arch
Архивная версия / archive version:


Проект «Лекции» переехал на сайт www.cih.ru
This project was moved to the www.cih.ru

данная версия не обновляется и может быть недоступной через некоторое время

см. также: СНиПы | Архитектура | Бионика | Новости | Строительство

Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website:
 
   проект "Лекции" | Собираем материалы. Присылайте: x-4@narod.ru - опубликуем.
 
  
  x4
Лекции
 
  Философия   бакалаврская работа
тема:  Философские искания в современной литературе. 1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27

2.1.2. Культурно-исторические типы сознания героев романа

На данном этапе работы нами выделяется 4 субъекта, чье сознание более и чаще сознания других персонажей выступает в роли призмы, сквозь которую подается художественная действительность. Это 3 главных героя романа Виктор Щеглов, от имени которого ведется повествование в 1, 3, 4, 6, 7, 8 главах романа (повестях цикла - в журнальном варианте), Женя Васяев и Саша Краснов, а также некое "мы", от имени которого ведется повествование в остальных главах романа.

При этом отметим, что возможно выделение доминант сознания каждого из главных героев романа.

Таким образом, Виктор Щеглов, "восторженный поклонник далекой Античности" (2; 10; 95), представляет собой античное эйдетическое сознание, для которого понять, значит понять хаос, как космос (50; 388-396); Женя Васяев, проявляющий мистико-теургические способности в тюрьме и лагере, представляет собой причащающее средневековое сознание (50; 388-396); а Саша Краснов, "теоретик до мозга костей" (2; 1; 19), и в лагере не расстающийся с увесистым томом Гегеля является представителем нововременного сознания, для которого в идеале понять, значит полностью отождествить бытие с мыслью (50; 388-396). Обозначенное "мы" отличается синтезом перечисленных форм сознания. (Более подробное рассмотрение см. при разборе экзистенциального хронотопа).

В содержательном плане романа ситуация диалога различных культурно-исторических форм сознания, с одной стороны, моделирует отмечаемые философами диалог и полифонию различных культурно-исторических форм сознания в XX веке (см. 50; 292), то есть намечает временную горизонталь, воспроизводя важнейшую ситуацию для самосознания человека XX века; с другой стороны, моделирует некую вертикаль сознаний и соответственно самосознаний - итогов, схем и способов осознание себя и мира целыми культурными эпохами. Ситуация диалога в романе различных культурно-исторических форм сознания определяет один из ключевых споров, контраверс романа Е. Федорова "Бунт" - спор исторически сложившихся форм сознания.

Каждая из обозначенных выше исторических форм сознания подвергается в романе проверке, проходит свой путь увенчаний и развенчаний. Наиболее глубоко раскрыть который возможно в экзистенциальном хронотопе. ("Вертикальный" и исторический хронотопы рассматриваются нами не дифферинцированно по формам сознания героев, в качестве проекции и детерминант самосознания общности заключенных, обозначенной в тексте как "мы").

Итак, исходя из обозначенной нами выше гипотезы о взаимосвязи в романе Е. Федорова "Бунт" самосознания героев с хронотопической организацией его художественного мира рассмотрим выделенные нами хронотопические объемы романа.

©  Ольга Орлова, 2002
8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27
тема:  Философские искания в современной литературе. 1 2 3 4 5 6 7
радизайн проект x.4 CAP.x4 Рейтинг@Mail.ruSUPERTOP
E - mail: x-4@narod.ru
 © 2003, Леkции v2
  Форум | Новости | Содержание
Hosted by uCoz