arch
Архивная версия / archive version:


Проект a.s.p. переехал на сайт www.cih.ru
This project was moved to the www.cih.ru

данная версия не обновляется и может быть недоступной через некоторое время

см. также: Корпус | ШтоРаМаг | Арх. Журнал | Новости | Строительство

Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website:
 
 
post & critique Интернет как явление культуры
The Internet as the phenomenon of culture © Семён Расторгуев
> next страница дальше
издательство "ШтоРаМаг"

 
1
2
3
4
5
6
7
8
ра дизайн студия
ra design studio



Глава 2. Интернет в системе культурных течений ХХ века      

На наш взгляд, постмодернизм является тем культурным течением, которое вполне адекватно описывает как современную реальность, так и современную «виртуальность» Интернета . Сегодня многие исследователи, даже те, кто негативно настроен к практикам постмодернизма, вынуждены констатировать актуальность разработок постмодернизма для анализа процессов внутри Интернета. Речь идет о работающих в Интернете концептах ризомы Гваттари, смешения и симулякра Бодрийяра, спектакля Барта, паратемы Фуко, интертекстуальности Юлии Кристевой.

В Интернете находит свое воплощение парадоксальная для реальности ситуация, которую Ж. Бодрийяр назвал «прецессией симулякров»: «территория больше не предшествует карте и не переживает ее. Отныне сама карта предшествует территории – прецессия симулякров, - именно она порождает территорию». Интернет предполагает, что если тот или иной участок сети не описан, то его не существует. Картографирование Интернета, между тем, не осуществляется с использованием географических приемов, подразумевающих понятия «длины», «высоты» и т.д. В Интернете существует расстояние между «идеями», «понятиями», и их симулякрами. Для пользователя Интернета не важно, где физически расположена та или иная информация, или область интеракции – важно, сколько «кликов» нужно сделать внутри семантической иерархии доступа к цели. Однажды выложенная в Интернет, запись такого маршрута вызывается единичным запросом в поисковой системе. Работает очередной концепт Делеза и Гваттари – номадология «Тысячи поверхностей».

Наиболее популярные запросы легче всего найти – эти тропинки превращаются в своеобразные тракты, которыми пользуются миллионы пользователей – путников. «Платонова метрика», живо обсуждавшаяся французскими постмодернистами, обретает свое виртуальное воплощение. С использованием специальных программ визуализации поиска Google Labs можно проследить появление любой идеи, ее генезис, развитие, присоединение сторонников, действия противников, связь с другими идеями, идеологиями, концептами и воплощениями. Вся семантика такого процесса может быть просчитана количественна и оценена качественно. В современной американской политической науке встречаются утверждения, что Интернет – поле возрождения политической философии как точной науки.

Виртуальность Интернета описывают также концепции ризомы – заимствованного из ботаники «понятия корневой системы, характеризующейся отсутствием центрального стержневого корня и состоящей из множества хаотически переплетающихся, периодически отмирающих и регенерирующих, непредсказуемых в своем развитии побегов» и интертекстуальности – «размывания границ текста, в результате которого он лишается законченности и закрытости, становится внутренне неоднородным и множественным». Интернет, на наш взгляд, может быть назван великим интертекстом эпохи постмодерна , постмодернизм – идейным предшественником эпохи Интернета. Какие бы мы не взяли признаки интертекстуальности – цитатность, децентрированность, безграничность, деперсонализация автора – все они являются неотъемлемыми характеристиками текстовых нарративов сети. Очевидно, что цитатный подход заложен в саму основу языка html – ссылки есть не что иное как указатели на смежные тексты, высказывания, источники и т.п., одним словом – цитаты в той или иной ипостаси». В Интернете следующего поколения, т.н. «умном» Интернете на основе языка xml с встроенными в него семантическими связями, законы постмодерна станут еще более действенными, так как разработка новых языков Интернета де-факто находится под прямым культурным влиянием деконструкции языка и исследования языковых политических игр, произведенного Фуко.

На наш взгляд, принципы философии постмодернизма могут быть использованы как методологический инструментарий, с помощью которого возможно осуществить адекватное описание новой действительности. Итак, постмодернизм предсказал, и, возможно, повлиял на появление новой реальности Интернета, и, в более широком смысле, новых организаций человеческой деятельности, которая задействует внутри себя сетевой принцип.


Глава 3. Интернет как художественное пространство современной культуры и искусства

Интернет можно рассматривать не только как уровень высокоскоростных технологий, но как историю имиджей, как искусство, образ декорации, где особое место принадлежит наглядно-образным способам передачи информации: компьютерная графика, анимация, видео и т.д. Из существующих подходов к Интернет как форме художественного выражения и творчества можно выделить несколько, каждый из которых оттеняет ту или иную ее грань.

Интернет художественно выражает и одновременно отражает художественное содержание. Например, цветы, картины и т.д. могут быть созданы без применения Интернет-технологий, но последние используются для их транслирования. Интернет, на наш взгляд, является формой и художественным выражением творчества новыми средствами:

Культура каждого времени вырабатывает свою версию мира, определяя способы поведения, типы реагирования, формулы существования. Человек стремится создать адекватную картину мира .

Как отмечают исследователи Интернет, специалистам в области цифровых технологий придется пересматривать почти все, к чему они привыкли в своей прежней практике, потому что любая информация может появляться где угодно и когда угодно. Сугури Исизаки (Suguri Ishizaki), преподаватель коммуникативного дизайна из университета Карнеги-Меллона, Питсбург (штат Пенсильвания), утверждает, что контент непрерывно меняется, а получатели информации находятся каждый в своих уникальных условиях. Поэтому методология проектирования «сверху вниз», являвшаяся основой массовой культуры на протяжении более столетия, уже неприменима. Чтобы успеть за непрерывно меняющейся действительностью, истинному художнику необходимо вырабатывать все новые и новые приемы деятельности, переняв способность к импровизации у танцоров и музыкантов. Не исключено, что завтра кто-то, проснувшись, захочет прочитать накопившиеся за ночь почтовые сообщения, прогнозы погоды и биржевые сводки на стене или на донышке чашки утреннего кофе. Эта мысль не менее интересно развивается Биллом Хиллом (Bill Hill), одним из руководителей компании MetaDesign из Сан-Франциско (штат Калифорния): задача дизайнеров заключается в том, чтобы заглядывать за границу нынешней культуры и осваивать опыт принципиально иного бытия, проистекающего в эмоциональном измерении [2, с.13] .

В настоящий момент современные информационно-коммуникационные технологии, в особенности интенсивно развивающийся Интернет, становятся все более эффективным средством как реализации индивидуального творческого потенциала, так и продуктивного коллективного сотрудничества в целях решения общих проблем. Антропологическую функцию они способны выполнять потому, что в производимом ими дигитальном продукте человек как в зеркале распознает элементы своей собственной интеллектуальной деятельности и подобное овеществление событий и явлений «внутреннего мира» заставляет зачастую по-новому взглянуть на то, что казалось уже хорошо известным [3] .

В этом смысле Интернет - это форма, которая выступает не столько продуктом «технологической революции», сколько цифровым воплощением идей, которые присутствуют в разных видах искусства и деятельности на протяжении тысячелетий .

Поиски корней этой концепции канадская медиахудожница Катерина Либеровская предлагает вести, обратившись к истории западного искусства, хранящей многочисленные теоретические и практические предпосылки идеи слияния нескольких различных художественных форм в одну. В качестве подтверждения она приводит примеры среди направлений и движений различных эпох, например: античности с ее первыми моделями слияния различных художественных форм (устный рассказ под музыку, музыка и танец, различные сочетания театральных форм и т.д.) эпохи Просвещения и начала Нового времени (см.: http://www.procontra.danet.ru/8101/procontra.htm [19.12.2000]), взяв за точку отсчета творчество Р. Вагнера и движение символистов в Европе, выстроенные на основе традиций Ренессанса, она продолжает исследование на примере футуристов, кубистов, конструктивистов и Василия Кандинского и др., высвечивая генезис концепции мультимедиа (а Интернет - это прежде всего гипермедийная среда) как дигитального способа выражения идей, развиваемых в искусстве разных времен, эпох и культур.

Так, в Интернет создаются литературные гипертексты (проект Романа Лейбова); между WWW- художниками происходит обмен идеями и художественными проектами, визуальными и сонорными конструктами; осуществляется полилог (В. Могилевский, Т. Деткина, А. Насонов, А. Шульгин, А. Николаев). Тексты, виртуальные объекты, симуляции, рождающиеся во Всемирной Паутине, порождают необычную ситуацию в художественной культуре, сравнимой с тем «взрывом», который был вызван появлением «реди-мейд» М. Дюшана.

Арт-объекты сконструированные в компьютерной сети, взаимодействуя между собой, образуют в процессе художественной интерактивности странные смысловые поля, интерпретация которых позволяет выявить составляющие этих текстов, находящихся как бы вне контроля авторов, функционирующих в ситуации избытка означающих и создающих смыслы на пересечении текстов, расположенных на многочисленных серверах. Текст (арт-объект) предстает перед нами в качестве интертекста, вызывающего беспокойство у приверженцев строгой нормативности, моностилистики, доминации авторства.


Еще одной концепцией постмодерна может быть описанная постмодернистами ситуация индивидуальной и общественной шизофрении.

Интернет с человеческим лицом
Место, где вас публикуют
Что такое дизайн?
Архивное с картинками
Новая парадигма в архитектуре
→ "Новая парадигма в архитектуре" Чарльза Дженкса
 
С. Расторгуев © 2004


logotype   x-4@narod.ru радизайн Radesign © 2004
Hosted by uCoz