arch
Архивная версия / archive version:


Проект «Лекции» переехал на сайт www.cih.ru
This project was moved to the www.cih.ru

данная версия не обновляется и может быть недоступной через некоторое время

см. также: СНиПы | Архитектура | Бионика | Новости | Строительство

Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website:
 
   проект "Лекции" | Собираем материалы. Присылайте: x-4@narod.ru - опубликуем.
 
  
  x4
Лекции
 
  Архитектура Архитекторы
  ВУЗы и НИИ
  "Левая" культура
тема:  "Левая" культура 1 2 3 4 5


«Конструирование ситуаций начинается на руинах современного зрелища. Легко заметить до какой степени главный принцип зрелища- невмешательство- связан с отчуждением старого мира. Напротив, наиболее удачные революционные экспериментами в культуре пытались разрушить психологическую идентификацию зрителя с героем, чтобы вовлечь его в действие. (…) Ситуация создается таким образом, чтобы быть прожитой ее создателями. Роль которую при этом играет пассивная или лишь частично вовлеченная «публика», должна постоянно уменьшаться, в то время как роль тех, кто не может быть назван актерами, а скорее в новом смысле слова livers (проживающими), должна постоянно возрастать»

Internationale Situanniste , #1, 1958

Критика общества зрелища не может быть полной без критики организации пространства. При обсуждении этой темы ситуационисты исходили из того, что пространство не является нейтральной средой которую мы просто населяем и по которой передвигаемся. Поэтому средой сосредоточения основных практических разработок ситуационистов стала теория города, который они воспринимали в нескольких измерениях. Во- первых, как пространство жизни, которое в реальности превращено в пространство подавления, нуждающееся в революционном преобразовании. Конкретная программа этого преобразования являлась предметом постоянных дискуссий, однако точки зрения на эту проблему можно свести к двум группам: 1) создание явочным путем автономных пространств жизни, на которых не действуют «внешние» законы классового общества (начиная со сквотов и кончая формированием независимой от внешнего мира реальности в сознании наркомана) и 2) глобальное переустройство пространства жизни в ходе ( или в результате) социальной революции.

Во- вторых, город понимался как живой организм, несущий в себе собственную легенду и воздействующий этой легендой на жизнь и сознание горожанина. В незначительной степени легенда формировалась подлинной историей города, но в основном- по законам общества зрелища- мифом города, созданным литературой, музыкой, живописью, архитектурой, театром, кино, философией, политическими и историческими текстами, а также мемуарами. Причем одни считали такие легенды ложными и полагали, что задачей революционного искусства является преодоление легенды, другие, напротив, считали такие легенды отражением души города и связывали с ее характером прошлое настоящее и будущее каждого города. Известна, например попытка систематизации городов по характеру их легенд на живые, мертвые (умершие) мертвящие (или города- убийцы) и возрожденные. В живых городах, по мысли авторов данной системы, революционная мысль и культура имели возможность развиться и в будущем должны были успешно воплотиться в революционную практику. Мертвые города, соответственно. Убивали творческий дух революционных художников и мыслителей- так же, как революционный порыв масс. Мертвящие города агрессивно подавляли человека: те кто ломался превращались в бездушные бизнес- машины, те, кто оказывались способны этому противостоять, должны были перейти к активному вооруженному сопративлению. Наконец, возрожденные города благоприятствовали объединению революционных художников с революционными массами.

В- третьих, город мыслился ситуационистами как материал для развития, база прогресса. Сельскую местность изменить нельзя: всякое изменение сельского пространства- это урбанизация. На этой почве в ситуационистской среде получило явление «бумажной архитектуры». Пионером подобного рода ситуационистской архитектуры был Иван Щеглов, породивший огромное количество «бумажных» проектов, принципиально не выполнимых как по техническим, так и по эстетическим и политическим причинам. Например, город- трехгранный обелиск, уходящий в небо на высоту 300- 350 км. И под землю- на глубину- 50-60 км.. При этом электроэнергию для гоода предполагалось получать за счет разницы потенциалов у поверхности земли и на крыше обелиска. Или город- труба в сахаре, покрытый самозаменяющимся непробиваемым стеклом. И так далее.

Объективными заслугой ситуационистов как теоретиков- урбанисов является в частности то, что они первыми, еще в конце 50- х ввели, получившую в последствии широкое распространение, формулу «кризис больших городов». Помимо этого им удалось предсказать неизбежное появление транспортных проблем в крупных капиталистических городах, превращение центров городов в деловые кварталы днем и места концентрации всевозможных развлечений вечером, то есть их деградацию как части собственно города, как среды обитания, как места жизни.

Бесконечное стихийное разрастание мегаполисов, по мнению ситуационистов, должно было воспроизводить «зоны имущественного неравенства»- кварталы бедных и богатых. Причем сначала бедные должны были тесниться на окраинах, но по мере ужесточения транспортных проблем, роста стоимости земли и загрязнения окружающей среды в центре городов ситуация должна была меняться- имущие горожани должны были устремиться в пригороды, а кварталы окружающие центр должны были превратиться в гетто. Предсказание это полностью подтвердилось в 70- е – 80- е годы.

Таким образом , условно ситуационистский урбанизм можно разделить на три блока. Во- первых, это утопические «бумажные» проекты, оказавшие влияние, возможно, только на научно- фантастическую литературу и кинематограф. Во- вторых, это своеобразное психологическое и эстетическое восприятие города. Этот блок ситуационистского урбанизма оказал воздействие на позднейшую эстетическую и философскую мысль во Франции, США , и странах Бенилюкса. В- третьих, это ситуационистская критика современного западного города- во многих отношениях оказавшаяся очень точной и проницательной.


© Штокало С.А.

тема:  "Левая" культура 1 2 3 4 5
радизайн проект x.4 CAP.x4 SUPERTOP
E - mail: x-4@narod.ru
 © 2003—2004, Леkции v2
  Форум | Новости | Содержание
Hosted by uCoz