|
Проект a.s.p. переехал на сайт www.cih.ru см. также: Корпус | ШтоРаМаг | Арх. Журнал | Новости | Строительство Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website: |
|
![]() |
![]() ![]() |
Интернет как явление культуры The Internet as the phenomenon of culture © Семён Расторгуев |
![]() |
||||||||||
![]() |
|||||||||||||
![]()
|
![]() ra design studio |
![]() На наш взгляд, постмодернизм является тем культурным течением, которое вполне адекватно описывает как современную реальность, так и современную «виртуальность» Интернета . Сегодня многие исследователи, даже те, кто негативно настроен к практикам постмодернизма, вынуждены констатировать актуальность разработок постмодернизма для анализа процессов внутри Интернета. Речь идет о работающих в Интернете концептах ризомы Гваттари, смешения и симулякра Бодрийяра, спектакля Барта, паратемы Фуко, интертекстуальности Юлии Кристевой. В Интернете находит свое воплощение парадоксальная для реальности ситуация, которую Ж. Бодрийяр назвал «прецессией симулякров»: «территория больше не предшествует карте и не переживает ее. Отныне сама карта предшествует территории – прецессия симулякров, - именно она порождает территорию». Интернет предполагает, что если тот или иной участок сети не описан, то его не существует. Картографирование Интернета, между тем, не осуществляется с использованием географических приемов, подразумевающих понятия «длины», «высоты» и т.д. В Интернете существует расстояние между «идеями», «понятиями», и их симулякрами. Для пользователя Интернета не важно, где физически расположена та или иная информация, или область интеракции – важно, сколько «кликов» нужно сделать внутри семантической иерархии доступа к цели. Однажды выложенная в Интернет, запись такого маршрута вызывается единичным запросом в поисковой системе. Работает очередной концепт Делеза и Гваттари – номадология «Тысячи поверхностей». Наиболее популярные запросы легче всего найти – эти тропинки превращаются в своеобразные тракты, которыми пользуются миллионы пользователей – путников. «Платонова метрика», живо обсуждавшаяся французскими постмодернистами, обретает свое виртуальное воплощение. С использованием специальных программ визуализации поиска Google Labs можно проследить появление любой идеи, ее генезис, развитие, присоединение сторонников, действия противников, связь с другими идеями, идеологиями, концептами и воплощениями. Вся семантика такого процесса может быть просчитана количественна и оценена качественно. В современной американской политической науке встречаются утверждения, что Интернет – поле возрождения политической философии как точной науки. Виртуальность Интернета описывают также концепции ризомы – заимствованного из ботаники «понятия корневой системы, характеризующейся отсутствием центрального стержневого корня и состоящей из множества хаотически переплетающихся, периодически отмирающих и регенерирующих, непредсказуемых в своем развитии побегов» и интертекстуальности – «размывания границ текста, в результате которого он лишается законченности и закрытости, становится внутренне неоднородным и множественным». Интернет, на наш взгляд, может быть назван великим интертекстом эпохи постмодерна , постмодернизм – идейным предшественником эпохи Интернета. Какие бы мы не взяли признаки интертекстуальности – цитатность, децентрированность, безграничность, деперсонализация автора – все они являются неотъемлемыми характеристиками текстовых нарративов сети. Очевидно, что цитатный подход заложен в саму основу языка html – ссылки есть не что иное как указатели на смежные тексты, высказывания, источники и т.п., одним словом – цитаты в той или иной ипостаси». В Интернете следующего поколения, т.н. «умном» Интернете на основе языка xml с встроенными в него семантическими связями, законы постмодерна станут еще более действенными, так как разработка новых языков Интернета де-факто находится под прямым культурным влиянием деконструкции языка и исследования языковых политических игр, произведенного Фуко. На наш взгляд, принципы философии постмодернизма могут быть использованы как методологический инструментарий, с помощью которого возможно осуществить адекватное описание новой действительности. Итак, постмодернизм предсказал, и, возможно, повлиял на появление новой реальности Интернета, и, в более широком смысле, новых организаций человеческой деятельности, которая задействует внутри себя сетевой принцип.
Интернет можно рассматривать не только как уровень высокоскоростных технологий, но как историю имиджей, как искусство, образ декорации, где особое место принадлежит наглядно-образным способам передачи информации: компьютерная графика, анимация, видео и т.д. Из существующих подходов к Интернет как форме художественного выражения и творчества можно выделить несколько, каждый из которых оттеняет ту или иную ее грань. Интернет художественно выражает и одновременно отражает художественное содержание. Например, цветы, картины и т.д. могут быть созданы без применения Интернет-технологий, но последние используются для их транслирования. Интернет, на наш взгляд, является формой и художественным выражением творчества новыми средствами: Культура каждого времени вырабатывает свою версию мира, определяя способы поведения, типы реагирования, формулы существования. Человек стремится создать адекватную картину мира . Как отмечают исследователи Интернет, специалистам в области цифровых технологий придется пересматривать почти все, к чему они привыкли в своей прежней практике, потому что любая информация может появляться где угодно и когда угодно. Сугури Исизаки (Suguri Ishizaki), преподаватель коммуникативного дизайна из университета Карнеги-Меллона, Питсбург (штат Пенсильвания), утверждает, что контент непрерывно меняется, а получатели информации находятся каждый в своих уникальных условиях. Поэтому методология проектирования «сверху вниз», являвшаяся основой массовой культуры на протяжении более столетия, уже неприменима. Чтобы успеть за непрерывно меняющейся действительностью, истинному художнику необходимо вырабатывать все новые и новые приемы деятельности, переняв способность к импровизации у танцоров и музыкантов. Не исключено, что завтра кто-то, проснувшись, захочет прочитать накопившиеся за ночь почтовые сообщения, прогнозы погоды и биржевые сводки на стене или на донышке чашки утреннего кофе. Эта мысль не менее интересно развивается Биллом Хиллом (Bill Hill), одним из руководителей компании MetaDesign из Сан-Франциско (штат Калифорния): задача дизайнеров заключается в том, чтобы заглядывать за границу нынешней культуры и осваивать опыт принципиально иного бытия, проистекающего в эмоциональном измерении [2, с.13] . В настоящий момент современные информационно-коммуникационные технологии, в особенности интенсивно развивающийся Интернет, становятся все более эффективным средством как реализации индивидуального творческого потенциала, так и продуктивного коллективного сотрудничества в целях решения общих проблем. Антропологическую функцию они способны выполнять потому, что в производимом ими дигитальном продукте человек как в зеркале распознает элементы своей собственной интеллектуальной деятельности и подобное овеществление событий и явлений «внутреннего мира» заставляет зачастую по-новому взглянуть на то, что казалось уже хорошо известным [3] . В этом смысле Интернет - это форма, которая выступает не столько продуктом «технологической революции», сколько цифровым воплощением идей, которые присутствуют в разных видах искусства и деятельности на протяжении тысячелетий . Поиски корней этой концепции канадская медиахудожница Катерина Либеровская предлагает вести, обратившись к истории западного искусства, хранящей многочисленные теоретические и практические предпосылки идеи слияния нескольких различных художественных форм в одну. В качестве подтверждения она приводит примеры среди направлений и движений различных эпох, например: античности с ее первыми моделями слияния различных художественных форм (устный рассказ под музыку, музыка и танец, различные сочетания театральных форм и т.д.) эпохи Просвещения и начала Нового времени (см.: http://www.procontra.danet.ru/8101/procontra.htm [19.12.2000]), взяв за точку отсчета творчество Р. Вагнера и движение символистов в Европе, выстроенные на основе традиций Ренессанса, она продолжает исследование на примере футуристов, кубистов, конструктивистов и Василия Кандинского и др., высвечивая генезис концепции мультимедиа (а Интернет - это прежде всего гипермедийная среда) как дигитального способа выражения идей, развиваемых в искусстве разных времен, эпох и культур. Так, в Интернет создаются литературные гипертексты (проект Романа Лейбова); между WWW- художниками происходит обмен идеями и художественными проектами, визуальными и сонорными конструктами; осуществляется полилог (В. Могилевский, Т. Деткина, А. Насонов, А. Шульгин, А. Николаев). Тексты, виртуальные объекты, симуляции, рождающиеся во Всемирной Паутине, порождают необычную ситуацию в художественной культуре, сравнимой с тем «взрывом», который был вызван появлением «реди-мейд» М. Дюшана. Арт-объекты сконструированные в компьютерной сети, взаимодействуя между собой, образуют в процессе художественной интерактивности странные смысловые поля, интерпретация которых позволяет выявить составляющие этих текстов, находящихся как бы вне контроля авторов, функционирующих в ситуации избытка означающих и создающих смыслы на пересечении текстов, расположенных на многочисленных серверах. Текст (арт-объект) предстает перед нами в качестве интертекста, вызывающего беспокойство у приверженцев строгой нормативности, моностилистики, доминации авторства.Еще одной концепцией постмодерна может быть описанная постмодернистами ситуация индивидуальной и общественной шизофрении. |
|||||||||||
![]() |
|||||||||||||
![]() |
|||||||||||||
![]() |
|||||||||||||
![]() |
|||||||||||||
![]() → "Новая парадигма в архитектуре" Чарльза Дженкса |
|||||||||||||
С. Расторгуев © 2004 |
![]() |
![]() |
x-4@narod.ru | ![]() |
Radesign © 2004 |