arch
Архивная версия / archive version:


Проект a.s.p. переехал на сайт www.cih.ru
This project was moved to the www.cih.ru

данная версия не обновляется и может быть недоступной через некоторое время

см. также: Корпус | ШтоРаМаг | Арх. Журнал | Новости | Строительство

Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website:
 
 
post & critique Интернет как явление культуры
The Internet as the phenomenon of culture © Семён Расторгуев
> next страница дальше
издательство "ШтоРаМаг"

 
1
2
3
4
5
6
7
8
ра дизайн студия
ra design studio



Практика деконструкции текста, представленная в творчестве Ж.Деррида, и концепция смерти автора Р.Барта находят убедительное подтвреждение в WWW-арте, а ризома (Ж.Делез и Ф.Гваттари) становится образной характеристикой Интернет.

С появлением сетевых художественных проектов институциональная сфера искусства так же. как и арт-социологическая триада, подвергается пертурбациям. WWW-арт не нуждается в музее. Ему безразличны пространство галереи и куратор проекта, аукционы художественных произведений и художественной рынок, ибо Интернет-арт представляет собою максимально редуцированный до непредмета эфемерный, «дематериализованный» продукт, не соотносимый с референтом.

Художественные практики, существующие вне Всемирной Паутины и тяготеющие к синтезу художественных дисциплин (инсталляция, перформанс, видео-арт, фотографика), в отличие от WWW-арта, допускают сочетание факта и фикции. Здесь вымысел, выдумка, воображение часто сосуществуют со специфичным для референциальной ветви науки точным соотнесением с референтом. Так, Я. Кунеллис использует в своих инсталляциях угольную пыль и газовые горелки. «Социальная пластика» Й. Бойса допускает «изображение» текучести, теплоты, мягкости и многих других качеств природного окружения с помощью разнообразных чувственно-тактильных материалов (мед, жир, войлок, кровь).

Иногда сознательная стабилизация референта в искусстве, легитимизированная ссылками на технонаучную точность, превращается в ирреальное, в то, что Ж. Бодрийяр назвал суперреференцией или «одним знаком больше».

По причине интердисциплинарности и плюрализма, терпимости к различным способам художественного высказывания, инклюзивного характера и отсутствия универсального авторитета «внеинтернетные» художественные практики не могут не включать в свое безграничное пространство фикциональный WWW-арт.

В Интернет создано огромное количество «арт-галерей», интерактивность которых заключается в том, что можно любоваться изображением в трехмерном пространстве, например, статуей с двадцати разных точек. Так, например, открытый в Интернет сайт магазина ювелирных изделий http://www.olin.ru/ позволяет вращать и рассматривать любое украшение со всех сторон, что существенно упрощает визуальную оценку данного специфического товара. Изюминкой сайта является ювелирный конструктор, при помощи которого можно создать украшение собственного дизайна и получить его в течение 36 часов с момента заказа (см. http://www.bizon.ru/newsarc.phtml/2001/10/30 ).

Интернет предоставляет возможность развития не массовой культуре, альтернативным творческим течениям. Он позволяет отказаться от диктата одного мнения, одного вкуса, одного стиля. Он предлагает многополярность культуры, ее демассификацию, возможность рождения принципиально новых видов творчества. Интернет – всемирная выставка признанных и непризнанных художников. Посетитель выставки сам выбирает экспозицию и смотрит то, что ему интересно, а не то, что выставлено. Художник выбирает посетителей. Роль критика значительно меньше, чем в случае обычной галереи. У радикального и нестандартного искусства больше шансов быть увиденным, чем в обычном случае.

Для актуального искусства Интернет, на наш взгляд, стал идеальным информационным пространством: все, что по мнению художника, критика, куратора, или художественной институции, подлежит репрезентации, может быть репрезентировано немедленно, без искажений и без особых затрат (в принципе, любой желающий может за неделю научиться делать более-менее приемлемые веб-сайты и самостоятельно поддерживать и регулярно обновлять свой индивидуальный проект, затрачивая на это всего несколько часов в неделю. А при минимальном количестве постоянных сотрудников можно уже делать великие дела. Первым это понял Марат Гельман. Осенью 1998 года он начал делать еженедельные "Новости от Марата Гельмана" на одном из новостных порталов; ближе к зиме открыл собственный проект "Современное искусство в сети" по адресу, который тут же начал "обрастать" дружественными проектами: сначала появились "Курицын-weekly" от литературного критика Славы Курицына и "Яркевич по пятницам" .

Также отмечается, что информация об искусстве постепенно становится "важнее", значительнее самого факта существования искусства - возможно, не только для зрителей, но и для самих участников процесса.

Таким образом, эволюция Интернет-технологий изменяет привычные (доминирующие в современном обществе) взгляды на мир, искусство, бытие, размывает границы между искусством и технологиями, требуя от специалистов междисциплинарной подготовки.

Таким образом, Интернет – новый этап развития культуры в начале XXI века. При появлении новых площадок и пространств культура переживает определённый перелом и бум (как это было с появлением кинематографа). Возможно, скоро Интернет покажет все свои возможности с возникновением в нём нового культурного авангарда. Интернет рассматривается нами в качестве нового пространства художественного выражения, включающего не только новую технологию создания произведений искусства, но и новые условия их функционирования.


Глава 4. Сетевое искусство, или Интернет как новый вид искусства   

Интернет выступает не только новым средством, мультимедиа рождает новые формы художественного выражения и творчества . Сегодня рождается новое искусство, которое не находило перспектив реализации в традиционных рамках изобразительного искусства, экранных видах культуры и т.д. Оно получило название сетевое искусство (NetArt), киберкультура. Компьютеры давно уже перестали функционировать в качестве счетных машинок, и людей, считающих, что их можно использовать только в программистко-информационных целях, становится все меньше.

Интернет осознается как средство моделирования и демонстрации в миниатюре законов, лежащих в основе художественного, научного и технического творчества как средства создания нового произведения искусства и даже новых видов искусства. Но он становится еще одним перспективным инструментом для всех искусств. И поскольку теперь художник может использовать его и как музыкант, и как писатель и даже как ученый, это обстоятельство приводит к идее пересмотра художественных ценностей.

Сегодня Интернет представляют собой не просто область, расширяющую возможности искусства, источник создания специальных эффектов для кино и музыкальной индустрии, но и альтернативную среду, способную по-новому реконструировать культуру и творить собственное искусство. Художники, использующие средства Интернет в своем творчестве, считают одним из основных преимуществ этого вида творчества открытость художественного пространства. Рождение в Интернете виртуального /альтернативного /параллельного общества (общества-2) приведёт, на наш взгляд, к появлению у него собственной культуры – (культуры-2).

Интернет - не просто форма, а новая синкретичная форма , которая являет собой синергию между различными художественными формами, синергию между звуком, образами и текстами. В нем, как в одной мультисенсорной точке, сходятся визуальный, аудио- и текстовой материал внутри интерактивной компьютерной среды. Он может принимать любую форму и состоять из любых комбинаций: текст, гипертекст, двухмерная и трехмерная графика, анимация, движущееся изображение (цифровое видео и фото), музыка, звуковые эффекты.

Более того, в более широком философском смысле, на наш взгляд, можно рассматривать Интернет как слияние человечества с электронной формой жизни. Так как всё то, что представлено в Интернете – продукт совместного творчества человеческого и электронного разума. (В издаваемом нами литературном журнале «ШтоРаМаг» мы определили это как слияние углеродной и кремниевой форм жизни). На данном этапе электронный разум занимается в основном тиражированием с небольшими вариациями идей человеческого разума (динамические страницы, скрипты и др.) Но возможно, со временем его роль будет становиться всё более собственно-творческой.

Интернет – это информационная оболочка планеты (как атмосфера, биосфера и др.) Интернет – это картина, которую рисует всё человечество. Фиксация сегодняшнего момента во всемирном масштабе, в новом мультимедийно-интерактивном формате, который более адекватен нашему современному мироощущению, чем старые способы хронофиксация (записи, фото- киносъёмка).

Необходимо отличать сетевое искусство как от Web-дизайна (красочного оформления страниц), так и от традиционных видов искусства, представляемых в Сети (сайты музеев, «вывешенные» на страничках картины, фотографии и т.д.). Произведение сетевого искусства чаще всего нефункционально: Web-страница является художественной работой и представляет собой совокупность визуальных образов, анимации, текста, графики, слаженной деятельности различного рода приложений и программ, призванных воплотить авторский замысел, который может носить самый разный характер, - от рассказывания «фильма» до игры со зрителем, демонстрации «поломанной» странички и т.д.

Любая фундаментальная идея может оказаться сомнительной без специфического медиа-перевода и без участия других людей. Блуждая по художественным сайтам, мы часто не видим конечного изображения, но ощущаем вмешательство в одно и то же время различных уровней коммуникации (текста, звука, движущихся картинок, видео). Сетевые проекты часто ведут себя как хамелеоны — молниеносно реагируют и меняются подчас до неузнаваемости. Из всех произведений искусства быть может произведения в сети имеют самую кратковременную жизнь.

Интернет как новое средство медиа — инструмент для художественных проектов. Именно поэтому среди net-art(истов) мы встречаем художников из круга актуального искусства, на разных этапах использующих разные средства выражения (видео, перформанс, фотографии).

Интернет порождает новую, виртуальную урбанистику. Когда-то появление города существенно изменило возможности и характер сознания. Город принес новые формы общения и жизни, стимулировал потребность в путешествиях и открытиях. Сегодня говорят о «планете Интернет» и даже о «вселенной Интернет». Но планета, как и вселенная, создана без участия людей, а «сеть сетей», подобно городу, имеет социальную природу. Поэтому мы считаем правомерным говорить именно об урбанистике Интернет (не ограничивая сферу рассмотрения лишь отдельными «городами» всемирной паутины).

Интернет с человеческим лицом
Место, где вас публикуют
Что такое дизайн?
Архивное с картинками
Новая парадигма в архитектуре
→ "Новая парадигма в архитектуре" Чарльза Дженкса
 
С. Расторгуев © 2004


logotype   x-4@narod.ru радизайн Radesign © 2004
Hosted by uCoz