|
Проект a.s.p. переехал на сайт www.cih.ru см. также: Корпус | ШтоРаМаг | Арх. Журнал | Новости | Строительство Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website: |
|
Интернет как явление культуры The Internet as the phenomenon of culture © Семён Расторгуев |
дальше | ||||||||||||
|
ra design studio |
Интернет создает особое виртуальное пространство – точнее, множество пространств, каждое из которых имеет свою логику событийности, правила, язык и персонажи. Так образуются новые миры, в которые человек входит и которые затем покидает. Web -сайты – новая форма искусства, основанная на сочетании текста и графики. Один и тот же web -сайт выглядит несколько по-разному у разных пользователей. Картинка с вариациями, с элементами случайности. Существует определённая тенденция того, что пользователь сам будет определять внешний вид просматриваемого им контента. Таким образом, идея, заложенная в дизайне сайта, очищена от жесткой привязки к форме и терпит вариации. Такая идея должна быть более недосказанной и чистой (более глобальной, с меньшей деталировкой), чем в других видах искусства. Эскиз – матрица – генетический код, по которому строятся многочисленные образы с общей идеей. Одна из главных особенностей нет-арта - провозглашение направленности на коммуникацию, а не на репрезентацию . То есть целью художника становится не авторитарное выражение, демонстрация и, значит, навязывание собственного видения, личной позиции, а коммуникация - общение со зрителем, вовлечение его в творческий диалог [4] . В Интернете возможно сетевое полиавторское архитектурное проектирование, художественное эскизирование. Интернет – среда для высокотехнологичного искусства, которое использует самые современные достижения науки и техники. Объекты искусства, в процессе создания которых происходит их обсуждение и корректировка. Арт-объекты сконструированные в компьютерной сети, взаимодействуя между собой, образуют в процессе художественной интерактивности странные смысловые поля, интерпретация которых позволяет выявить составляющие этих текстов, находящихся как бы вне контроля авторов, функционирующих в ситуации избытка означающих и создающих смыслы на пересечении текстов, расположенных на многочисленных серверах. Текст (арт-объект) предстает перед нами в качестве интертекста, вызывающего беспокойство у приверженцев строгой нормативности, моностилистики, доминации авторства. Практика деконструкции текста, представленная в творчестве Ж.Деррида, и концепция смерти автора Р.Барта находят убедительное подтверждение в WWW-арте, а ризома (Ж.Делез и Ф.Гваттари) становится образной характеристикой Интернета. С появлением сетевых художественных проектов институциональная сфера искусства так же как и арт-социологическая триада, подвергается пертурбациям. WWW-арт не нуждается в музее. Ему безразличны пространство галереи и куратор проекта, аукционы художественных произведений и художественной рынок, ибо ИНТЕРНЕТ-арт представляет собою максимально редуцированный до непредмета эфемерный, «дематериализованный» продукт, не соотносимый с референтом. По причине интердисциплинарности и плюрализма, терпимости к различным способам художественного высказывания, инклюзивного характера и отсутствия универсального авторитета «внеИнтернетные» художественные практики не могут не включать в свое безграничное пространство фикциональный WWW-арт. Интернет на современной стадии своего развития не стал еще в достаточной мере видом искусства. Сегодня сайты зачастую априори создаются как сугубо функциональные эстетические монстры и принципиально исключаются из сферы объектов эстетической оценки. Причем даже те люди, которые в реальной жизни весьма требовательны к внешнему виду привычных для них вещей (от одежды до интерьера помещений и т.д.), в виртуальном пространстве оказываются совершенно не восприимчивы к визуальному абсурду (реже - к красоте) в оформлении сайтов.
В ходе нашего исследования мы пришли к следующим выводам: В западной научной мысли проблематика информационного общества постепенно забывается и уходит в архив научного сообщества, ее сменяет парадигма «сетевого общества» , то есть акцент переносится с содержания, знания, на коммуникацию, и способы коммуникации. В России исследователи проблем, связанных с Интернетом, на наш взгляд, неверно включают исследования принципов и способов самоорганизации в сетевом обществе в традицию «информационного общества», забывая или не отдавая себе отчет в том, что это по сути противостоящие друг другу концепции. На наш взгляд, постмодернизм является тем культурным течением, которое вполне адекватно описывает как современную реальность, так и современную «виртуальность» Интернета . На наш взгляд, принципы философии постмодернизма могут быть использованы как методологический инструментарий, с помощью которого возможно осуществить адекватное описание новой действительности. Интернет предоставляет возможность развития не массовой культуре, альтернативным творческим течениям. Он позволяет отказаться от диктата одного мнения, одного вкуса, одного стиля. Он предлагает многополярность культуры, ее демассификацию, возможность рождения принципиально новых видов творчества. Интернет – всемирная выставка признанных и непризнанных художников. Одна из главных особенностей нет-арта - провозглашение направленности на коммуникацию, а не на репрезентацию . То есть целью художника становится не авторитарное выражение, демонстрация и, значит, навязывание собственного видения, личной позиции, а коммуникация - общение со зрителем, вовлечение его в творческий диалог. Информация об искусстве постепенно становится "важнее", значительнее самого факта существования искусства - возможно, не только для зрителей, но и для самих участников процесса. |
|||||||||||
Интернет с человеческим лицом | |||||||||||||
Место, где вас публикуют | |||||||||||||
Что такое дизайн? | |||||||||||||
Архивное с картинками | |||||||||||||
→ "Новая парадигма в архитектуре" Чарльза Дженкса |
|||||||||||||
С. Расторгуев © 2004 |
x-4@narod.ru | Radesign © 2004 |