arch
Архивная версия / archive version:


Проект a.s.p. переехал на сайт www.cih.ru
This project was moved to the www.cih.ru

данная версия не обновляется и может быть недоступной через некоторое время

см. также: Корпус | ШтоРаМаг | Арх. Журнал | Новости | Строительство

Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website:
 
 
post & critique Архитектура Ярославля XVIII – начала XX веков. Проблема стиля.
Architecture of Yaroslavl XVIII - beginning XX of centuries. A problem of style. © Сергей Штокало
> next страница дальше
издательство "ШтоРаМаг"

 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
миллениум 2010
millennium 2010


Технический прогресс — порождение буржуазной цивилизации — дает архитектуре новые материалы и кон­струкции. Самое существенное влияние оказывает он на изменение техническо­ го оборудования зданий: на смену печ­ному отоплению в городах идет сначала калориферное отопление (в подвалах устраиваются печи, теплый воздух подается по каналам в помещение), в конце века — централизованное водя­ ное отопление. Водопровод и канализа­ ция — новшества, влияющие на плани­ровку городских жилых домов. Газовое, а впоследствии электрическое освеще­ ние меняет характер вечерней и ночной жизни городов.

Заказчик. «Дворянский» период истории русской культуры, под знаком которой расцвел классицизм, закончил­ся. Начиная с 1830-х гг. на социальную арену выходят промышленники, ком­ мерсанты, финансисты. В их числе не только богатейшие частновладельцы из дворянского сословия, но и вчерашние купцы и заводчики. Процесс демокра­тизации коснулся и культуры, ее носите­лями становятся разночинцы — выход­цы из крестьян, купцов, мещан и других сословий.

Государственный заказ в архитектуре сохраняет ведущее положение до сере­ дины 1850-х гг. В николаевской России под эгидой государства ведется огром­ ное строительство как в обеих столицах, так и по всей стране. Оно в полной мере отразило новые архитектурные тенден­ ции, хотя и склонно было к некоторому консерватизму (так, в административ­ ном и ведомственном строительстве, например в архитектуре государствен­ ных больниц, школ, городских управ и т. д., очень долго сохраняются ордер­ ные фасады — «казенный классицизм»).

Расширение контингента и измене­ ние типа заказчика по сравнению с эпо­ хой классицизма крайне существенно для архитектуры: как никогда раньше, архитектурная среда становится отра­жением реальных потребностей, цен­ ностных ориентации и предпочтений общества, и не вообще общества, а множества социальных групп, слоев, личностей (за исключением, разумеет­ ся, беднейших и деклассированных слоев населения).

Архитектура эпохи классицизма представляется теперь безнадежно уста­ ревшей как по ее несоответствию тре­ бованиям комфорта, так и в силу «одно­ образия» городов и зданий. Впрочем, еще одно обстоятельство постепенно обесценивает в глазах публики и крити­ ков великое наследие классицистической эпохи: по мере того как в системе куль­туры проблемы частной жизни «част­ ного» человека начинают доминировать, оттесняя на второй план высокие, но абстрактные понятия Истины, Отечест­ ва, Славы всероссийской, меняется масштабный строй архитектуры. Чело­ веку второй половины XIX в. не нравятся крупномасштабные постройки, они ка­ жутся пустыми, чистые плоскости стен - голыми, геометрические фор­ мы скучными.

Знания, которыми владеет архитектор-профессионал, можно раз­ делить на две основные группы. К первой относятся хранящийся в образной па­ мяти запас архитектурных структур и форм (т. е. тот материал, из которого мастер создает зримую модель архитек­ турного сооружения — проект), а также комплекс правил формообразования (композиционных, технических, техно- логических и пр.). Вторую группу состав­ ляют знания, выраженные в словесной (вербальной) форме; они, в свою оче­редь, делятся на субъективные пред­ставления о том, какой должна быть архитектура (к ним относятся авторские концепции творчества), и на объектив­ ные научные данные об архитектурной среде, ее соотношении с человеком, за­ конах развития архитектуры.

Важнейшим критерием оценки архи­ тектуры стало понятие «удобство»

Новая архитектура должна была быть экономичной.

Основополагающее правило, установ­ ленное теорией XIX в., гласит: архи тектурная форма должна соответство­ вать конструкции.

Так на стыке идей общественной пользы и здравого смысла складывалась рационалистическая теория архитек­ туры. Не следует думать, что вне поля зрения ее остается архитектура как ис­ кусство; напротив, этой проблеме уде­ ляется огромное внимание, и снова в центре ее — человек.

Итак, зодчий вправе использовать исторический опыт зодчества, язык его форм: это открытие стало одним из «рациональных» оснований исто­ ризма архитектуры рассматриваемого времени. .

Другое основание историзма — тяга к разнообразию впечатлений, которое признано врожденной эстетической по­ требностью человека.

Третье основание историзма следует искать в осмыслении природы деятель­ности архитектора.

Эклектика — «умный выбор». Совре­ менники дали имя новому направлению в архитектуре: эклектика (слово это происходит от греческого «эклего» — выбираю).

Суть дела — «умный выбор». Мы впра­ ве рассматривать эклектизм как творче­ ский метод, включающий сознательный отбор исходных структур (в том числе исторических), свободное их сочетание, сохранение тех структурных признаков образцов, которые отвечают целям про­ ектирования и критериям современно­ сти, и преобразование архаичных при­ знаков.

Организация архитектурного дела. В николаевское время (1825—1855) еще действует централизованная систе­ма контроля над архитектурой и стро­ительством. Его ведет Главное управ­ление путей сообщения и публичных зданий, крупные объекты курирует сам император. Но масштабы строитель­ства растут; постепенно функции архи­ тектурно-строительного контроля и про­ектирования переходят к городским вла­стям. На смену государственному рег­ ламенту приходит строительное законо­дательство (Строительный устав 1857 г. и др.), устанавливающее санитарные, противопожарные и другие общие нор­мативы. Обретенная свобода и опасна и полезна городу: с одной стороны, город­ ское управление не всегда в состоянии справиться со стихией частновладель­ ческих интересов, с другой — город опе­ ративнее реагирует на возникающие проблемы, решая их достаточно демо­кратично.

Социально-экономические реформы 60-х годов XIX столетия оказали сильное влияние на все стороны жизни российского общества, в том числе на градостроительство и архитектуру. Отмена крепостного права (1861) способствовала развитию капиталистических отношений в России, усилила приток в города сельского населения, что вызвало их бурный рост. Отмена же строгих регламентации в городском строительстве, характерных для предшествующего периода, привела к стихийности застройки городов, утрате единого стиля, вкусовщине. Архитекторы начали терять свою творческую независимость, превратившись в наемных проектировщиков, вынужденных угождать не всегда высоким вкусам богатых заказчиков.

Чаще встречается ретроспективизм и стилизаторство, т. е. подражание архитектуре прошлых эпох: ренессансу, барокко, а позднее — Древнерусскому зодчеству.

Во второй половине XIX столетия Ярославль развивался очень интен­сивно. Этому способствовало строительство железных дорог, соединив­ших город с Москвой (1869), Вологдой (1879), Костромой (1888), Ры­бинском (1898), а также развитие пароходства на Волге. Появляются в Ярославле новые фабрики и заводы, и он превращается в крупный промышленно-транспортный центр. Быстро растет его население (1887 г. -52 тысячи, 1913 г. — 109 тысяч). В 1883 году в городе появляется первая сеть водопровода, в 1899 году — устроена электростанция и пошел пер­вый трамвай.

Границы регулярного плана к середине XIX века были исчерпаны, и город продолжал развиваться за их пределами: западнее городского вала, на юг вдоль Волги за Коровниками, в районе Московского вокзала, вос­ точнее Твериц и у станции Урочь — за Волгой. В центре шла интенсив­ ная перестройка старых зданий, повышалась этажность, уплотнялась за­стройка кварталов. Появились новые типы зданий: доходные дома, особ­ няки буржуазии, гостиницы с ресторанами, банки, конторы и др. В 1889 году в городе — 3330 домов, из них 720 каменных.

Единый «классический» облик Ярославля постепенно утрачивался. Понятие ансамб­ ля было забыто. Каждый застройщик старался выделиться отделкой сво­ его дома. Поэтому вошло в моду увлечение богатым штукатурным деко­ром в духе ренессанса и барокко. Хотя это нанесло определенный ущерб художественному облику города, многие здания того периода, и поныне составляющие его историческую среду.

При таком количестве архитектурных форм, характерных для этого периода, невозможно говорить о каком-то определенном составе форм, образующих наглядное выражение стиля в архитектуре. Заказчикам и архитекторам была предоставлена свобода выбора стилевых форм, соответствующих их представлениям об идеальной архитектуре. Концепция эклектики предполагала

Выбор того или иного стиля постройки или декора фасада в зависимости от поставленной задачи. Это означало, что функциональный тип будущего здания определял не только его размер и планировку, но и стилевую принадлежность.

Кроме собственно эклектики- «историзма» получили развитие «русский» и «кирпичный» стили.

«Русский» стиль, который, как правило, не перерабатывал исто­ рическое наследие, а механически «применял» его, вполне соответство­ вал этой концепции эклектики. Так, благодаря древнерусскому храмо­ вому наследию, вызвавшему к жизни «русский» стиль, считалось, что он наиболее соответствует идеям культовой архитектуры. В результате за «русским» стилем была церковная архи­ тектура.

При использовании «русского» стиля в гражданском строитель­ стве архитекторы пользовались не конструктивными особенностями древнерусских образцов, а в основном декором, наиболее показатель­ ным в отношении принадлежности тому или иному стилю стилевым элементом. Однако механическое перенесение декоративного убранст­ ва древнерусской архитектуры и предметов прикладного искусства на стены новых по конструкции построек не создавало гармоничного со­четания декора и конструкции, выявляя эклектичную природу «русско­ го» стиля. Такое несоответствие масштаба конструкции и декора характерно в целом для эклектики.

«Кирпичный» стиль, восходящий к концепции рацио­ нальной архитектуры А. Красовского, был по-своему новаторским, так как в его основе лежали идеи использования кирпича как основного строительного и декоративного материала, использование которого не требовало бы дополнительных финансовых затрат на оформление зда­ния. Проповедники «кирпичного» стиля отказывались от ордерных элементов, они исходили из возможностей облицовочного кирпича как главного материала, с помощью которого можно утвердить некоторые приемы архитектурной выразительности.

"Левая" культура
ВУЗы и НИИ
С. Штокало © 2004


logotype   x-4@narod.ru радизайн Radesign © 2004
Hosted by uCoz