2.1.1.
Онтологический уровень
На онтологическом уровне
символического обобщения образы тюрьмы и лагеря в романе Е. Федорова "Бунт"
символизируют "бытие как таковое" (В. Мильдон), "мир как
таковой" (Д. Бак). Правда в отличие от критиков оговорим, что образы
тюрьмы и лагеря в романе Е. Федорова всегда символизируют падший мир,
мир как необходимость, в то время Е. Федоров всегда оставляет за человеком,
как это было показано при разборе "трехсложности" художественного
мира романа, возможность творческого преодоления "наличного бытия".
Указания на онтологический
аспект лагерного символа можно найти в рассуждениях героев-идеологов.
Например, у Саши Краснова: "Вся наша жизнь в некотором неромантическом,
нудном смысле слова есть неволя, лагерь" (2; 3; 144). Или опосредованно
у Виктора Щеглова: "Все мы не свободны, винтики большого, сложного
механизма, называемого жизнь" (1; 1; 5).
Указания на онтологический
аспект лагерного символа также прямо обозначается в самом тексте романа.
Так, например, изолятор - непременный и главный атрибут лагеря - определяется
в романе как "радушный, вневременной символ цивилизации" (2;
11; 61). Или же в романе говорится о том, что стены Лефортовской тюрьмы
"символизируют образ мира сего", падшего мира, в котором господствует
необходимость (2; 2; 51).
Примечательна в свете вышеизложенного
шутливая фраза лагерного шута Колобка (Васьки Богоявленского), повторяемая
на протяжении всего романа: "А не надо совершать преступлений и вы
не будете сидеть в лагере"(2; 11; 20). В русле карнавальной традиции,
реализуемой в романе Е. Федорова "Бунт", шут - инвариант бога.
Таким образом, его фраза может рассматриваться как аллюзия на библейский
сюжет о грехопадении Адама и Евы и их изгнании из рая на землю.
|