понятие "граница" от которого "зависит" контекст.
Если исторически архитектура
всегда определялась как гармоничный синтез пользы, прочности и красоты,
архитектура парка стала парадоксальной архитектурой распада. Прежде всего,
проект пересматривал причинно- следственные отношения между формой и функцией.
Он стремится к архитектуре, которая ничего не означает, являясь как бы
чистой проекцией линии или игрой языка, la Villete делает шаги к толкованию
бесконечности и полного отказа от неподвижности.
Вот некоторые иронические
оценки идеи парка: "флирт с нигилизмом; прогулка в нем - ничто иное как
удовольствие блуждания в некой проницаемой и изменяющейся структурной
ткани; парк XXI века, где все становится пунктирным и неустойчивым - своего
рода игра с небытием и взгляд на модель мира вывернутого на изнанку"...
Архитектура парка - это архитектура "неоднородности", "прерывания" и "не
совпадения". Однако, по словам Чуми, ошибочно считать достаточной только
силу приставок "дис...", "де...". Они означают лишь дестабилизацию, разрушение,
вскрытие, диссоциацию и разъединение. Работа, состоящая из простого смещения
или "вывиха" не получится - необходима соединительная идея. То, что мы
видим здесь - это стиль организации города, поднятый до высокого искусства,
и он не должен вызывать никакого удивления или неожиданности, так как
это напоминание о Седрик Прис и его "не-планах"- одном из наиболее используемых
образцов модернизма. Важно подчеркнуть историческую природу этой идеи,
так как это является очень важным моментом в теории Деконструктивизма.
Итак, существуют три автономные
составленные системы парка и их бесконечные комбинаторные возможности.
Каждый наблюдатель проектирует свой собственный парк, запоминая, интерпретируя
вновь и так далее. В итоге - нет никакой абсолютной "правды архитектурного
проекта", так как - функция не отражает ни цели, ни материала объекта.
Следовательно: "правда" красных фоли - не "правда" конструктивизма. Так
же, как "правда" системы точек - не "правда" системы линий. Сложение внутренне
когерентных систем не становится когерентной системой. Избыток рациональности
не рационален. Ля Вийет как новая убедительная модель де конструктивизма,
стоит на новых социальных и исторических условиях: рассредоточенная и
дифференцированная действительность объявляет конец утопии согласия.
В книге "Эстетика города"
Зоя Николаевна Яргина, рассматривая проблему достижения пространст- венной
композиционной целостности в градостроительстве, касается тем, которых
не избежали и современные теоретики-деконструктивисты. Она утверждает,
что за счет активизации внешних композиционных связей объекта на всех
уровнях можно достичь решения задачи преодоления замкнутости, центричности,
раскрытия застройки на контекст. В проектировании здания речь идет о взаимопроникновении
внешнего и внутреннего пространства, введении промежуточного пространства
(внешние коридоры, "вынутые» углы и др.). Идея раскрытия здания на городской
контекст обусловливает утверждение того, что здание вообще не должно иметь
четко выраженного начала и конца, так как оно всегда - фрагмент целого.
В масштабе фрагментов городской среды речь идет о пространственном раскрытии
композиций, формировании переходных пограничных зон, композиционных связок,
так называемых "контекстуальных окончаний". Одновременно может решаться
задача ослабления, смягчения внутренних связей.
Значительная доля непреднамеренности
в формировании городской среды, включая и складывающиеся эволюционно архитектурные
композиции, обусловила повышение интереса к проблеме единства случайного
Поэтизация неожиданных, непреднамеренных сочетаний, эстетика внехудожественного
привели к обратному влиянию на приемы композиции. Речь идет об искусственном
разрушении тематического единства не только в застройке, но и в отдельных
зданиях, о поиске неожиданных, парадоксальных сочетаний, имитирующих случайность
тематической структуры и, как бы разрушающих тематическое единство.
 |
"Институт солнца" в Штутгартском университете, Германия.
Бениш и партнеры. |
Такие композиционные характеристики
объекта как внутренняя связность, завершенность, урав- новешенность предполагает
автономность, тогда как внешняя связность, открытость на контекст, предполагает
размывание границ композиции. Диалог этих подходов сегодня звучит часто
как альтернатива. Вместе с тем представляется, что речь идет о мере, степени
целостности (или открытости) композиции, отвечающей той или иной композиционной
задаче, иными словами, о разном решении одной задачи. Идеи контекстуализма
в архитектуре связаны с активизацией внимания к двум механизмам познания
образного обобщения композиционно несвязного, случайного, и фиксации непрерывности
потока сознания, нерасчлененного во времени калейдоскопа городских впечатлений.
Эта новая ориентация архитектурного мышления связана не только с повышением
внимания к формированию городской среды как нового художественного объекта.
Она отражает более общую ориентацию в художественной культуре на отражение
поточности сознания в восприятии непрерывности жизненного времени и пространства,
получившую развитие в литературе, позже в кино, изобразительном искусстве
и архитектуре.
Вместо традиционной модели
художественного познания, творящего и представляющего картины жизни в гармонической
целостности законченного, сегодня искусство претендует на изображение незаконченного,
на схватывание несвязного, на постижение многоликого потока времени и пространства.
Если начиная свое позна- ние мира, человек упрощал всю сложность явлений,
превращая их в понятные (в том числе и эстетически понятные), сегодня он
обращается к постижению самой сложности мироздания. В этом смысле современный
этап развития художественной культуры представляется переломным. Можно возразить,
что элементы такого «поточного» мировосприятия были в архитектуре готики,
что они характерны для художественной культуры ряда стран Востока. Новизна
современного этапа заключается в том, что установка на изображение всей
сложности жизненного контекста сегодня осознается и определяется как новая,
специфическая художественная задача, и, соответственно, из области интуитивного
творчества переходит в область целенаправленного формирования нового качества
художественных объектов и разработки теории композиции.
Итак, ценность сочетания
случайных элементов, непричинной связи между ними, отсутствия четких, фиксированных
границ проявляется двояко в осознании и преодолении несвязности одномоментного
восприятия и многозначности сочетаний воспринимаемых элементов во времени.
Фиксация такой разнородности
в одномоментном восприятии и случайной последовательности во времени имеет,
по-видимому, специфическую эстетическую ценность. В отличие от эстетической
ценности гармонизированных структур, здесь речь идет о волевом синтезировании
случайного, образной организации в восприятии и представлении самого потока
сознания. Вместо эстетического постижения композиционно целостного объекта
с его художественно организованными внутренними связями мы эстетически восп-
ринимаем в этом случае случайные отношения, навязывая им интуитивно-логическую
конструкцию собственного мышления и чувства. В этой структуризации случайного,
естественно сложившегося есть эстетическая радость творчества, аналогичная
созданию художником картины города или природного пейзажа. В ней, видимо,
не меньше духовной радости, чем в постижении заданной гармонии художественного
произведения.
Поэтизация естественного,
случайного не предполагает однозначного отказа от целенаправленной художественной
деятельности, от поиска композиционных средств формирования городской среды
и ее элементов - зданий и ансамблей. Речь идет скорее о расширении целей
и приемов композиции. Некоторые из них сегодня используются и декларируются
достаточно четко.
Одна из таких целей формулируется
как необходимость связи здания с контекстом городской среды. В этом смысле
можно говорить о незаконченности, открытости его композиции и соответственно,
о приемах целенаправленного придания неопределенности границам здания или
комплекса, что позволяет легче вписаться в контекст и способствует созданию
сложного целого, законченности более высокого порядка. Границы в этом случае
превращаются в "швы", предполагая "скрепление" элементов композиции,
Другая сторона той же задачи-
намеренное ослабление внутренних связей едино создаваемой композиции. преднамеренное
достижение впечатления мозаичности, фрагментарности, "случайности сочетании.
Р Вентури рассматривает эти качества композиции как средства достижения
"трудного целого".
Еще одна позиция, связанная
с идеей незавершенности композиции,- придание архитектурной форме многозначности
как в плане открытых возможностей многовариантного решения пространства,
так и в вариантности ее образного восприятия. Первый прием наиболее последовательно
использует Мис ван дер Роэ и формирует как бы основу художественно вполне
завершенную, но предполагающую дальнейшее развитие в конкретизации пространств
интерьеров оборудования дизайна. Этот путь в еще большей степени характерен
для градостроителя создающего канву по которой работает архитектор проектирующие
здание. Второй прием связан с приданием композиции здания или комплекса
определенной многослойности позволяющей по разному увидеть его в разное
время. Иногда рассматривают эту потенциальность архитектурной формы способность
ее становиться еще чем- то. как наиболее желательное ее свойство.
Итак. мы назвали некоторые композиционные принципы,
решаемые в проектировании городской среды направленные на достижение открытости
композиции.
преодоление (ослабление) границ отдельных элементов среды с целью достижения
единства на более высоком уровне (разрушение периметра);
ослабление внутренних композиционных связей для усиления внешних;
достижение многозначности композиционного решения с целью гибкого изменения
и приспособления его во времени (многослойность композиции по методу коллажа
или "монтажа случайностей" - С. Эйзенштейн);
"сглаживание " нивелировка доминант или доминирующих элементов композиции;
разрушение, сбивка композиционных осей вместе с "распутыванием ", ослаблением
композиционных узлов-звеньев.
Диалектика отношении целостности законченности и незаконченности
открытости на контекст вместе с тем не является отношением антиподов Речь
всегда идет об определенном соотношении названных характеристик. Ни одно
архитектурное сооружение как бы центрично и целостно оно ни было не воспринимается
без контекста. И наоборот каким бы непрерывным ни казался городской ландшафт
мы фиксируем в нем границы и ориентиры. Поэтому противопоставление законченности
и незаконченности завершенности и открытости композиции может рассматриваться
лишь как обозначение проблемы. Оно каждый раз решается в соответствии с
конкретной композиционной задачей
Возвратимся в связи со сказанным
к современным идеям отражения в искусстве и архитектуре поточности сознания,
непрерывности и неограниченности пространственных отношений (структур) и
их выражения в мозаичности композиции и отсутствии композиционных границ
(безграничности). Современность и актуальность такого поиска несомненно
она связана с расширением границ человеческого познания и закономерным его
отражением в искусстве. Можно назвать ряд конкретных положительных черт
этого поиска в градостроительстве. Это, прежде всего, художественно-творческое
обращение к композиции города и градостроительным системам макроуровня,
отражающее стремление эстетически осмыслить все, что создается человечеством
в рациональных, практических целях, гуманистическую ответственность за окружающую
среду.
Положительным и закономерным
является поиск образного выражения самого свойства непрерывности жизненных
процессов, окружающей среды, человеческого познания. Сегодня этот поиск
во многом декларативен, однако он как представляется, играет существенную
роль в самопознании человека, познании и оценке им окружающего мира. Главной
проблемой здесь оказывается сама возможность выражения непрерывности и естественности
жизненных процессов в структурной упорядоченности и целостности художественных
образов.
Новизна такой задачи в художественной
культуре, а также рациональные истоки ее возникновения и профессионального
осознания обусловливают интеллектуализм ее современных решений. Это хорошо
видно в рациональности подходов к композиции современной архитектуры от
функционализма до постмодернизма И именно в этих рациональных декларациях
проявляются трудности и недостатки современных исканий. Таковы установки
на разрушение целостности, на поэтизацию хаоса, на парадоксальность сочетаний—
на антиархитектуру. В них архитектура отрицает ограниченность прошлого опыта,
традиционных представлений о композиционных основах порядка, гармонии. Однако
рациональная установка на художественное освоение новой темы еще не означает
ее действительного освоения. И, как представляется, агрессивность и категоричность
некоторых художественных деклараций архитектуры XX века в большей степени
связана именно с трудностями в этой области Особенность этого периода заключается
в опережении рациональными идеями художественных открытий и, соответственно,
в негативности оценок и программ, определяемой таким опережением. Однако
несомненно и то, что в лучших архитектурно-градостроительных работах осуществляется
действительный художественный синтез новых смыслов и ценностей современной
культуры Следом за осознанием новых задач и возможностей приходит их реальное
художественное решение.
Д.А. Турбин
|








 |