|
Проект a.s.p. переехал на сайт www.cih.ru см. также: Корпус | ШтоРаМаг | Арх. Журнал | Новости | Строительство Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website: |
|
Архитектура Ярославля XVIII – начала XX веков. Проблема стиля. Architecture of Yaroslavl XVIII - beginning XX of centuries. A problem of style. © Сергей Штокало |
дальше | ||||||||||||||||||||||||
|
millennium 2010 |
В 1803 году архитектор А. Д. Захаров выполнил 12 образцовых фасадов для домов губернаторов, присутственных мест, магазинов и других построек. В 1809—1812 годах строительным комитетом Петербурга раз рабатывается целая серия (более 250) образцовых проектов, выпущенных в виде «Собрания фасадов для частных строений в городах Российской империи». Следует подчеркнуть, что дома в этой серии весьма разнообразны по типологии, размерам, де коративному убранству: от простых одноэтажных домиков в 3—5 окон до трехэтажных особняков с колоннадами. Но все они были выполнены в стиле строгого классицизма. Это способствовало прогрессу городского строительства в провинции, утверждению нового архитектурного направ ления. Всеобщий национальный подъем в России после победы над Наполеоном в Отечественной войне 1812 года усилил этот процесс. В Ярославле имеется немало зданий, построенных по образцовым проектам новой серии. Здание Духовной консистории возве дено в 1815 году на берегу Которосли западнее Спасского монастыря, на месте старого кладбища Богоявленского прихода. Здание выполнено по образцовому проекту Л. И. Руски, но с некоторыми отклонениями от чертежа: несколько изменены пропорции боко вых ризалитов, отсутствует предусмотренный проектом аттик со скульп турной композицией над центральной частью дома. Здание Духовной консистории строго симметрично. Главный фасад его, обращенный на Которосль, оформлен высокими (на два этажа) полуколоннами ионического ордера, поддерживающими типично классический антаблемент с развитым архитравом, гладким фризом и карнизом с модульонами. Воз вышающиеся боковые ризалиты рустованы на первом этаже; имеют пи лястры тосканского ордера в нишах вокруг окон второго этажа; полу круглые окна, обрамленные зубчатым архивольтом, на третьем этаже за вершаются треугольными фронтонами. Пристройки на боковых фасадах, придавшие плану здания П-образную форму, выполнены в середине XIX столетия. По одному образцовому проекту выстроены два интересных здания в стиле зрелого классицизма — дом Кудасова и дом ремесленной управы. В начале XIX столетия наиболее значительные сооружения в Ярославле возводились по индивидуальным проектам. И автором многих из них был местный архитектор Петр Яковлевич Паньков. Специ ального образования П. Я. Паньков не имел, лишь в 1819 году представил в Академию художеств свои проекты и получил звание художника-архитекто ра. Многие постройки Ярославля в первые три десятилетия XIX столетия - в период зрелого классицизма — воз водились по его чертежам. Главней шие из них: новый гостиный двор (1813-1818), дом Горяинова (1818), дом губернатора (1819-1820), Мыт ный рынок (1820—1823), городской театр (1820), фасады Демидовского лицея (1825). Не все эти сооружения сохранились до наших дней. Дом гу бернатора и городской театр в даль нейшем были перестроены, Мытный рынок и Демидовский лицей — разобраны. В течение 19 лет (1823— 1842) П. Я. Паньков был ярослав ским губернским архитектором и вы полнил много проектов для уездных городов (Ростов, Рыбинск, Пошехо нье и др.). Свободная трактовка классического ордера была отличительной чер той многих русских зодчих, а в данном случае, благодаря художественной интуиции П. Я. Панькова, придала его постройкам своеобразие, индивидуальность. Самой значительной из сохранившихся построек Панькова является новый гостиный двор. Ансамбль гостиного двора строился пять лет и первоначально состоял из трех зданий: двух боковых корпусов и центральной ротонды. Боковые корпуса нового гостиного двора представляли собой замкну тые кварталы, застроенные торговыми помещениями с открытой галереей-колоннадой по всему периметру улиц. Центральный павильон в виде полуовала также окружен колоннадой с дополнительным портиком на главном фасаде, расположенном по оси одной из центральных улиц поса да, выходившей к бывшей усадьбе дворца на местника (к этому времени уже разобранного) и ориентированной на церковь Ильи Пророка. Эта новая композиционная ось в дополнение к двум лучевым направлениям улиц, расходившихся от Ильинской площади, получила свое развитие при строительстве Паньковым Мытного рын ка, который размещался на месте дворца наместника. В застройке рынка (также имевшего по периметру колоннаду) по центральной оси был ос тавлен просвет, визуально связывающий ротонду гостиного двора с глав ной доминантой центральной площади - церковью Ильи Пророка . Эта композиция свидетельствует о широком градостроитель ном мышлении П. Я. Панькова, свойственном высокому классицизму. К сожалению, в дальнейшем она была утрачена. Интересна и своеобразна архитектура и самого гостиного двора. Шес тиколонный портик ротонды завершается невысоким, несколько необыч ных пропорций фронтоном с гладким тимпаном, над которым возвышается приплюснутый купол с легким ажурным завершением. Пропорции колонн ионического ордера далеки от канона — они очень приземисты и широко расставлены. Для избежания монотонности на протяженном боковом корпусе автор устраивает на углах здания пилоны-арки и двух этажный ризалит в центральной части с рустованной аркадой по первому этажу и крупным оконным проемом в виде сегмента — на втором. Анало гично был оформлен и южный боковой корпус, но он имел колоннаду тосканского ордера, что, очевидно, явилось следствием его переделки пос ле пожаров. В композиции епархиального училища чувствуется определенное сходство с фасадом здания Сената и Синода в Петербурге архитектора Росси, в котором также одинаковые портики на главном фасаде и на скругленном углу, ступенчатые аттики с лепниной, рустованный первый этаж и т. д. Еще одно интересное сооружение П. Я. Панькова — усадьба дома гу бернатора (Волжская набережная, 23) была возведена в 1820 году. Первоначально усадьба состояла из трехэтажного центрального корпуса с колоннадой и бельведером, двух боковых флигелей, большого сада, выходящего на Ильинскую площадь, и ограды с воротами, украшенными скульптурны ми львами. Главный корпус имел на дворовом фасаде дугообразный пан дус, спускающийся в сад. Напротив дома на откосе Волжской набережной была устроена беседка-грот с террасой и спусками к Волге. В 1866 году усадьба подверглась кардинальной перестройке и получила декоративное оформление в духе поздней клас сики с насыщенным измельченным штукатурным декором . Тогда же были утрачены северный флигель, ворота со львами, переде лана ограда. Но на боковых фасадах южного флигеля сохранились фрагменты первоначальной архитектуры: высо кие одиночные замковые камни над гладкими, без наличников, окнами . Беседка-грот уже в наше время получила современную бе тонную лестницу. Немало в Ярославле общественных зданий, возведенных в первой трети XIX столетия, авторство ко торых не установлено. Из наиболее интересных среди них следует вы делить два — перестроенные из бо лее древних сооружений: Дом общества врачей, Трактир«Пассаж». В 20—30-х годах XIX столетия в Ярославле проводятся небывалые по масштабу работы по благоустройству центрального района города. Засы пается часть Медведицкого оврага, и Плац-парадная площадь соединяет ся в единый ансамбль с Соборной площадью на Стрелке. Выравниваются средневековые рвы и валы от Власьевской башни до Семеновского спуска, где разбивается бульвар (ныне Первомайский). Обустраиваются отко сы оврагов — спусков к Волге (Волжский, Семеновский, Воздвижен ский). Но самые крупные работы проводились на Волжской набережной. По проекту инженера Гермеса с 1825 года начались работы по берегоукреплению Волги, продолжавшиеся десять лет. За это время уложено 17 тысяч кубометров булыжника, который были обязаны доставлять все торговые суда, приходившие в Ярославль; завезено с левого берега и Нижне го острова 113 тысяч кубометров земли. Гигантский по тем временам объем инженерных работ! Выровненные откосы берега Волги укрепля лись дерном, на набережной была высажена липовая аллея и установлена чугунная решетка, сохранившиеся и до наших дней. Через овраги-спуски сооружены каменные мосты, а у Мякушкинского спуска поставлена клас сическая беседка с колоннами. Ярославль открылся своей парадной, пред ставительной стороной к Волге, а ее набережная стала одной из лучших среди волжских городов. Благоустройство коснулось и Плац-парадной площади, которая была вымощена булыжником, а в 1829 году на ней установлен монумент . Сооружен он в честь основателя Ярославского лицея П. Г. Демидова. Монумент представлял собой медную дорическую колонну на гранитном пьедестале (общая высота 19 м), которая венчалась ажурной полусферой из золоченой бронзы. Памятник был выполнен по подобию триумфальной колонны на Дворцовой площади в Петербурге, но значительно уступал ей по высоте и декоративному убранству. Скульптурная часть монумента приписывается скульптору Крылову. Архитектор неиз вестен. В 1930-х годах это первое и единственное такого рода монументально-скульптурное произведение в Ярославле было разобрано на ме талл. В эпоху классицизма почти не возводилось новых культовых построек, но работы по реконструкции древних храмов проводились довольно ак тивно. Пристраивались новые классические притворы и приделы, в неко торых церквах шатровые колокольни заменялись на ярусные; в отдель ных случаях сооружались и новые храмы на месте старых, обветшалых. К ним относится и церковь Ильинско-Тихоновская . Храм этот возведен в 1825—1831 годах на месте церкви XVII века того же наименования, которая в свою очередь была выстроена взамен деревянной Ильинской церкви, заложенной еще при основании города. Рядовая жилая застройка Ярославля в первой трети XIX столетия, в период зрелого классицизма, возводилась, как правило, по образцовым проектам, редко — по индивидуальным, иногда — и без проектов. Масте ра-строители к этому времени уже достаточно освоили элементы классической архитектуры и варьировали отделку фасадов в новом стиле, согласуясь со вкусом и возможностями заказчика. Поэтому жилые дома этого периода в городе весьма разнообразны, и редко встретишь похожие, даже из тех, что выполнены по одному образцовому фасаду. Поскольку точные даты постройки большинства домов неизвестны, рассказ о них пойдет не в хронологическом порядке, а по типам, по характерным приемам декора тивного оформления фасадов, т. е. по чисто архитектурным признакам. |
|||||||||||||||||||||||
"Левая" культура | |||||||||||||||||||||||||
ВУЗы и НИИ | |||||||||||||||||||||||||
С. Штокало © 2004 |
x-4@narod.ru | Radesign © 2004 |