|
Проект «Корпус» переехал на сайт www.cih.ru см. также: Корпус | ШтоРаМаг | Арх. Журнал | Новости | Строительство Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website: |
|
Ч. Дженкс:
Взлёт. Р.Вентури: Банальный символизм в архитектуре... Откуда что взялось? Пространство. Историзм. |
||
§ 4. Откуда что взялось? |
«Современная архитектура» - на самом деле несовременна, утверждают ее критики. Одна и та же на всех широтах и меридианах («интернациональный стиль»), она лишена исторического своеобразия и национальных корней, а потому неудобна случается, непригодна для жизни». В книге «Язык архитектуры постмодернизма», теоретик архитектуры Ч. Дженкс, упрекает «пионеров» в том, что они строили для какого-то «мифического современного человека» , который никогда не существовал. «Функционализм строил для никого», - писал Юлиус Позенер в статье «Критика критики функционализма». «Архитектура без архитектуры» - именно так была названа американская выставка, устроенная в Париже в 1969 г. и сознательно направленная против эстетики функционализма. Обвинение в эстетической бедности, «стерильности» форм, «безобразном машинизме», безвкусном однообразии. «Доказывая антигуманный характер «современной архитектуры», ее критики не раз вспомнят поселок Bordeaux - Pessac, построенный по проекту Ле Корбюзье в 1925 г. Образцовый с точки зрения функционализма (Ле Корбюзье удалось мастерски применить все пять основных его принципов), он постепенно был перестроен и переделан жителями по своему вкусу. Дома снова обретали традиционную двускатную крышу, сравнительно небольшие окна и т.д.». В критике модернизма наблюдалась веселость, циничность, иногда грусть, чаще удовлетворение («Архитекторы США: гуд бай, стеклянные ящики и все такое прочее» - под таким заголовком появилась статья, написанная известным искусствоведом Рене Юнгом в «Тайм» от 8 января 1979 г.). Во время траурной церемонии похорон тело Ле Корбюзье находилось в Лувре. Архитектор, мечтавший изменить облик современных городов, прощался с жизнью в окружении классической архитектуры. Дженкс усмотрел в этом «черный» юмор. «Кризис идей «современной архитектуры» сопровождается перерождением «стеклянно-кристальной» символики. «Эпидемия стекла», «одержимость стеклом» - теперь эти слова замелькали на страницах журналов и газет». Критики архитектуры «стекла и бетона» не раз назовут застекленную стену (обращаясь видимо к литературным романам Оруелла «1984» и Замятина «Мы») приметой тоталитарных режимов, осуществляющих жесткий контроль над каждым человеком. «Современная архитектура была утопична; постмодернизм - нет». Конечно, неудача утописта в настоящем времени очевидна, но не стоит забывать о том, что социальная утопия и утопия в архитектуре это разные понятия, второе - скорее прогноз на будущее, чем просто безумие. Исходя из вышесказанного, мы можем заключить, что постмодернизм не мог стать преемником «современной архитектуры», он остался всего лишь временной модой. «Характерные особенности стиля» Что противопоставили «новые стилисты», чем они стали отличаться от прежней эстетики? Прежде всего, они отказались от утопического урбанизма и «отдаленного» подхода к проектированию в целом (известно, что модернистская методика градостроительства не подразумевала обязательное и детальное изучение условий, деталей, рекогносцировки местности при проектировании населенных пунктов, известно также, что позже сами модернисты отказались от подобного подхода). У «модных» архитекторов стало обязательным работать «изнутри», «Только так, из окна автомашины или даже еще ближе и неторопливее - глазами пешехода можно рассмотреть во всех подробностях приметы городской среды и ощутить ее «интимно», в живом неповторимом восприятии. Личные впечатления архитектора становятся непременным условием успешного проектирования.» . Признаком знания профессии считалось знание основ психологии, антропологии, этнографии, социологии, экономики, культурологии, интерес к краеведению и «фольклору» местности, на которой намечается строительство объекта. Также стало модным путешествовать, заниматься изучением истории архитектуры, участвовать в археологических экспедициях. Эти архитекторы стали активно заниматься реставрацией памятников архитектуры, предлагать проекты ревитализации старых районов, они активно критиковали принципы зонирования, разработанные «пионерами», отвергали высотные доминанты в композиции. Вновь возродились двускатные кровли, малоэтажные домики, строчная застройка улиц, возник интерес к маленьким площадям и узеньким улочкам старинных городов. Роберт Вентури предложил «включающий метод» планирования (включение в застройку новых строений наряду с восстанавливаемыми памятники старины). Архитекторы обратились к старым материалам, которые были «несправедливо» вытеснены бетоном и стеклом «современной архитектуры». «В журналах постмодернистского направления целые номера посвящены «теме» кирпича или черепицы» насколько это напоминает ситуацию у нас в стране в настоящее время - судить вам. Наряду с кажущейся разумностью в теории, на практике возникали довольно абсурдные (с нашей точки зрения) проекты «нейтрализации» модернистской архитектуры. Например, после постройки Центра Помпиду в Париже (1971 - 1977 г.г, архит. Р. Пиано и Р. Роджерс) возник замысел закрыть это е сооружение архитектурной «ширмой» с арками, столбами, фронтонами и т. д. (1977 г., архит. М Кюло, Д. Стеленс). Постмодерниста увлекает столкновение стилей, ему нравится конфликтовать, говорить противоречивые вещи, совмещать крайности, не просто показать контраст, а еще и иронично его обыграть. Ему нужно смешать красивое с уродливым, низменное с высоким, чтоб получить «интересное». Он насквозь «пропитан» крайностями и противоречиями, чем открыто привлекает к себе внимание. Вот, например существовала такая позиция: архитектор предстает в образе всего лишь демократичного помощника в строительстве; возникли группы зодчих - провокаторов, которые так и назывались - «PROVO» (provoquer - провоцировать), они вовлекали в строительство самих горожан, и тактично помогали им в решении возникающих проблем (энтузиаст движения «прово» - голландский архитектор Пит Блом). Роберт Вентури высказывал идею строительства «зданий-сараев» (зданий - полуфабрикатов), с тем, чтобы владельцы сами позаботились об их оформлении, украшении и т.д. «Архитектура без архитектора» наверное, выглядит самой свободной и независимой от любых норм, правил, на самом же деле является самой консервативной (достаточно вспомнить любые самостоятельные поселения, будь то русская деревня или немецкий фахверковый городок). Упомянутый выше случай с поселком Пессак, когда жители переделали его по своему вкусу. «Спрашивается, почему бы не дать им возможность с самого начала определять структуру и форму своего жилища, а может быть, даже самим строить его? Ведь есть же любители - живописцы и любители - музыканты, почему же не может быть любителей - архитекторов?» Итак нам предлагают бесконечно разнообразное, «открытое творчество»? Итак, в 70 - 80-е годы появился новый подход к решению архитектурных задач, им стал так называемый постмодернизм. Он был определен теоретиками, как противопоставление «современной архитектуре». Модернизму была предложена альтернатива, в форме безутопического творчества, открытого навстречу простой жизни, быту, истории. |
|||||||||||||||||||
Корпус 3 постмодернизм. Наш Е-mail: x-4@narod.ru Design by RA design | press |
|||||||||||||||||||
© 2001 М.Н.Кудряшов | Корпус 1 | Корпус 2 | Форум |