arch
Архивная версия / archive version:


Проект «Лекции» переехал на сайт www.cih.ru
This project was moved to the www.cih.ru

данная версия не обновляется и может быть недоступной через некоторое время

см. также: СНиПы | Архитектура | Бионика | Новости | Строительство

Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website:
 
   проект "Лекции" | Собираем материалы. Присылайте: x-4@narod.ru - опубликуем.
 
  
  x4
Лекции
 
  Архитектура Архитекторы
  ВУЗы и НИИ
  "Левая" культура
тема:  "Левая" культура 1 2 3 4 5


История европейской левой культуры первой половины 20- го века исследована довольно хорошо (в основном благодаря коммерческому успеху Дали, стимулировавшего интерес к творчеству сюрреалистов, а стало быть и дадаистов), в то время как левое искусство послевоенной Европы не принималось всерьез вплоть до конца 60- х годов. В Советском Союзе и пост- советской России эта область культуры изучалось крайне мало и неудовлетворительно. В основном усилиями некоторых маргинальных леворадикальных интеллектуалов в режиме рефлексии на страницах малотиражных и интернетовских журнальных проектов ( «Художественный журнал», «Радек», «Аспирин не поможет» и некоторых других).

Целью данной работы является выяснение роли послевоенного левого искусства, в культуре второй половины 20- го начала 21- го века. Задачей ее, таким образом, мы считаем исследование истории возникновения, развития и влияния на смежные области культуры радившегося в послевоенной Европе и ставшего наиболее ярким явлением левой культуры современности движения «Ситуационистский Интернационал».

История европейского левого искусства после Второй Мировой войны.

Ситуационистский Интернационал

В послевоенной Европе наиболее культурнозначимым явлением левого искусства является, безусловно, Ситуационистский Интернационал (далее СИ), под эгидой которого группе западноевропейских, американских и алжирских авангардных художников и интеллектуалов удалось не только возродить, но и реализовать на качественно новом практическом уровне идею преодоления культуры и искусства, в рамках революционного момента, когда « частная жизнь празднует свое объединение с возрожденным обществом.»

В 1957 в итальянском горном селении Козио д'Ароскья представители зародившегося в Париже неосюрреалистического движения литтеристов, а именно отколовшаяся от этого движения группа Литтеристский Интернационал, к которой принадлежал и будущий идейный вдохновитель СИ- Ги Дебор, и Международного движения на Имажинистский Баухаус, среди прочих членов которого особенно стоит выделить датского художника Асгера Йорна и бельгийского сюрреалиста Кристиана Дотремона. Позднее к вновь созданному интернационалу присоединился второй его главный теоретик- Рауль Ванейгем, книга которого «Трактат об умении жить для молодых» (известная также в английском переводе как «Революция повседневной жизни») наряду с «Обществом зрелища» (в русском переводе «Общество спектакля») Дебора и статьями опубликованными с 1957 по 1969 годы в журнале « Internationale situationniste » составляют крайне интересное наследие СИ.

Литтеристы предлагали делать с буквами то же, чтодадаисты и сюрреалисты делали со словами, используя именно их а не более крупные части в качестве основы единого искусства, «звуковой поэзии». Литтеристский Интернационал настаивал не только на том, что авангард должен выробатывать строгую критику общества, но и на том, что искусство должно «реализоваться и подавляться», т.е. повседневная жизнь должна проживаться как искусство, делая выделение последнего в отдельную дисциплину бессмысленным.

В тексте, подготовленном для объявлении о создании СИ, Дебор (бывший, что также важно инициатором ее создания) определил основные тезисы новой организации: «То, что называется культурой, отражает и определяет возможности организации жизни в данном обществе. Наша эпоха в основе своей характеризуется отставанием революционного политического действия от развития современных возможностей производства, которые требуют лучшей организации мира … Прежде всего мы считаем, что мир должен быть изменен.

Ситуационистский Интернационал вырос не только из теории авангарда, но и из французской марксистской традиции. Преступления сталинизма и малая эффективность деятельности четвертого (троцкистского) интернационала, активисты которого были исключены почти из всех крупных компартий подверженных влиянию советского союза и постоянно преследуемы агенты ГПУ, превратили послевоенный Париж в благодатную почву для возникновения разного рода синтезов. Особо важное значение для споров, которые вновь возникли в работах ситуационистов в 1960- е годы, имели идеи Корнелиуса Касториадиса и группы возникшей вокруг журнала « Socialisme ou Barbarie » ( «Социализм или варварство»), в которой некоторое время состоял и Ги Дебор.

« Socialisme ou Barbarie » откалолся от господствующего направлении в троцкизме из-за разногласий в вопросе предсказанной Троцким мировой революции, а также в качестве протеста против все возрастающего репрессивного и сектантского характера внутренней жизни Четвертого Интернационала. Косториадис также резко критиковал ленинскую идею авангардной партии, считая, что единственная политическая организация, способная преодолеть тенденции к иерархизации и интеграции в систему, должна быть основана на независимом самоуправлении и рабочих советах. Рабочие советы были не только средством, но и целью общественного переустройства. Вера в эффективность «коммунизма рабочих советов» стала отличительной чертой ситуационистской социальной мысли, в том виде, в котором она воплощалась в жизнь на протяжении короткого периода событий 1968 года.

Период с 1957 по1962 год стал взрывом творчества ситуационистов: «индустриальная живопись» Галицио, путавшегося разрушить рынок искусств; утопические архитектурные проекты Констана; «модифицированные» портреты Асгера Йорна.

Траектория движения СИ пролегала от восновном художественной группы, работавшей на стыке различных искусств (живописи, скульптуры, архитектуры, кино), к группе почти исключительно политической. Постоянная дискуссия между сторонниками приимущественно политической борьбы и сторонниками теории освобождения желанияи «революции повседневности». Критика фракцией Дебора политики желания Ванейгема как «игры в темных, малозаметных трещинах капиталистического общества привела в конце концов к расколу между «эстетами» и «политиками» и созданию в 1962 году Второго Ситуационистского Интернационала.


© Штокало С.А.

тема:  "Левая" культура 1 2 3 4 5
радизайн проект x.4 CAP.x4 SUPERTOP
E - mail: x-4@narod.ru
 © 2003—2004, Леkции v2
  Форум | Новости | Содержание
Hosted by uCoz