|
Проект a.s.p. переехал на сайт www.cih.ru см. также: Корпус | ШтоРаМаг | Арх. Журнал | Новости | Строительство Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website: |
|
Интернет как явление культуры The Internet as the phenomenon of culture © Семён Расторгуев |
дальше | ||||||||||||
|
ra design studio |
«комьюнити» вокруг тематически четко очерченного сайта получило наибольшее развитие в сфере маркетинга (идеальная сегментация рынка). Однако не меньший интерес представляет формирование комьюнити вокруг некоммерческих ресурсов – научных, образовательных, политических, правозащитных, досуговых. Фактически они уже реально стали ядрами кристализации и развития реально работающих институтов гражданского общества. Создание Интернет-ресурсов оказывается значительно более эффективным инструментом формирования географически распределенных организаций по сравнению с традиционными СМИ: минимальные издержки на создание и поддержку, а также рекламу, при максимальной обратной связи. Перспективы роста влияния и значимости некоммерческих организаций особенно возрастает, учитывая наблюдаемый переход граждан современных развитых государств к постиндустриальной, а точнее постэкономической системе ценностей, могущей быть рассмотренной как сдвиг вверх в иерархии потребностей по Маслоу. Таким образом, сетевые некоммерческие организации находятся на пересечении двух социальных волн: распространения сетевой (опосредованной компьютерами, географически децентрализованной) формы деятельности и подъема третьего сектора экономики в целом. Если «подставить» третью волну - рост «глобализации» - то мы получим вывод о неизбежном ускоренном развитии международных некоммерческих сетей. Их развитие может стать известного род альтернативой международной интеграции на правительственном уровне. Например, если упрощенно предположить, что в вопросах выделения средств на международные программы содействия развитию (благотворительность) правительства демократических стран руководствуются позицией «медианного избирателя», то для более альтруистически настроенной части общества естественным будет идти к самоорганизации на неправительственном уровне. В целом, распространение новых информационно-коммуникативных технологий действительно стало доминирующим фактором, определяющим ускорение процессов социальной трансформации общества. Однако вектор этой трансформации лишь отчасти детерминирован, и в значительной степени зависит о целенаправленных усилий людей. Новые технологии создают лишь новые возможности , спектр которых постоянно расширяет поле выбора каждого отдельного человека. Информатизация – лишь одна из важнейших тенденций общественного развития, сопровождающей переход к новой постиндустриальной, пост-экономической цивилизации, связываемый и со значительным ростом доходов в большинстве развитых стран мира за последние десятилетия, и с принципиальным увеличением доли лиц получивших высшее образование. На стыке изменений в коммуникационных технологиях, изменений в мотивации человеческой деятельности продолжает формироваться информационное общество текущего XXI века. Языки программирования и технические возможности диктуют общий информационный язык Интернета, делая его универсальным во всемирном масштабе. Универсальности пока что препятствует нынешний текстово-ориентированный вид Интернета, но при более развитой графической, образной составляющей универсальность и понятность содержания для любого жителя планеты со временем должна быть достигнута. Отчуждение человека от социума и от самого себя, достигаемое с помощью Интернета, сегодня стало фактом общественной жизни и мысли. И если клин, по старой русской пословице, вышибают клином, то и возвратить сегодня самому себе 'виртуализованного' и отчужденного человека тоже, на наш взгляд, можно с помощью Интернета. Мы предлагает несколько идей по очеловечиванию Интернета, по реорганизации его по образу и подобию человека. На данный момент во всемирной сети существует плоская, двухмерная, модель Интернета. Данная модель строится преимущественно на текстовой информации. Современный Интернет - логоцентричен. В то время, как известно, что современная культура и восприятие современного человека все больше ориентируются на визуальный образ. Наша цивилизация все больше становиться image-oriented, ориентированной на зрительный образ, как отмечал в своей известной лекции культуролог У. Эко [2], осмысляя в ней еще более известную книгу теоретика информационного общества Г.М. Маклюэна 'Галактика Гутенберга'. Там же исследователь подчеркивал, что если после изобретения печати преобладал линейный способ мышления, то с конца 60-х на смену ему пришло более глобальное восприятие - гиперцепция - через образы телевидения и другие электронные СМИ. Таким образом, на наш взгляд, будущее за созданием трехмерной модели Интернета, в которой сайты будут являться трехмерными объектами. Сайты сходной тематики могут в трехмерном Интернете объединяться, образуя своеобразные мегаполисы. Человек в трехмерном пространстве Интернета будет ориентироваться, как в реальном мире, что для него более удобно и привычно [3]. Кроме того, на наш взгляд, необходимо цветовое и звуковое решение трехмерной модели Интернета. Современный Интернет абсолютизирует разум человека и не учитывает чувства. Цвет и звук в Интернете также как и в реальности, должны стать носителями определенной информации, ресурсами и стимулами реализации творческого ассоциативного мышления человека, а не просто средствами декора или развлечения. Цвет и звук в виртуальном пространстве Интернета, на наш взгляд, также как и в реальности могут стать признаками, знаками и символами определенных качеств и процессов. В обозначенной трехмерной модели Интернета человек сможет искать информацию, в частности интуитивно, с учетом аудиовизуальных характеристик информации, что, с одной стороны, расширяет возможности человека в сети Интернет, а с другой стороны, очеловечивает виртуальные пространства последнего. Тем более, что на смену концепциям сугубой рациональности человека информационного века, свойственным классикам информационного общества (Д. Белл, О. Тоффлер, А. Турен), пришло утверждение его принципиальной иррациональности, нелогичности и т.д. [4], связанное с уже указанной выше визуальной доминантой современной культуры. Наше общество еще не сформировало общие эстетические (а также нравственные, моральные и т.д. - это тема отдельной статьи) критерии для создания и оценки объектов виртуальной реальности. Не осознан еще ее 'визуальный алфавит' (Г.М. Маклюэн), который может быть использован не только для утверждения позитивных смыслов и ценностей, но и для манипуляций сознанием ее многочисленных юзеров. А между тем виртуальная реальность является местом социализации, профориентации, самореализации и т.д. для большинства современных подростков и молодежи. Нам нужна новая, как писал в своей последней статье известный англиский философ и эстетик Ч. Дженкс, 'разумная красота, красота, рожденная благодаря развитию информационных технологий' [5]. И быть может, она спасет наш новый - виртуальный - мир. См. например: А.Левенчук. Коммунивер: от средств массовой информации к инфраструктуре массовой коммуникации. - http://www.inter.net.ru/15/5.html , А.Бессуднов. Community building: перспективный бизнес и гражданское общество http://internet.ru/article/articles/2000/10/03/4214.html М.Чепов. Третий сектор виртуальной реальности: проблемы и решения В Иноземцев. За пределами экономического общества. М., 1998. http://www.postindustrial.ru/titles.shtml?book=1 А.Шадрин. Трансформация экономических и социально-политических институтов в условиях перехода к информационному обществу http://rvles.ieie.nsc.ru:8101/parinov/artem1.htm |
|||||||||||
Интернет с человеческим лицом | |||||||||||||
Место, где вас публикуют | |||||||||||||
Что такое дизайн? | |||||||||||||
Архивное с картинками | |||||||||||||
→ "Новая парадигма в архитектуре" Чарльза Дженкса |
|||||||||||||
С. Расторгуев © 2004 |
x-4@narod.ru | Radesign © 2004 |