arch
Архивная версия / archive version:


Проект «Корпус» переехал на сайт www.cih.ru
This project was moved to the www.cih.ru

данная версия не обновляется и может быть недоступной через некоторое время

см. также: Корпус | ШтоРаМаг | Арх. Журнал | Новости | Строительство

Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website:
 

 Историзм.
 Воспроизведение.
 По месту (AD-HOC).
 Радикальная эклектика.
 Заключение.
 
  § 9. Радикальная эклектика.  SUPERTOPпосетите>>>  
Редакция.
 

Новая Эклектика.
  В моем распоряжении примерно двенадцать
архитектурных стилей, над которыми я работаю одновременно.


Ф. Джонсон.

Эклектика - внутренний импульс нового направления. Впрочем, речь идет об эклектике особого рода, свободной от всяких ограничений, тем более - стилистических. «Открытая» эклектика провозгласила конец «стиля» и одновременно утвердила его как понятие. Она утратила тот негативный смысл, напротив, этот метод провозглашен главной ценностью и привилегией новой и наконец-то истинно современной архитектуры. Дженкс дает точное определение эклектике нового типа - «радикальная». «Радикально» эклектичный архитектурный язык, который возник в русле постмодернизма, заведомо исключает ограниченность поиска, одномерность решения, а потому и впрямь кажется современным.
«Быть современным - значит быть эклектиком», - убежден американский архитектор Р.Стерн.
Исторически, расцвет эклектики относят к концу XIX - началу XX века, когда более десятка стилей находились, что называется, «в моде». В то время в США уже работает Салливан, а великий глухой пророк современного движения пишет книгу об орнаменте. И, тем не менее, стили овладевают умами архитекторов; распространены сложность и разнородность, сложность вообще становится «естественной метафорой мощи» и синонимом красоты. Постепенно все стили, путем заимствований, гибридизации, стали, по своей сути, эклектичными. Сегодня уже пора осознать, что понятие «стиль» должно уйти вместе с понятием «мода». Моды, как таковой не существует. Единство стиля никому не нужно, архитектура не может оставаться единой, она становится единичной, индивидуальной для каждого заказчика, ситуации, условий. Но для того, чтобы понять, - нужно было пережить новый «приступ» эклектики, который и случился в 60х годах XX века.
Постмодернистское пространство стремится к упомянутой сложности. Существует сформировавшийся «узкий мир архитектурных журналов», и всякая новая идея (будь то новые эксперименты Ф. Гери или объемные экспрессии З. Хадид) обречена на мгновенное распространение. Отсюда происходит использование фрагментов, приемов, создание копий. А если представить себе, что в формообразовании Виллы Савой можно использовать исторично достоверный ионический ордер, то чем это не новая, вызывающая художественная форма? «Более того, возврат к прошлому превратился в нечто вроде гонки вспять, которая может достигнуть пропорций Ренессанса»… «В терминах семиотики, язык (общая сумма коммуникативных источников) настолько разнороден и разнообразен, что любое единичное слово (индивидуальный выбор) отразит это, хотя бы исключением разнообразия. Таковы факты архитектурного производства». Но если, Фрэнк Гери для поиска новой формы здания общественного центра современной музыки, идет в музыкальный магазин, чтоб купить там пару электрогитар, а затем распилив их в мастерской сделать из обломков макет, то зачем копировать и использовать результат, если можно копировать и использовать методику?
Практически каждое постмодернистское здание - эклектично. Сооружение "историзма", "ад-хока", "вернакуляра", - все они основаны на смешении стилей или источников, строительных систем или материалов. Пожалуй, самыми яркими примерами таких архитектурных "коктейлей" можно считать "Диснейленды". Этакие попурри, созданные администраторами и продюссерами, они, как нельзя лучше, отражают весь мир символов и сюжетов современного мира развлечений. Чтобы не чувствовать себя лишним на этом "празднике жизни", посетитель должен иметь хорошо укомплектованный "багаж образов", который постоянно модернизируется и пополняется журналами, телевидением, путешествиями...
Архитекторам предлагается научиться использовать эту разнородность, стать барменами (смешивать символы как напитки), тонко чувствовать настроения масс. Ведь если кто-то хочет жить одновременно в разных эпохах и пространствах, то зачем ограничивать его настоящим и локальностью? "Эклектизм - это естественная эволюция культуры, обладающей выбором"
"Современное движение", в свое время, предъявило эклектикам обвинения в нерешительности, сумбуре, оппортунизме, приспособленстве и дилетанстве. Постмодернисты открещиваются от эклектиков конца XIX века, говоря о том, что тот эклектизм был слаб и "грубо сработан", и предлагают развить более сильное и радикальное разнообразие. Предлагается также использовать нити и образы "нового движения" как оппозиции, как антонима, через который, семантически можно выразить настоящий смысл. Радикальный эклектизм будет использовать эти простые, редуцированные пространства "нового движения" для создания своего, сложного и насыщенного. Используется полный спектр коммуникативных средств: метафизических и символических, пространственных и формальных. Архитектор выбирает стиль или образы и смешивает эти элементы в одном здании. Новая эклектика направлена на воплощение одного из принципов постмодернизма - принципа двойного кодирования.

  Team Disney Building (Burbank, California).  
 

ПРИНЦИП НОВОЙ ЭКЛЕКТИКИ (или что с чем смешивать).
Проектировщику, еще до процесса проектирования, предлагается подробно ознакомится с целевой группой, следить за изменяющимся настроением, угадывать их представления о хорошей жизни. "Взаимное понимание и консультации с клиентом являются минимальными требованиями.... Во всяком случае проектировщику следует, во-первых, изучить район, местный язык и понять его полностью, прежде чем начать проектировать. Язык может иметь этнические или культурные характеристики, связанные с характером обитателей, а также чисто архитектурные измерения - местные особенности".
Теперь нужно учесть, что для любого общества или семиотической группе существует два языка (два кода):
Первый:
Традиционный, популярный, народный, общий, философский, медленно меняющийся, "изобилующий клише и имеющий корни в обыденной жизни".
символы означающие любовь, жизнь, смерть, практически не изменяются.
Второй:
Современный, молодежный, деловой, быстро реагирующий на моду и технологии, полный неологизмов. Например образ самолета, летящего над небоскребом, означает для многих уже не то, что значил год назад, вызывает уже далеко не те ассоциации.(события 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке). Архитектор должен учитывать меняющиеся коды, откликаться на них в своем творчестве.
Двойное кодирование подразумевает разнородность и использование этих языков. То есть, как только постмодернист обнаруживает новый код, новый символ, он несомненно должен включить его в свою практику. Радикальный эклектизм отталкивается от вкусов потребителей - как простых жителей, так и элиты. Он пытается установить контакт между противоположными "вкусовыми культурами" на разных параллелях и уровнях: бытовом, эстетическом. Вероятность ошибки сочетания велика. Очень трудно приготовить идеальный коктейль, по крайней мере,- сначала нужно выучить рецепт.
Принцип новой эклектики интересен тем, что он многозначен и изменяется во времени, в нем соединяются элементы, обращенные к разным сторонам нашей души, ума, тела. Это элементы одной сложной структуры. Они взаимодействуют и модифицируют друг с друга. Данная структура открыта и готова включить в себя все новое, что появится в мире. "Вкус здания, его запах и осязаемость вовлекают чувства настолько, насколько могут обеспечить зрение и размышление."
Подводя итог, отмечу, что всякое постмодернистское здание - эклектично, будь то историзм, ad-hoc, или вернакуляр. В практике всех направлений есть ингридиенты, которые в сочетании образуют единство (строительные материалы и технологии, функциональное и пространственное решение, эстетические коды и образы).

Rowes Wharf Boston Massachusetts 1987 SOM Edgewater Apartments, West Vancouver, British Columbia, Canada. RAS Tribeca Park, Battery Park City, New York, New York. New York City Department of Cultural Affairs Yamasaki.
 


 
  КОРПУС 3 / РАДИКАЛЬНАЯ ЭКЛЕКТИКА.
  Любим - не любим. Ситуация постмодернизма. Ч. Дженкс: Взлёт. Р.Вентури: Банальный символизм в архитектуре...  Откуда что взялось?  Пространство.  Историзм.  Воспроизведение.  По месту (AD-HOC).  Радикальная эклектика.  Заключение.  
Редакция. Корпус 3 Корпус 3 постмодернизм.
Наш Е-mail:
x-4@narod.ru
Design by RA design | press
 
 

© М.Н.Кудряшов, 2001 

Корпус 1 | Корпус 2 | Форум
Hosted by uCoz