 |
Моим третьим
сравнением в попытке доказать, что архитектура - декорированный кров, будет
сравнение Витрувия и Гропиуса (я использую собственное имя Гропиус в этом
сравнении, чтобы символизировать ортодоксальную Современную архитектуру).
|
"Длительная творческая деятельность Вальтера Гропиуса в области
Современной архитектуры (1883-1969) была одновременно замечательной
и удручающей. Мало кто сделал больше для создания духовного и морального
климата, в котором могла родиться современная архитектура, и никто
не умирал столь презираемый всеми за свои измены: участие в проектировании
башни "Пан-Америкен" над Центральным вокзалом в Нью-Йорке
и Плэйбойклаба в Лондоне ему не простит целое поколение..." (Бэнэм) |
Вы можете вспомнить традиционное определение архитектуры Витрувия словами
сэра Генри Бутона: "Архитектура - это прочность, удобство, удовольствие".
В ХХ веке парафразом этому определению может быть: "Архитектура - это структура,
программа, выразительность" (Жан Лабатю любил добавлять: "Хорошо встряхивайте
перед употреблением").
|
Вентури отобрал у нас замечательный комментарий - фразу Жана Лабатю,
место которой именно здесь: «Хорошо встряхивайте перед употреблением».
Красота? Представлять собой красоту? Что значит представлять красоту?
Притворяться красивым? Декорировать архитектуру? Практически автор
ставит упрек самому себе и своим коллегам (как нам кажется). Он отвергает
красоту иконическую в пользу красоты вербальной. Быть или казаться? |
Ортодоксальные модернисты, если не Вальтер Гропиус, то его последователи,
существенно изменили бы витрувианское положение вещей. Используя те же слова,
они должны были бы сказать: структура - программа - это архитектура. Когда
структура и программа верны, выразительность архитектуры будет автоматическим
результатом. Вам не нужно заботиться о красоте, если вообще стоит употреблять
это слово <...> Луис Кан говорил, что хотел бы удивляться внешнему виду
здания после того, как спроектировал его. Архитектура стала замороженным
процессом. Конечно, эстетический элемент в триаде Витрувия не может произойти
от орнамента-аппликации или символизма. Архитектура не может представлять
собой красоту, она может только быть ею. Очевидно, что на здании Гропиуса
для Баухауза в Дессау нет орнамента, но трудно поверить, что его форма является
простым результатом процесса, как провозглашал Гропиус, "нашего движения
от причуд простого архитектурного пространства к диктату структурной логики".
<...> Гропиус делал слегка не то, что говорил. В этом нет ничего плохого,
потому что архитектурная теория и практика часто не совпадают - важно, чтобы
практика была хороша.
|
Гропиус действительно делал не совсем то, что говорил (см. комментарий
выше). Для кого важна теория? Только для тех, кто о ней знает, - для
архитекторов. Потребителя же не интересуют проблемы теории, его волнует
практика. Когда и для зодчего она становится важнее первой, профессия
превращается в ремесленничество. Был случай, когда один наш коллега
признался: «Я ничего не понимаю в теории архитектуры». Стало объективно
понятно, что он мог бы этого и не говорить, - достаточно взглянуть
на его практику. |
Но замечательно то, я думаю, что несмотря на страстное отрицание Гропиусом
того, что Баухауз может "пропагандировать какой-либо стиль, систему, догму
или моду" и провозглашение "Стиль Баухауз будет признанием поражения и возвращением
к той косности и буржуазной инерции, с которыми я призывал бороться", он
делал то, что архитекторы и художники неизбежно делали. Они интуитивно выбирали
формальный словарь, ордер, систему, условность, а затем приспосабливали
это (иногда откровенно) для своих собственных целей. <...>
Безусловно, существовали
другие истоки форм и символов Современной архитектуры Героического периода,
идущие от изящных искусств, так же, как от кича; кубистическая живопись
была одним из очевидных истоков. Ле Корбюзье, почти абсолютно уникальный
среди теоретиков Современного движения, допускал в своих формалистических
адаптациях кубизма и существующие механические индустриальные формы. Он
был откровенно очарован элеваторами Среднего Запада, которые анализировал
в книге "К архитектуре" в 20-е годы, он рисовал кубистические композиции
и любил пароходы и автомобили. Он рассматривал также раннехристианскую базилику
Санта-Мария-Космедин, заостряя внимание на суровой белой, прямо-таки кубистской
фурнитуре святилища. Примечательно то, что архитектура Корбюзье того периода
выглядит больше как элеваторы Среднего Запада, пароходы и автомобили, показанные
в его книге, чем как алтарь Санта-Мария-Космедин. Почему? Потому, что Санта-Мария-Космедин
была неверна символически, если и правильна формально, тогда как остальные
- были формально и символически подходящими. <...> Основная беда отбрасывания
формальной системы в архитектуре в том, что архитекторы, которые поступают
так с целью избежать опасностей формализма, оказываются очень близки к формализму.
Архитекторы-фундаменталисты позднего модернизма приняли слова мастеров Героического
периода, но не содержание их работ. Пытаясь исключить символизм и декорацию
и подчеркивая структурную и пространственную выразительность, они покончили
с архитектурой абстрактного экспрессионизма: чистая, но ограниченная, она
скоро стала недостаточной. Таким образом они заменили декорацию артикуляцией.
Артикуляцией, через преувеличение структурных и функциональных элементов.
Структура проступает ритмически, функции проявляются ощутимо, грани фонарей
пульсируют на крышах. <...> В частых случаях оргия сложных и противоречивых
артикуляций создает драматическую выразительность, которая становится экспрессионизмом
в архитектуре. Как бы в отместку, исключение орнамента-аппликации превращает
целое здание в орнамент. Результат получается гораздо более безответственным,
чем при наложении орнамента на неартикулированные формы.
|
Вполне справедливый упрек в недостаточности многим американским архитекторам,
которых, наверное, и имел в виду Ле Корбюзье, называя их «дураками».
Они приняли начальные принципы «современного движения» и ограничились
этим, не обращая внимания на дальнейшее развитие ни в теории, ни в
практике. |
Мы чувствуем, что наше время - не время выразительной формы и архитектурного
пространства, - но время категорических манифестаций символизма в среде;
не время Галереи машин, но время Санта-Мария-Космедин и фресок, которые
были оригинально наложены повсеместно внутри. <...>
Создается впечатление,
что в конце концов чистый функционализм в архитектуре откололся в сторону
чего-то более декоративного, где функция искажается ради функционалистско-структуралистского
стайлинга или игнорируется так же, как она абстрагирована в чистом символизме.
Определение архитектуры как крова с символами на нем включает в себя принятие
функциональной доктрины, а не запрещение ее - приращение ее, ради сохранения
ее. Почему бы не допустить невозможность сохранения чистого функционализма
в архитектуре, поистине неизбежных противоречий между функциональными и
эстетическими средствами в одном здании, а затем позволить функции и декорации
идти своими собственными путями так, чтобы не было необходимости жертвовать
функциональными требованиями ради недостигнутых декоративных целей.
|
|