|
По месту (AD-HOC).
«Ад-хокизм», или «архитектура
ад-хок» - концепция, призывающая при проектировании учитывать, прежде всего,
реальные условия данного места, конкретные обстоятельства, вкусы будущих
потребителей. Она по-своему отражает реальную ситуацию капиталистической
действительности, провозглашает открытое приспособленчество, безоговорочное
выполнение требований заказа (обычно частного). Зачастую заказчик участвует
в процессе проектирования, выбирая месторасположение своего жилища, соседей,
план квартиры. Именно эта архитектура в наибольшей степени приближена к
социальным требованиям заказчика, она спрашивает, какой ей быть, консультируется
с будущим хозяином, подстраивается под его интересы. Ральф Эрскин - идеальный
пример архитектора, следующего направлению ад-хок. Он показывает, что архитектура,
действительно, - глагол, действие, а не просто набор правильных теорий и
предписаний.
|
|
Celebration Health, Celebration, Florida. |
|
Контора Эрскина влилась в
Байкерскую общину, открыв магазин в бывшем похоронном бюро, продавая растения
и цветы (явно популярное в Англии занятие), действуя как местное бюро находок,
т.е. занимаясь множеством не архитектурных дел; по мере всего этого он знакомился
с жителями а они - с его группой. Затем в неторопливом процессе проектирования
и строительства происходили бесконечные обсуждения с весьма скромными результатами
(и принимались весьма скромные решения), так что ландшафт, «вход», история,
идиосинкразия, и другие подобные соизмеримые составляющие могли найти свое
место в обсуждениях. Успешный результат - внимательная и гуманная среда,
- делает этот проект ключевым для постмодернизма в плане теории, если он
и не является таковым в плане обычного кодирования; здесь «ад-хокизм» в
самом подходе к проектированию, когда заказчик участвует в процессе работы
над проектом.
Соучастие в проектировании стало в Британии в 70-х годах респектабельным
термином, который обычно обозначал одностороннюю консультацию с теми, для
кого осуществляется проектирование. Они имели возможность видеть планы заранее,
но не обладали достаточной компетентностью или властью, достаточной для
того, чтобы предложить жизнестойкие альтернативы, однако привлечение будущих
потребителей архитектуры к соучастию в процессе проектирования позволило
лучше и полнее учесть их потребности, запросы и вкусы. Этот новый метод
в архитектурной деятельности Запада 70-х годов отражает утопическую веру
постмодернистов в то, что обновление метода проектирования без изменения
социальных условий способно привести к гуманизации жизненной среды и гуманизации
человеческого существования. В Лувенском университете Люсьен Кролл и его
группа продвинули процесс дальше и реально включили общину (или часть ее)
в процесс принятия проектных решений. Студенты, разделенные на группы, участвовали
в проектировании зданий вместе с Кроллом, который действовал скорее как
руководитель оркестра. Они все время перемещали кусочки пенопласта, вырабатывая
окончательную модель. Когда разгорались диспуты или когда одна из групп
становилась слишком догматичной и неподвижной, Кролл реорганизовывал группы
таким образом, чтобы каждый знакомился с проблемами всех остальных до тех
пор, пока не появлялось возможное решение. Только тогда он действительно
выдавал планы и разрезы, которые делали осуществимым проект.
|
|
Disney's BoardWalk, The Walt Disney World Resort, Lake Buena Vista,
Florida. |
|
В диалоге с архитектором
участвуют не только будущий потребитель архитектуры, но и среда: архитектура
ад-хок контекстуальна, этична по отношению к местным кодам значений; сохраняются
старые постройки, несущие как определенную функциональную, так и эстетическую
нагрузку. Например, при перестройке в Байкере, 80 % жителей оставалось во
время строительства на территории общины, большинство сложившихся сообществ
сохранилось; остались нетронутыми несколько важных зданий: школа, спортзал,
местные общественные здания, церкви, так что получившееся смешение старого
и нового обладает ощутимой глубиной исторических ассоциаций. Классические
элементы, ставшие ненужными, детали зданий, орнаменты, взятые с прежних
построек, - все это было включено в постройку либо как украшение, либо для
практических целей - например, для сидений и столов были использованы ad
hoc (к месту), капители колонн. Максимальное использование местных (читай
- подручных) строительных материалов и технологий, возможностей строительной
индустрии, деталей или частей старых построек - одна из составляющих направления
архитектуры, о которой мы говорим, так как экономический вопрос играет здесь
одну из главных ролей. Этот вопрос создает благоприятную почву для конфликта
внутри общины: каждый из членов коллектива формулирует задачу, связанную
в первую очередь с личным благосостоянием, решает проблему в соответствии
со своими вкусами и потребностями; в коллективе возникает множество вопросов,
на которые нет единого ответа. Теперь архитектор (или группа) воспринимается
как тот проводник, который знает единственно правильный путь в лабиринте
вариантов и возможных решений. Плюрализм мнений потребителей определяет
плюрализм языка архитектуры ад-хок, многообразие видов деятельности и соответственно
многообразие выражения функций.
|
|
Hotel Cheyenne, Paris Disneyland, Marne-La-Vallee, France. |
|
Как уже говорилось выше,
нет точных рецептов для «адхокизма», в каждом случае это эксклюзив, единичный
экземпляр. В формообразовании это может быть как постмодернистская стилизация,
так и модернистский кубизм и т.д.; речь идет не о стилевых принадлежностях,
а, как неоднократно повторялось ранее, о вкусах жильцов, конкретных обстоятельствах,
реальных условиях, возможностях использования местных материалов: стеклянные
вставки и башенки, кубические блоки и дачные домики, различные их сочетания.
«Объединяемая общим термином «архитектура соучастия», новая идеология архитектурного
творчества обозначается в США как социальная архитектура, в Швеции - как
социально управляемое градостроительство, в Великобритании - как архитектура
«community». «Самострой», как норма жизни. Это одна из форм архитектуры
соучастия, получившей заметное развитие в последние десятилетия во многих
странах мира. Его привлекательность для горожанина объясняется тремя причинами.
Во-первых, экономятся значительные средства, т.к. при строительстве стандартного
жилого дома своими силами его стоимость снижается примерно на 40%. Во-вторых,
для многих личное участие в создании среды для себя - единственная возможность
воплощения собственных представлений о комфортной жизни. Наконец, в-третьих,
эта форма самореализации личности способна принести большое удовлетворение.
В последние годы понятие «самострой» используют иногда в более широком смысле,
как синоним соучастия, понимая под этим любые формы привлечения обитателя
к созданию среды, в том числе, к процессу проектирования. Методом «самостроя»
создаются жилые дома, клубы, детские игровые комплексы и площадки, ландшафтно-рекреационные
территории и устройства, реставрируются исторические памятники и реконструируются
трущобы.»
|
|
Kiawah Island Beach Club, RAS. |
|
«Был в ходу девиз: птица
летит или умирает» - так австрийский психолог М. Митчелрих охарактеризовал
максимализм творческих целей, свойственный архитекторам-утопистам (свойственный
так или иначе «модернистскому» отношению к миру вообще). Постмодернисту,
напротив, ближе спокойная или, по определению Э. Фромма, «женственная» приверженность
традиции и сегодняшнему дню. Не случайно так называемый адхокистский метод,
ориентированный на постижение близких целей, сейчас так же часто привлекает
внимание социологов и экономистов, как и теоретиков искусства, и в том числе
архитектуры.
|
|
The Greenbrier at West Village Golf Resort. |
|
|
|
|