arch
Архивная версия / archive version:


Проект «Лекции» переехал на сайт www.cih.ru
This project was moved to the www.cih.ru

данная версия не обновляется и может быть недоступной через некоторое время

см. также: СНиПы | Архитектура | Бионика | Новости | Строительство

Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website:
 
   проект "Лекции" | Собираем материалы. Присылайте: x-4@narod.ru - опубликуем.
 
  
  x4
Лекции
 
  Архитектура Архитекторы
  ВУЗы и НИИ
  "Левая" культура
тема:  "Левая" культура 1 2 3 4 5


Ситуационистская теория и практика

Ситуационисты разошлись с ортодоксальным марксизмом в том, что они подчеркивали существование исторического перехода в рамках капиталистического общества от главенства структур производства к главенству потребления и в теоретизировании о том, какие последствия будет иметь этот переход для радикальной практики и радикального движения. По их мнению, переход этот совершенно изменил природу власти. Соответственно, ситуационисты расширили критику отчуждения и господства в то же время сохраняя главные принципы исторического материализма, которые вытекали из классового господства и необходимости классовой войны. Основой ситуационистской критики современного общества составляла концепция зрелища ( спектакля), которая представляет собой целый комплекс понятий.

«Вся жизнь обществ в которых господствуют современные условия производства пишет Дебор в первом тезисе «Общества зрелища»: представляет собою необъятное нагромождение зрелищ (спектаклей). Все, что раньше переживалось непосредственно, теперь оттесняется в представление.» . И далее продолжает во втором тезисе: «Образы, которые отслаиваются от каждого аспекта жизни, сливаются в одном непрерывном движении, в котором единство этой жизни уже не может быть восстановлено. Реальность рассматриваемая по частям, разворачивается в своем обобщенном единстве в качестве особого псевдомира, подлежащего только созерцанию. Специализация образов мира оказывается завершенной в ставшем автономным мире образов, где обманщик лжет самому себе. Зрелище вообще, как конкретная инверсия жизни, есть автономное движение неживого.».

Истоки зрелища лежат в возникновении товарного общества. Как отмечает Дебор, индустриальная революция должна рассматриваться на двух этапах. Первый этап знаменует переход от докапиталистического общества, где товар выполнял маргинальные функции, к капиталистическому обществу, где он приобретает независимость и начинает господствовать над обществом и культурной жизнью. На втором этапе, этапе перехода «от раннего капитализма к позднему», товар приобретает «тотальный контроль». Эта стадия характеризуется главенством потребления над производством и созданием высокоразвитой информационно- коммуникационной сети, которая действует однонаправлено.

Ранее подавляемые и сублимированные желания теперь идеологически освобождены и «десублимированны» (Маркузе) с тем, чтобы им можно было придать новую форму и направленность на цепочку «потребление отдых». Таким образом, будучи подчиненными механизмам зрелища желания также отчуждаются от своего субъекта, что влечет отчуждение личности от самой себя. Коллапс личности в современном социо- культурном контексте, решает множество проблем стоявших в прошлом перед капиталистической системой. Здесь необходимо коснуться проблемы времени, рассматриваемой сквозь призму концепции зрелища. В 151 тезисе «Общества зрелища» Дебор пишет: «Псевдоциклическое время- это время которое было преобразовано индустрией. Время, имеющее основанием производство товаров, само является потребляемым товаром, который вбирает в себя все то, что прежде, на фазе разрушения старого неразделенного общества, различалось как жизнь частная, жизнь хозяйственная и жизнь политическая. Доходит до того, что все потребляемое время современного общества уже трактуется как первичный материал для новых диверсифицированных продуктов, которые выставляются на рынок как социально организованное распределение времени. « Продукт, уже существующий в той форме, которая его делает пригодным для непосредственного потребления, может в свою очередь, стать первичным материалом для другого продукта» («Капитал»).». Иными словами в современных условиях производства жизнь человека, это то время которое он проживает не участвуя в производственном процессе. Но поскольку это время является продуктом потребления, оно теперь также с успехом производится определенными отраслями зрелищной индустрии. Отсюда следует, что в сложившейся культурной ситуации совершение экзистенциального выбора, а значит и сознательное проживание истории становится невозможным. «Революция повседневной жизни» по сути экспроприация истории.

В контексте общества зрелища культура представляет собой сферу обобщения и релятивизации моментов исторического творчества, рассматриваемых единовременно и отчужденно от исторических предпосылок и связей, презентацией которых они являются. Культура на этой стадии развития не способна более к созиданию каких либо качественно новых форм, т. к. это потребовало бы воссоздания действительных связей между явлениями действительности и, как следствие, разрушения Зрелища- «мира без центра», добиться чего возможно лишь путем революционного преодоления капиталистической экономики. Таким образом, покуда современное общество будет оставаться буржуазным, культура будет способна лишь на то, чтобы «переваривать» саму себя, до полного разложения. «Искусство в эпоху распада в качестве негативного движения, стремящегося к преодолению искусства в историческом обществе, в котором история еще не была пережита, является сразу и искусством перемены и чистым выражением невозможности изменения … Это искусство- авангард по неволе, и оно- то как раз не является авангардом. Его авангардизм- в его исчезновении.» ( «Общество зрелища», тезис 190).

С точки зрения ситуационистов зрелище может быть разоблачено с помощью незрелищных прорывов, названных ими «ситуациями» ( этимология названия СИ в данном случае совершенно очевидна). Целесообразным представляется перечисление в рамках данной работы основных ситуационистских дефиниций.

Сконструированная ситуация - момент жизни, конкретно и намеренно сконструированный в результате комплексной организации единого пространства и игры событий.

Ситуационистский - имеющий отношение к теории или практической деятельности по построению ситуаций.

Ситуационизм - бессмысленный термин, неправильно выведенный из предыдущего. Не существует такой вещи, как ситуационизм, который должен был бы означать доктрину интерпретации существующих фактов. Очевидно, что понятие «ситуационизм» придумано анти- ситуационистами.

Психогеография - дисциплина, изучающая специфическое воздействие географического окружения, сознательно созданного или нет, на эмоции и поведение людей.

Психогеографический - имеющий отношение к психогеографии; то, что выражает непосредственное эмоциональное воздействие географического окружения.

Derive (дрейф, брожение) - способ экспериментального поведения, связанный с условиями существования урбанистического общества; техника мимолетного прохождения через различные пространства, среды.

Унитарный (единый ) урбанизм - теория комбинированного использования искусств и техник для интегрального конструирования окружения в динамическом отношении с поведенческими экспериментами.

Detournement (*)- сокращение от « Detournement ранее существовавших эстетических элементов»; Включение настоящих и прошлых художественных произведений в конструкцию окружения более высокого уровня. В этом смысле не может быть ситуационистской живописи или музыки, но только ситуационистское использование этих средств. В более простом смысле Detournement в рамках старых культурных сфер является методом пропаганды, подтверждающим изнашивание этих сфер и утрату ими своей значимости.

Internationale Situanniste , #1, 1958

(*) Франко – русский словарь дает переводы следующих слов и выражений, смысловое поле Detournement 'а:

senss detournemente - скрытый смысл

detournemente - отклонение, совращение, растрата, расхищение

detourner- искажать, извращать (значение, смысл и т.п.)


© Штокало С.А.

тема:  "Левая" культура 1 2 3 4 5
радизайн проект x.4 CAP.x4 SUPERTOP
E - mail: x-4@narod.ru
 © 2003—2004, Леkции v2
  Форум | Новости | Содержание
Hosted by uCoz