arch
Архивная версия / archive version:


Проект «Корпус» переехал на сайт www.cih.ru
This project was moved to the www.cih.ru

данная версия не обновляется и может быть недоступной через некоторое время

см. также: Корпус | ШтоРаМаг | Арх. Журнал | Новости | Строительство

Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website:
 

Ситуация постмодернизма.
Ч. Дженкс: Взлёт.
Р.Вентури: Банальный символизм в архитектуре...
Откуда что взялось?
 Пространство.
 
  § 2. Взлёт.  SUPERTOPпосетите>>>  
Редакция.
 
ЧАРЛЬЗ ДЖЕНКС: ВЗЛЕТ.

 Чарльз Дженкс, автор статьи "Взлет архитектуры постмодернизма" (1975) и книги "Язык архитектуры постмодернизма" (1977) - один из самых последовательных критиков концепции своевременной архитектуры. Претензии Дженкса к модернизму весомы, конкретны и многочисленны. Он критикует предшествующую архитектурную эпоху за ее склонность к универсальным решениям, за презрение к контексту и специфике (жилые дома Миса ван дер Роэ выглядят как офисы), за то, что модернизм стремится поразить формой, создавая обедненный, но "сильнодействующий" образ, за агрессивность, за то, что "современные архитекторы <...> проводят время в попытках проектировать для некоего универсального человека, очень любят строить для монополий, для большого бизнеса, а также для всяких помпезных выставок - дворцы и павильоны, очень часто проникнутые откровенным национализмом", - хотя, по совести, какая архитектура откажется строить для монополий, - "В конце концов, модернизм, по большому счету, есть не что иное, как предпочтение одного Zeitgeist другому, каждый из которых заявляет права на исключительное положение, каждый отклоняет маятник слишком далеко в свою сторону, каждый прибегает к военной тактике шока, боевого клича и исключения". Архитектура постмодернизма, по Дженксу, изживает эти тоталитарные комплексы, и ее характеризуют следующие особенности:
  "Двойное кодирование": апелляция одновременно к массе и к профессионалам. "Постмодернистское здание... "говорит", обращаясь одновременно по крайней мере к двум уровням: к архитекторам и к заинтересованному меньшинству, которое волнуют специфические архитектурные значения, и к публике вообще или к местным жителям, которых заботят другие вопросы, связанные с комфортом, традициями в строительстве и образом жизни", афишируя обаяние буржуазии. Комментируя этот фрагмент, стоит также заметить, что в своей книге Дженкс по крайней мере дважды говорит о "шизофреничности" архитектуры постмодернизма.
  Очень важная для постмодерна идея контекстуализации: архитектор должен как можно тщательнее учитывать все местные особенности и особенности местности. Дженкс даже настаивает на невозможности "замкнутого пространства", невозможности определить, где кончается зона действия или зона обитания конкретного объекта. Контекст, актуальный для всякого объекта, может, в общем, быть бесконечным.
  Близко связанная с предыдущей идея превращения будущих жителей дома в его проектировщиков: автор не навязывает адресату свою профессиональную волю (важно, что адресат здесь не крупная монополия, а скромные обитатели скромного квартала), а, напротив, пытается наладить диалог с волей "человека массы".
  Симпатия Дженкса к "метафорическим" образам, претендующим на многослойность, многовариантность прочтения: чем больше вариантов, тем лучше, чем богаче игра с образами, тем "постмодернистичнее". Здесь же стоит упомянуть подчеркиваемую Дженксом "ироничность" постмодернистской архитектуры.
  "Радикальный эклектизм" в выборе стилей, равноправное существование любых архитектурных кодов, если они органично вписываются в целое. На "идейном" уровне Дженкс утверждает этим самым нехарактерную для модернизма свободу выбора: "В то время как модернизм типа Мис ван дер Роэ был исключающим, постмодернизм абсолютно включающ, настолько, что допускает даже свою противоположность, когда это оправдано".

 Основные правила постмодерна, по Чарльзу Дженксу,
  1. Вместо гармонии, к которой стремился Ренессанс, и интеграции, к которой стремился модерн, постмодернизм настаивает на гибридном искусстве и архитектуре, характеризующихся "диссонантной красотой" и "дисгармоничной гармонией". Больше нет совершенного ансамбля, где ничего нельзя отнять или добавить без того, чтобы эту гармонию не нарушить, но во всем - "трудные ансамбли" и "дисперсные единицы". Должны быть трения различных стилей, удивляющие наблюдателя расколы, синкопированные пропорции, фрагментированная чистота и т.д.
  2. Постмодернизм предполагает политическую и культурную плюральность; необходимая гетерогенность массовых обществ должна просвечивать через постмодернистские здания. Нельзя допускать преобладание какого-то слишком доминирующего стиля.
  3. Постмодернизм предполагает элегантный урбанизм. Элементы традиционного урбанизма, т.е. улицы, аркады и площади, должны быть реабилитированы, учитывая новые технологии и транспортные средства.
  4. Возврат к антропоморфизму - элемент архитектуры постмодерна. Человеческое тело снова обретает свое место в декорации.
  5. Континуальность и принятие прошлого, анамнез. Воспоминания, реликвии включены в постмодернистские конструкции, понимает ли публика их значение или нет.
  6. Живопись постмодерна акцентирует нарративный реализм, натюрморты и пейзажи.
  7. Постмодерн означает "двойное кодирование". Каждый элемент должен иметь свою функцию, дублирующуюся иронией, противоречивостью, множественностью значений.
  8. Коррелят "двойного кодирования" - многозначность. В этом проявляется отказ от интеграционного минимализма "высокого модерна".
  9. Воспоминания и ассоциации идей должны обогащать всякое постмодернистское здание, в противном случае оно будет покалеченным, ограбленным.
  10. Постмодерн предполагает вступление новых риторических фигур: парадоксов, оксюморонов, многозначимостей, двойного кодирования, дисгармоничной гармонии, комплексности, противоречивости и т.д. Эти новые фигуры должны служить тому, чтобы сделать присутствующим отсутствие.
  11. Возвращение к отсутствующему центру. Архитектурный ансамбль или произведение искусств исполняется таким образом, чтобы все элементы были сгруппированы вокруг единого центра, но место этого центра - пусто.

  Получить более объемное представление о проблеме можно из работы другого постмодернистского теоретика Роберта Вентури, которую мы предлагаем вашему вниманию.
  Любим - не любим. Ситуация постмодернизма. Ч. Дженкс: Взлёт. Р.Вентури: Банальный символизм в архитектуре...  Откуда что взялось?  Пространство.  Историзм.  Воспроизведение.  По месту (AD-HOC).  Радикальная эклектика.  Заключение.
 
Редакция. Корпус 3 Корпус 3 постмодернизм.
Наш Е-mail:
x-4@narod.ru
Design by RA design | press
Рецензия
 
  © Ч. Дженкс (ПТАХИ 2001) Корпус 1 | Корпус 2 | Форум
Hosted by uCoz