|
Проект a.s.p. переехал на сайт www.cih.ru см. также: Корпус | ШтоРаМаг | Арх. Журнал | Новости | Строительство Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website: |
|
Архитектура Ярославля XVIII – начала XX веков. Проблема стиля. Architecture of Yaroslavl XVIII - beginning XX of centuries. A problem of style. © Сергей Штокало |
дальше | ||||||||||||||||||||||||
|
millennium 2010 |
Технический прогресс — порождение буржуазной цивилизации — дает архитектуре новые материалы и конструкции. Самое существенное влияние оказывает он на изменение техническо го оборудования зданий: на смену печному отоплению в городах идет сначала калориферное отопление (в подвалах устраиваются печи, теплый воздух подается по каналам в помещение), в конце века — централизованное водя ное отопление. Водопровод и канализа ция — новшества, влияющие на планировку городских жилых домов. Газовое, а впоследствии электрическое освеще ние меняет характер вечерней и ночной жизни городов. Заказчик. «Дворянский» период истории русской культуры, под знаком которой расцвел классицизм, закончился. Начиная с 1830-х гг. на социальную арену выходят промышленники, ком мерсанты, финансисты. В их числе не только богатейшие частновладельцы из дворянского сословия, но и вчерашние купцы и заводчики. Процесс демократизации коснулся и культуры, ее носителями становятся разночинцы — выходцы из крестьян, купцов, мещан и других сословий. Государственный заказ в архитектуре сохраняет ведущее положение до сере дины 1850-х гг. В николаевской России под эгидой государства ведется огром ное строительство как в обеих столицах, так и по всей стране. Оно в полной мере отразило новые архитектурные тенден ции, хотя и склонно было к некоторому консерватизму (так, в административ ном и ведомственном строительстве, например в архитектуре государствен ных больниц, школ, городских управ и т. д., очень долго сохраняются ордер ные фасады — «казенный классицизм»). Расширение контингента и измене ние типа заказчика по сравнению с эпо хой классицизма крайне существенно для архитектуры: как никогда раньше, архитектурная среда становится отражением реальных потребностей, цен ностных ориентации и предпочтений общества, и не вообще общества, а множества социальных групп, слоев, личностей (за исключением, разумеет ся, беднейших и деклассированных слоев населения). Архитектура эпохи классицизма представляется теперь безнадежно уста ревшей как по ее несоответствию тре бованиям комфорта, так и в силу «одно образия» городов и зданий. Впрочем, еще одно обстоятельство постепенно обесценивает в глазах публики и крити ков великое наследие классицистической эпохи: по мере того как в системе культуры проблемы частной жизни «част ного» человека начинают доминировать, оттесняя на второй план высокие, но абстрактные понятия Истины, Отечест ва, Славы всероссийской, меняется масштабный строй архитектуры. Чело веку второй половины XIX в. не нравятся крупномасштабные постройки, они ка жутся пустыми, чистые плоскости стен - голыми, геометрические фор мы скучными. Знания, которыми владеет архитектор-профессионал, можно раз делить на две основные группы. К первой относятся хранящийся в образной па мяти запас архитектурных структур и форм (т. е. тот материал, из которого мастер создает зримую модель архитек турного сооружения — проект), а также комплекс правил формообразования (композиционных, технических, техно- логических и пр.). Вторую группу состав ляют знания, выраженные в словесной (вербальной) форме; они, в свою очередь, делятся на субъективные представления о том, какой должна быть архитектура (к ним относятся авторские концепции творчества), и на объектив ные научные данные об архитектурной среде, ее соотношении с человеком, за конах развития архитектуры. Важнейшим критерием оценки архи тектуры стало понятие «удобство» Новая архитектура должна была быть экономичной. Основополагающее правило, установ ленное теорией XIX в., гласит: архи тектурная форма должна соответство вать конструкции. Так на стыке идей общественной пользы и здравого смысла складывалась рационалистическая теория архитек туры. Не следует думать, что вне поля зрения ее остается архитектура как ис кусство; напротив, этой проблеме уде ляется огромное внимание, и снова в центре ее — человек. Итак, зодчий вправе использовать исторический опыт зодчества, язык его форм: это открытие стало одним из «рациональных» оснований исто ризма архитектуры рассматриваемого времени. . Другое основание историзма — тяга к разнообразию впечатлений, которое признано врожденной эстетической по требностью человека. Третье основание историзма следует искать в осмыслении природы деятельности архитектора. Эклектика — «умный выбор». Совре менники дали имя новому направлению в архитектуре: эклектика (слово это происходит от греческого «эклего» — выбираю). Суть дела — «умный выбор». Мы впра ве рассматривать эклектизм как творче ский метод, включающий сознательный отбор исходных структур (в том числе исторических), свободное их сочетание, сохранение тех структурных признаков образцов, которые отвечают целям про ектирования и критериям современно сти, и преобразование архаичных при знаков. Организация архитектурного дела. В николаевское время (1825—1855) еще действует централизованная система контроля над архитектурой и строительством. Его ведет Главное управление путей сообщения и публичных зданий, крупные объекты курирует сам император. Но масштабы строительства растут; постепенно функции архи тектурно-строительного контроля и проектирования переходят к городским властям. На смену государственному рег ламенту приходит строительное законодательство (Строительный устав 1857 г. и др.), устанавливающее санитарные, противопожарные и другие общие нормативы. Обретенная свобода и опасна и полезна городу: с одной стороны, город ское управление не всегда в состоянии справиться со стихией частновладель ческих интересов, с другой — город опе ративнее реагирует на возникающие проблемы, решая их достаточно демократично. Социально-экономические реформы 60-х годов XIX столетия оказали сильное влияние на все стороны жизни российского общества, в том числе на градостроительство и архитектуру. Отмена крепостного права (1861) способствовала развитию капиталистических отношений в России, усилила приток в города сельского населения, что вызвало их бурный рост. Отмена же строгих регламентации в городском строительстве, характерных для предшествующего периода, привела к стихийности застройки городов, утрате единого стиля, вкусовщине. Архитекторы начали терять свою творческую независимость, превратившись в наемных проектировщиков, вынужденных угождать не всегда высоким вкусам богатых заказчиков. Чаще встречается ретроспективизм и стилизаторство, т. е. подражание архитектуре прошлых эпох: ренессансу, барокко, а позднее — Древнерусскому зодчеству. Во второй половине XIX столетия Ярославль развивался очень интенсивно. Этому способствовало строительство железных дорог, соединивших город с Москвой (1869), Вологдой (1879), Костромой (1888), Рыбинском (1898), а также развитие пароходства на Волге. Появляются в Ярославле новые фабрики и заводы, и он превращается в крупный промышленно-транспортный центр. Быстро растет его население (1887 г. -52 тысячи, 1913 г. — 109 тысяч). В 1883 году в городе появляется первая сеть водопровода, в 1899 году — устроена электростанция и пошел первый трамвай. Границы регулярного плана к середине XIX века были исчерпаны, и город продолжал развиваться за их пределами: западнее городского вала, на юг вдоль Волги за Коровниками, в районе Московского вокзала, вос точнее Твериц и у станции Урочь — за Волгой. В центре шла интенсив ная перестройка старых зданий, повышалась этажность, уплотнялась застройка кварталов. Появились новые типы зданий: доходные дома, особ няки буржуазии, гостиницы с ресторанами, банки, конторы и др. В 1889 году в городе — 3330 домов, из них 720 каменных. Единый «классический» облик Ярославля постепенно утрачивался. Понятие ансамб ля было забыто. Каждый застройщик старался выделиться отделкой сво его дома. Поэтому вошло в моду увлечение богатым штукатурным декором в духе ренессанса и барокко. Хотя это нанесло определенный ущерб художественному облику города, многие здания того периода, и поныне составляющие его историческую среду. При таком количестве архитектурных форм, характерных для этого периода, невозможно говорить о каком-то определенном составе форм, образующих наглядное выражение стиля в архитектуре. Заказчикам и архитекторам была предоставлена свобода выбора стилевых форм, соответствующих их представлениям об идеальной архитектуре. Концепция эклектики предполагала Выбор того или иного стиля постройки или декора фасада в зависимости от поставленной задачи. Это означало, что функциональный тип будущего здания определял не только его размер и планировку, но и стилевую принадлежность. Кроме собственно эклектики- «историзма» получили развитие «русский» и «кирпичный» стили. «Русский» стиль, который, как правило, не перерабатывал исто рическое наследие, а механически «применял» его, вполне соответство вал этой концепции эклектики. Так, благодаря древнерусскому храмо вому наследию, вызвавшему к жизни «русский» стиль, считалось, что он наиболее соответствует идеям культовой архитектуры. В результате за «русским» стилем была церковная архи тектура. При использовании «русского» стиля в гражданском строитель стве архитекторы пользовались не конструктивными особенностями древнерусских образцов, а в основном декором, наиболее показатель ным в отношении принадлежности тому или иному стилю стилевым элементом. Однако механическое перенесение декоративного убранст ва древнерусской архитектуры и предметов прикладного искусства на стены новых по конструкции построек не создавало гармоничного сочетания декора и конструкции, выявляя эклектичную природу «русско го» стиля. Такое несоответствие масштаба конструкции и декора характерно в целом для эклектики. «Кирпичный» стиль, восходящий к концепции рацио нальной архитектуры А. Красовского, был по-своему новаторским, так как в его основе лежали идеи использования кирпича как основного строительного и декоративного материала, использование которого не требовало бы дополнительных финансовых затрат на оформление здания. Проповедники «кирпичного» стиля отказывались от ордерных элементов, они исходили из возможностей облицовочного кирпича как главного материала, с помощью которого можно утвердить некоторые приемы архитектурной выразительности. |
|||||||||||||||||||||||
"Левая" культура | |||||||||||||||||||||||||
ВУЗы и НИИ | |||||||||||||||||||||||||
С. Штокало © 2004 |
x-4@narod.ru | Radesign © 2004 |