 |
Основой модернистского
плана всегда являлась сетка координат - колонн, она была явной, логичной,
последовательной, строго функциональной. Постмодернисты сделали все возможное,
чтобы противопоставить, исказить начальную идею, иронично обыграть один
из пяти принципов «современной архитектуры». Они принесли в план понятие
«мысленной сетки координат». Использование колонн (чаще всего классических
ордеров) исключительно как средства выразительности. Колонны выкрашены
в разные оттенки, чтобы подчеркнуть то их несущую функцию, то механическую,
то декоративную. «Проходя по дому, человек ощущает эти вариации, и игра
в архитектурные шахматы начинается». Они могут присутствовать или отсутствовать,
как элементы «мысленной сетки координат». Колонны традиционно стоят; могут
висеть, не касаясь пола; «или - и это необычайнее всего - могут «продолжаться»
в виде прямоугольного выреза пересекаемой поверхности» (то есть колонна
всего лишь оставляет сквозной след в потолке, или кровле, что несомненно
разрушает привычную «атмосферу» помещения). «Игра» с регулярной сеткой
колонн, а также искажения входа, лестниц, все это намеренно вызвано правилами
этой «игры», которые своей алогичностью привлекают к себе внимание. Вход
в магазин, выполненный Фрэнком Гери, как нельзя лучше иллюстрирует то,
о чем пишет Дженкс в своей книге: «Опять колонна берет реванш, превращаясь
в дверь», только он приводит в пример небезызвестный «Дом-VI» Питера Эйзенмана.
Стилизованный силуэт ионического ордера служит одновременно входом, вывеской,
и говорит об общей эстетике бутика.
Подобные эксперименты с
классической ордерной системой стали особенно популярны в проектировании
интерьеров в России. Одним из наиболее известных «мастеров в традиционном
смысле, как будто говоришь не о современном авторе, а о мастере бог знает
какой древности», является Михаил Анатольевич Филлипов. Он создал и показал
на Биеналле 2000 композицию из подвешенных колонн, уникальную по своей
архаичности и тривиальности, представив тем самым образец постмодернистского
пространства периода 60х годов (утрированная перспектива ряда вертикальных
элементов). Его работы несомненно является эталоном для многих здешних
архитекторов, ведь именно московские мастера (как ни странно) формируют
моду и вкус для провинции. Повальное увлечение классическим ордером в
интерьере квартир превратилось в эпидемию стиля. Люди с материальным достатком
предпочитают видеть у себя в гостиной, спальне, ванной комнате изящную
или брутальную (в зависимости от темперамента заказчика) колонну. Ордер
приспосабливают как подставку для телевизора, барный стульчик, или туалетные
полочки, тем самым создавая редкостное по своей иронии и разнородности
пространство. Также новостью для уже сложившейся методики свободной планировки
явилось появление острых углов, сложных плоскостей в пространстве квартиры,
причем зачастую выполненных в несущих стенах. Архитекторы начали рисовать
планы, создавать на листе фронтальную композицию, что конечно же не так
плохо, если учтена и разработана функция, но если остается лишь красивый
план, то стоит задуматься о целесообразности такой работы.
Давайте представим идеальный
постмодернистский интерьер:
стеклянный столик «в стиле деконструктивизм», на котором изящная посуда
в стиле «Русский модерн» на фоне мраморных коринфских колонн, кухонных
шкафов «в стиле Хай-тек» и готической дубовой двери. Объединяет всё это
разнообразие, близкое к безвкусице, то, что все эти предметы выдержаны
в «строгом» едко-зелёном цвете (правда, кое-где встречаются ярко-жёлтые,
ярко-красные и пронзительно-сиреневые элементы).
Мы видим, в этом интерьере
разнообразные символы:
Античные колонны, мрамор, статуи, - символика имперской роскоши хозяина
квартиры времен Древнего Рима.
Плавные линии, растительные орнаменты на стенах, зелёные тона, изогнутые
стёкла, - изысканный, романтичный вкус владельца интерьера, свойственного
эпохе Модерна.
В постмодернистском интерьере
символ играет важнейшую роль, так как только понятный публике символ может
рассказать зрителю всё, что желал выразить автор. Идея интерьера должна
быть понятна с первого взгляда, поэтому она полностью исключает глубокомысленную
концептуальность. «Искусство должно быть понятно народу», а не
«искусство должно быть понято народом».
Если пролистать несколько
номеров небезызвестного журнала «SALON Interior», можно найти там интерьеры
с характерными особенностями различных исторических периодов от эпохи
викингов до электронной революции. Даже модернистские элементы используются
постмодернистами в интерьерах лишь для оказания визуального воздействия
на заказчика. Здесь можно говорить: «интерьер в стиле конструктивизм»,
«интерьер в стиле деконструктивизм», «в стиле Хай-тек» и т.д. В результате
мы можем видеть множество чисто декоративных, эклектичных интерьеров.
Появляются театральные интерьеры квартир, романтические интерьеры офисов,
интерьеры из декораций, интерьеры, чья единственная функция - символизировать
роскошь и богатство заказчика, символизировать наличие денег, - некий
moneyart, некое театрально-рекламное искусство, а не архитектура.
Возникает вопрос: зачем
человеку с архитектурным образованием фальсифицировать полученные им знания
о современной архитектуре и создавать такое пространство дома?
Дело в том, что архитектор работает под полным контролем заказчика. Да
и работает над интерьером зачастую не архитектор, а дизайнер, так как
проектирование интерьеров не требует наличия архитектурной лицензии. В
большинстве случаев заказчик не будет смотреть на функциональность в проекте
интерьера, - ему интересно видеть яркие красивые картинки, будь то развёртки
стен, план пола или план потолка. Заказчик зачастую сразу предпочитает
видеть интерьер "в стиле". Такой спрос рождает соответствующее
предложение.
Автору проекта остаётся
лишь нарисовать красивые картинки и наиболее красочно подать их, приятно
удивив заказчика. Архитектор становится создателем визуального интерьера.
Он, как маг, создаёт иллюзию изысканной и роскошной архитектуры из пустоты
и декораций, чудо из воздуха. Каждая плоскость, ограничивающая внутреннее
пространство дома, квартиры, проектируется как фасад или рисуется как
картина. Кроме этого в комнатах появляются разные эффектные декорации,
существенно необходимые для совершения магического театрального действа.
Иногда сами плоскости тоже рассматриваются как декорации и расставляются
таким чудным образом, что фокус постмодерниста шокирует простого зрителя.
В данном случае всё равно, кто придумывает и рисует картинки - художник-дизайнер
или архитектор (у художника картинки могут получиться даже красивее).
В качестве примера можно привести передачу «Квартирный вопрос», в которой
создаются такие «стильные» интерьеры, что владельцы квартир, при первом
знакомстве с таким интерьером, находятся в шоковом состоянии. Они поражены
яркостью, красочностью, романтичностью и «вкусностью» интерьера. При этом
заказчики забывают, что броский интерьер, - как захватывающий фильм, который
производит наибольшее впечатление при первом просмотре. Потом его приятно
будет посмотреть ещё раз десять, но на сотый просмотр он уже будет вызывать
у зрителя отвращение. Зритель будет лучше режиссёра знать, что надо исправить,
что не доработано, что не интересно, и что, в конечном счёте, нефункционально.
Также, где-то на сотый день пребывания в интерьере, заказчик поймёт что
такое функциональность, поймёт даже смысл сложного слова эргономичность,
и где в его интерьере она не продумана. Однако есть ещё гости, которым
хочется показать стильный интерьер, но, в конце концов, квартира - это
не музей. Рано или поздно наступят: разочарование, проблемы из-за нефункциональности,
желание сделать ремонт - «сменить фильм и сменить режиссёра».
Может получиться так, что
заказчик, обладающий определёнными знаниями в области архитектуры, не
получит желаемого интерьера из-за того, что архитектор не сможет реализовать
его. Например, желая получить функциональный hi-tec, заказчик получит
лишь декорации hi-tec`а, так как проектировщик, занимаясь лишь декоративными
интерьерами не будет обладать достаточными знаниями и квалификацией.
С экономической точки зрения
смысл создания постмодернистского интерьера для архитектора понятен, -
его проектирование приносит максимальные доходы при минимальных затратах
на творческий процесс проектирования, на совмещение формы и функции. Архитектор
проектирует красивый, а не удобный интерьер. Такой интерьер - как рассказ
без содержания - состоит из одних только красивых букв и слов, которые
не несут в себе смысла. Вопрос только один: архитектура ли это? Мне кажется,
что это скорее рекламное искусство.
Создание постмодернистских
интерьеров финансово полезно для архитектора, но практически вредно для
архитектуры.
|
 |
|