|
Проект «Корпус» переехал на сайт www.cih.ru см. также: Корпус | ШтоРаМаг | Арх. Журнал | Новости | Строительство Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website: |
|
Р.Вентури:
Банальный символизм... Откуда что взялось? Пространство. Историзм. Воспроизведение. |
||
§ 5. Пространство. |
Может ли новая архитектура доминировать над старой? Возникновение яркой архитектуры возможно в рядовой, слабоструктурированной, фоновой среде. Композиционно незавершенная, или декомпозиционная, дисгармоничная среда требует создания новых кульминационных центров, доминант, связующих звеньев в разрушенной (морально и физически) застройке, смены пространственных переживаний, комфорта (этического и эстетического). Горизонтальный город не может существовать без вертикальных доминант. При создании новой композиции в старой, исторической среде мы должны соблюдать максимальную дистанцию между прошлым и будущим; достигать максимального контраста новой архитектуры к старой. Здесь очень важно помнить: новое должно быть выразительным, но не подавлять старое. Пример Москвы не столь своевременен как десять лет назад, точнее, он уже не актуален в той степени, в какой мог бы быть, но то, что было построено к сегодняшнему моменту, может служить довольно яркой иллюстрацией «новых» методов формирования пространства. Критиками было отмечено появление новой для этого города пространственной концепции. Возникновению этого процесса, на наш взгляд, есть несколько объективных причин (объяснений): влияние официальных структур на развитие архитектуры. Установка на «возникновение московского стиля» и «соответствие историческому окружению». система рассмотрений - согласований - утверждений не отвечает современному течению времени и находится в кризисе. отсутствие профессионального института критики и профессионального самосознания. недостаточная информированность общества о происходящем в мире современной архитектуры, отождествление красоты с традиционностью. Итак, в Москве с 30-х годов до последнего времени наблюдалась тенденция создания образа столицы, урбанизированного города с крупным масштабом пространства и объемов. Расширение Тверской улицы, Новый Арбат (проспект Калинина), освобождение от застройки Красной и Манежной площадей, проспект академика Сахарова (Новокировский проспект). Все эти пространственные ходы были направлены на приобретение городом новых функционально - средовых компонент. В 80-х годах московские архитекторы приняли к сведению постмодернистский тип построения городской среды. В центр города стали возвращаться старые функции (в основном рекреационные и торговые) возник процесс гуманизации пространства города. Первым крупным проектом стало создание пешеходной зоны «Старый Арбат». В последнее время были созданы пешеходные зоны Столешникова и Камергерского переулка, которые фактически являются образцами старых европейских торговых улочек. Строительство крупного общественного центра на Манежной площади, об эстетике которого можно долго спорить, практически «заполнило» урабанизационную среду, превратив ее в лабиринт газонов, фонариков, скамеек. Площади возвращена торговая функция, и решение принято верное - убрать, спрятать ее в подземные уровни, а не застраивать заново павильонами. Но казалось бы современный, средовой метод, сведен на «нет» композиционно-пространственным решением того, что сооружено на поверхности. Искусственная река с мостиками и фонтанами, театральная декорация, с немотивированными скульптурными композициями. Непонятное сочетание персонажей русских народных сказок, выполненных в манере соц-реализма в центре столицы, для многих являющимся сакральным местом. Композиционный акцент в форме купола не формирует вокруг себя пространство, а всего лишь обозначает его центр. В целом, Манежная площадь «обрела» новый, своеобразный облик, используя постмодернистские методы проецирования среды на человека. Авторы этих строк не будут вдаваться в подробное рассмотрение всех «грандиозных» проектов столицы, так как об этом написано довольно много критических статей. В заключение приведем несколько цитат московских критиков, по поводу новой тенденции в формировании городского пространства Москвы: «Если выпить и ехать на большой скорости, то архитектура смотрится. Трезветь и останавливаться нельзя». (М. Тумаркин архитектор, арт-критик, арт-директор фирмы «Ампир»). «Среда - полное растворение архитектуры в контексте, постмодернизм - превращение властных жестов в архитектуре в игру и их осмеивание. Когда растворение в среде трансформируется в идею «незаметного» подземного Манежа и «средового» Храма Христа Спасителя, то возникает ощущение бреда» (Г. Ревзин кандидат искусствоведения, зам. главного редактора журнала «Проект Россия», обозреватель «Независимой газеты».). |
||||||||
Основой модернистского
плана всегда являлась сетка координат - колонн, она была явной, логичной,
последовательной, строго функциональной. Постмодернисты сделали все возможное,
чтобы противопоставить, исказить начальную идею, иронично обыграть один
из пяти принципов «современной архитектуры». Они принесли в план понятие
«мысленной сетки координат». Использование колонн (чаще всего классических
ордеров) исключительно как средства выразительности. Колонны выкрашены
в разные оттенки, чтобы подчеркнуть то их несущую функцию, то механическую,
то декоративную. «Проходя по дому, человек ощущает эти вариации, и игра
в архитектурные шахматы начинается». Они могут присутствовать или отсутствовать,
как элементы «мысленной сетки координат». Колонны традиционно стоят; могут
висеть, не касаясь пола; «или - и это необычайнее всего - могут «продолжаться»
в виде прямоугольного выреза пересекаемой поверхности» (то есть колонна
всего лишь оставляет сквозной след в потолке, или кровле, что несомненно
разрушает привычную «атмосферу» помещения). «Игра» с регулярной сеткой
колонн, а также искажения входа, лестниц, все это намеренно вызвано правилами
этой «игры», которые своей алогичностью привлекают к себе внимание. Вход
в магазин, выполненный Фрэнком Гери, как нельзя лучше иллюстрирует то,
о чем пишет Дженкс в своей книге: «Опять колонна берет реванш, превращаясь
в дверь», только он приводит в пример небезызвестный «Дом-VI» Питера Эйзенмана.
Стилизованный силуэт ионического ордера служит одновременно входом, вывеской,
и говорит об общей эстетике бутика. |
|||||
Любим - не любим. Ситуация постмодернизма. Ч. Дженкс: Взлёт. Р.Вентури: Банальный символизм в архитектуре... Откуда что взялось? Пространство. Историзм. Воспроизведение. По месту (AD-HOC). Радикальная эклектика. Заключение. | ||||
Корпус 3 постмодернизм. Наш Е-mail: x-4@narod.ru Design by RA design | press |
||||
© С.В.Расторгуев, В.Б.Проценко, И.А.Егорычев, М.Н.Кудряшов. 2001 | Корпус 1 | Корпус 2 | Форум |