|
Проект a.s.p. переехал на сайт www.cih.ru см. также: Корпус | ШтоРаМаг | Арх. Журнал | Новости | Строительство Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website: |
|
Архитектура Ярославля XVIII – начала XX веков. Проблема стиля. Architecture of Yaroslavl XVIII - beginning XX of centuries. A problem of style. © Сергей Штокало |
дальше | ||||||||||||||||||||||||
|
millennium 2010 |
ГЛАВА 1. СТИЛЬ. ОБЩИЕ ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕММЫ. В соответствии со словарем «Культура и культурология» стиль— это структурное единство об разной системы и приемов художественного выра жения, порождаемое живой практикой развития архитектуры, изобразитель ного и декоративно-прикладного искус ства . У потребляется для характеристики крупной эпохи в развитии искусства, различных художественных направлений и индивидуальной манеры художника и служит одним из связующих элемен тов в синтезе искусств, приобретая наи большую степень органичности и цело стности (готика, барокко, классицизм ). Будучи относительно самостоятельным, образуя собственную традицию, стиль может при известных условиях существовать дольше, чем социально-культурная ситуация его породившая, сталкиваясь с другими стилями. В формировании стиля участвуют многие социальные и культурные предпо сылки, связанные с представлениями о природе искусства, его функциях, выражаемые в творческом методе и мировоззрении художников. Стилевому развитию искусства с каждой новой эпохой соответствует все нарастающее усложнение, проявляю щееся во взаимодействии местных, ре гиональных школ, художественных традиций. И в тоже время слово «стиль» вышло из греко-античной филологии и происходит от названия палочки из металла или кости для письма по навощеной дощечке. Греческое «стилос» перешло в латинское «стилюс» и стало обозначать литературную манеру изложения. Свою древнюю связь с культурой слова античности по нятие стиля принесло и в Новое время, сохраняя в лоне; этой традиции смысл способа словесного выражения мысли — ее речевого построения, и вместе с тем впер вые обрело новую значимость понятия эстетической оценки, причем — высшей оценки речи, знаменуя те перь критерий и условие ее красоты. В связи с этим возникает вопрос: «Только ли искусству дана способность объективно-ценностного выражения эстетичес ких отношений культуры и, значит, только ли искусству быть носителем стиля в культуре своей эпохи?». Четыре науки оперируют поняти ем стиля: искусствознание, литературоведение, лингвистика, эстетика. Из них лингвистика вне самых, широких границ художественного мышления. Предмет лингвистики — человеческий язык. Он — не искусство, и стать «языком искусства» может, лишь превратившись в речь. Однако и речь может не быть художественной. Очевидно, «стиль речи» в одном случае будет явлением искусства (стиль «искусства речи») и принадлежать художественной культуре, в другом — не будет (стиль разговорной речи). Но в любых типах, жанрах, спосо бах речи, включая традиции бранного слова, все это многообразие речевых и языковых стилей является объ ективно-ценностной формой проявления эстетических отношений культуры, причем не культуры «вообще», а именно — своей эпохи, как один из эстетически цен ностных аспектов ее эпохальной особенности. Видимо, суть вопроса в ином. Именно — остается ли самое понятие «стиль» всегда тождественным само му себе как понятие культуры, единое по признаку за ключенного в нем объективно ценностного эстетическо го начала? Где гарантия того, что все бесконечное многообразие эстетически ценностных явлений культуры , по-разному наблюдаемых и по-разному понимаемых в разных науках под одним и тем же расхожим словом «стиль», якобы непременно восходит к искомому общему для них духовно ценностному корню собственной эстетической ценности этих явлений, чтобы, при всей несхож ести между собой их стилевых реалий, быть «вхожи ми» в единое понятие «стиль»? СТИЛЬ В КУЛЬТУРЕ И АРХИТЕКТУРА Можно вспомнить афоризм Расина: «Стиль — мысль, выраженная минимумом слов». И Свифта: «Стиль — это нужны e слова в нужных местах». Легко заметить, что и Раскин и Свифт относили свою оценку не к произведению, а к совершен ству акта его создания, здесь — претворения мысли в слово. Одно то, что «стиль — мысль...», адресует поня тие стиля не к творимому объекту, а к творящему субъ екту. Но не самая мысль как таковая здесь являет собой начало стиля, а красота ее бытия в слове. Для Расина это означало ми нимум слов (и не только для Расина, вспомним Шилле ра: «Чтоб словам было тесно — мыслям просторно»); минимум слов, тем самым — максимум выразительной силы каждого слова. А это не что другое, как высшая мера эстетической самооценки в культуре речи, иначе — «стиль». Очевиден здесь в дефинициях стиля примат эстети чески оценочного, принципа. Вместе с тем здесь налицо (в формуле Расина) и двуединство ценностного по нятия «стиль» — эстетически оценочного и концептуаль но-художественного. Ибо предельная краткость словес ного выражения мысли («стиль») — это у Расина и творческая концепция его искусства, требующая от мастера предельно ясной, строгой и отточенной художест венной формы словесного образа; возвышенной мысли должна соответствовать возвышенная форма ее выра жения в слове. Этот смысл понятия «стиль» с предельной крат костью (и красотой) оценочно расширил в XVIII веке Жорж Бюффон — при избрании его академиком — своим крылатым: «Стиль — это сам человек». В бюф фоновском определении стиля как бы подчеркивается, Что сам человек во всех своих мыслях, действиях, по ступках всегда выступает как неповторимо -индиви дуальный эстетический субъект культуры. Еще столетие назад слова, изреченные од ним великим зодчим Италии о творении другого, столь же замечательного его соотечественника — «слова» Микеланджело. О куполе Санта Мариа дель Фьёре Бру неллески. Сказанное Микеланджело вошло в историю архитектуры как притча об оценке одним мастером тво рения другого. «Можно сделать иначе, но нельзя лучше» — эта ми келанджелова формула оценки шедевра Брунеллески двойственна. Во-первых — это признание самой зодческой фигуры Брунеллески в его деянии как стиля творческого мышления в искусстве архитектуры. Во-вторых — это то , что заключено в самих словах оценки «нельзя лучше». Поясним это. Микеланджело не называет никакого из мыслимых здесь частных критериев достоинства про изведения, не сказал, например, «Прочнее», «эконом нее», «удобнее», «богаче», «красивее» и прочее, ска зал — «лучше». «Нельзя лучше» — это синтез совер шенного, отнесенный к совершенству сотворения как деяния в целом, через синтез эстетического крите рия в подходе к оценке произведения архитектуры. Это характеризует саму фигуру Микеландже ло как зодчего-мыслителя, чей «стиль мышления» в ар хитектуре, включая и стиль мышления в ее оценке, ориентирует на ценностную установку творчества как эстетического синтеза в нем ценностного целого. И здесь надо затронуть важный вопрос о особенности критерия стиля в архитектуре с точки зре ния того, какая реальность архитектуры как искусства является полноценным единичным носителем стиля? Очевидно, вопрос требует сначала более общей по становки: едина ли в искусстве его образная единица, которой начинается само искусство как духовная це нность культуры и как предмет истории искусства? В теории, особенно литературы, принято, что единствен ным носителем стиля, включая архитектуру, следует считать отдельное произведение. Что касается ар хитектуры, то всякий художественно мыслящий архитек тор прекрасно знает, что в архитектуре любое единствен ное лишь тогда способно говорить от имени искусств и быть искусством, когда в самом единичном реализу ется художественная нерасторжимость пространствен но-отдельного и пространственно-общего. Вне такого единства художественной «совокупности» отдельного и общего в пространственно-единичном архитектура — вне искусства. В архитектуре есть отдельные сооружения (построй ки), но нет «отдельных» произведений искусства, выделяем архитектуру как особого рода искусство, искусство «отношений», где критерий «единицы стиля» мыслим лишь как единичное, отнесен ное в качестве пространственно-отдельного к простран ственно-общему. В образной осмысленности такого своего отношения к общему единичное в архитектуре становится произведением искусства, что означает художественно неотделимым от всей преобразуемой, преображаемой им (и другими сооружениями) окру жающей пространственной действительности, по-разн ому в образном «ключе» эстетически очеловеченной. Отсюда - иной критерий единицы стиля в архитек туре. Это (в художественном плане) — некое «силовое поле», образованное и пронизанное безмолвием нескон чаемого и вечно обновляемого самой действительностью пространственного бытия архитектуры ее «диалог между отдельным и общим, в котором физически существующее, но эстетически безразличное и мертвое («дикое») пространство обретает эстетически ценност ную определенность, наделяется своим, по-своему эмо ционально окрашенным архитектурно-музыкальным на строем. Вот в таком образном качестве нашего «силового поля» мы и усматриваем критерий «единицы сти ля» в специфически архитектурном содержании такой меры единичного. Вопрос о единице стиля в архитектуре, как видим, восходит к специфике структуры художественно-единичного. А это не что иное, как структура единичного худо жественного образа. Специфика структуры единичного образа в архитектуре, это и есть всегда отношение, которым связаны два начала образа в архитектуре: собст венно «произведение» в физическом смысле постройки (или построек) и второе — весь доступный чувствен ному восприятию пространственный мир человеческого бытия — земли, воды, неба, тьмы и света, жары и стужи, покоя и движения стихий — космических и земных. |
|||||||||||||||||||||||
"Левая" культура | |||||||||||||||||||||||||
ВУЗы и НИИ | |||||||||||||||||||||||||
С. Штокало © 2004 |
x-4@narod.ru | Radesign © 2004 |