arch
Архивная версия / archive version:


Проект a.s.p. переехал на сайт www.cih.ru
This project was moved to the www.cih.ru

данная версия не обновляется и может быть недоступной через некоторое время

см. также: Корпус | ШтоРаМаг | Арх. Журнал | Новости | Строительство

Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website:
 
 
post & critique Интернет как явление культуры
The Internet as the phenomenon of culture © Семён Расторгуев
> next страница дальше
издательство "ШтоРаМаг"

 
1
2
3
4
5
6
7
8
ра дизайн студия
ra design studio



Глава 1. Информационное общество и Интернет: парадоксы взаимоисключения

Понятия «информационного общества» и общества на основе Интернет, на наш взгляд, парадоксально оказываются противоречащими друг другу. Подробный анализ противоречия дан в работах Д.В. Иванова «Идея информационного общества и internet », мы можем отметить основные моменты такой критики. Действительно, у большинства теоретиков этого ряда (Д. Белл, А. Турен, Э. Тоффлер, Махлуп, Масуда, П. Дракер, М. Маклюэн, З. Бжезинский) в качестве характеристики трудов заявлено социальное прогнозирование. Современное общество в минимальной степени соответствует видению теоретиков информационного общества. Если отвлечься от поисков мелких совпадений и удачных фактологических предсказаний, и перейти на уровень концепций, то они не выдерживают никакой критики с точки зрения современности, причем как современности онлайна (т.е. Интернета), так и современности офлайна: политической, социальной, экономической. Основные идеи теоретиков информационного общества: научное знание как определяющий фактор развития; программируемость социальных процессов и институтов; вытеснение промышленных корпораций и увеличение роли университетов как центров создания, переработки и накопления знания. Современный мир, несмотря на совпадение ряда фоновых признаков (преобладание услуг, компьютеризация), основывается не на знании, но на коммуникации и интерпретации.

Информация, как подчеркивает Д. Иванов, не всегда знание, но всегда коммуникация, media , которая часто подразумевается под тем, что мы называем информацией. Корпорации в современном мире только усилили свое влияние, их замены на университеты не произошло. Одновременно общество не равно системе институтов. В мире как онлайна, так и офлайна появились гигантские зоны свободные от контроля институтов, а Интернет вообще до сих пор (хотя и не навсегда) представляет собой пространство внеинституциональных коммуникаций.

В западной научной мысли проблематика информационного общества постепенно забывается и уходит в архив научного сообщества, ее сменяет парадигма «сетевого общества» , то есть акцент переносится с содержания, знания, на коммуникацию, и способы коммуникации. В России исследователи проблем, связанных с Интернетом, на наш взгляд, неверно включают исследования принципов и способов самоорганизации в сетевом обществе в традицию «информационного общества», забывая или не отдавая себе отчет в том, что это по сути противостоящие друг другу концепции. Из западных апологетов концепции «сетевого общества» в России наиболее известен М. Кастельс, провозглашающий в своей последней работе « Internet Galaxy », что сеть и есть послание, « Net is the message » .

Традиционно с момента возникновения в конце 60-х - начале 70-х годов «информационное общество» рассматривалось как футурологическая концепция, описывающая «будущее» общество, наделявшая его во многом утопическими чертами – постепенным исчезновением рутинного труда и заменой его творческим, ведущей ролью знания, гуманизацией государства.

В работах И.Масуды, О.Тоффлера, Д.Белла – информационное общество практически синонимично постиндустриальному обществу. При этом в качестве фактора, определяющего направление общественной трансформации, еще в конце 70-х – начале 80-х годов придавалось большое значение «конвергенции электронно-вычислительной техники с техникой средств связи» – т.е. фактически еще не изобретенному в то время Интернету.

Однако наряду с экономическим последствиями следует выделять и последствия социальные: ускоряющаяся информатизация является предсказуемым, наиболее видимым сейчас вектором воздействия новых технологий на социальную структуру общества.

Такое воздействие можно разбить на две группы:

1. Непосредственное воздействие новых информационных технологий на сознание человека – в первую очередь за счет значительного расширения его когнитивных возможностей и коммуникативных возможностей. При этом мало предсказуемым является ответы на вопрос о влиянии (прямом или косвенном) распространения новых информационных технологий на динамику изменения системы ценностей, описываемой, например, теориями постмодерна.

•  Воздействие информационных технологий на социальную организацию : за счет использования новых средств коммуникации. принципиально снижает издержки передачи информации, упрощается и стремительно ускоряется процесс создания географически распределенных социальных групп (сетей), характеризующихся преобладанием неиерархических «горизонтальных» коммуникаций, возможностью общения «всех со всеми».

Характер общественных изменений, позволяет согласиться с выводами Дмитрия Иванова, что важнейшие воздействия, оказываемые на современное общество новыми информационными технологиями, связаны не столько с расширяющимися возможностями накопления и переработки информации как представлялось ранее, а с новыми формами коммуникации.

Николас Луман рассматривал общество как структуру, воспроизводящую себя через непрерывно возобновляемые коммуникации. И здесь особенно важна роль Интернета: с одной стороны, в качестве катализатора, обеспечивающего стремительный рост «плотности» межличностных и межгрупповых коммуникаций, а с другой - создающего возможность изменения направлений потока этих коммуникаций, способного тем самым реально трансформировать социальную структуру общества.

Интернет, позволяя через удешевление коммуникаций принципиально упростить процесс формирования организаций любого масштаба и направленности, максимально децентрализуют возможности социально проектирования.

Наиболее очевидные инструменты социального проектирования – Интернет-сайты и Интернет-форумы, позволяющие проектировать социальные сообщества с практически любыми заданными характеристиками (образовательными, возрастными, профессиональными и т.д.).

Основным «ресурсом», обеспечивающим функционирование таких организаций является предоставляемый организатором Интернет-сайта (контент-провайдера) приток обновляемой уникальной информации – эксклюзивной, либо качественно обработанной. При этом, важным источником такой информации является сами участники сообщества – в этом случае роль организатора все больше смещается в сторону «редактора дискуссии» - модератора.

Создание Интернет-ресурсов часто носит коммерческий характер предположительно окупаясь за счет размещаемой на сайтах «баннерной» рекламы. При этом формирование устойчивых сообществ пользователей


И.Алексеева. Возникновение идеологии информационного общества
http://www.iis.ru/events/19981130/alexeeva.ru.html

А.Шадрин. Трансформация экономических и социально-политических институтов в условиях перехода к информационному обществу http://rvles.ieie.nsc.ru:8101/parinov/artem1.htm

Методологии измерения качества, которую разработали американские ученые А.Сен и М.Нуссбаум основывается на двух базисных понятиях: возможность (capability) и функционирование (functioning). Вектор функционирования – это то, что человеку удается достичь в обществе (образование, доход, здоровье, виды досуга), а возможность - это множество альтернативных векторов функционирований, из которых может производить выбор индивид. Последний индикатор отражает свободу выбора, которой обладает человек. Оба эти индикатора в совокупности определяют качество жизни в стране и могут являться критериями развития социального рыночного хозяйства. Сходство данной методологии с некоторыми принципами, изложенными Аристотелем в "Никомаховой этике", позволило назвать общество развивающееся на базе вышеуказанных индикаторов, аристотелевой социальной демократией. ( см . Nussbaum, M., "Aristotelian Social Democracy" in R.B.Douglass et al., eds., Liberalism and the Good", N.Y.: Routledge; A.Sen, "Well-being, Agency, and Freedom: the Dewey Lectures 1984", Journal of Philosophy, 82, 1985; A.Sen, Commodities and Capabilities, Amsterdam: North Holland, 1985; A.Sen, "The Concept of Development", in op.cit; Nussbaum, M. and A.Sen, eds., The Quality of Life, Oxford: Clarendon, 1995. На русском языке см: Нестеренко А., Лыкова Л., Дегтярь Л., Погребинская В., Бунчук М. "Концептуальные основы и исторический опыт развития социального рыночного хозяйства", Москва, 1998.)

Представляется очевидным, что вектор возможностей, зависит не только от материального благосостояния, но и от интеллектуального и психологического потенциала каждого человека осознать, оценить, взвесить все богатство имеющихся перед ним альтернатив, и здесь интернет может позволить осуществить качественный прорыв.

См. например: Д.Иванов. Виртуализация общества - http://m16.medport.ru/USSR/chapters/society.htm , В.Емелин. Информационные технологии в контексте постмодернистской философии. (Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук) -
http://www.geocities.com/emelin_vadim/abstract.htm

См. о сетевых организациях: М.Чукевич. Что такое сетевая организация? М.,1999, М. Чучкевич. Управление сетевыми организациями. М., 1999.

Феномен компьютеризации как социологическая проблема. Информационное общество: фантом постиндустриальной эры http://www.soc.pu.ru:8101/publications/pts/divanov.html

Интернет с человеческим лицом
Место, где вас публикуют
Что такое дизайн?
Архивное с картинками
Новая парадигма в архитектуре
→ "Новая парадигма в архитектуре" Чарльза Дженкса
 
С. Расторгуев © 2004


logotype   x-4@narod.ru радизайн Radesign © 2004
Hosted by uCoz