|
Проект a.s.p. переехал на сайт www.cih.ru см. также: Корпус | ШтоРаМаг | Арх. Журнал | Новости | Строительство Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website: |
|
![]() |
![]() ![]() |
Архитектура Ярославля XVIII – начала XX веков. Проблема стиля. Architecture of Yaroslavl XVIII - beginning XX of centuries. A problem of style. © Сергей Штокало |
![]() |
||||||||||||||||||||||
![]() |
|||||||||||||||||||||||||
![]()
|
![]() millennium 2010 |
В ранней стадии зрелого классицизма в некоторых домах встречается мотив оформления стены небольшими нишами самой разнообразной формы (круг, овал, ромб, прямоугольник). Этот прием был широко ис пользован и раньше. Наибольший интерес среди жилой застройки периода зрелого классицизма представляют здания, оформленные колонными портиками. Это были дома наиболее состо ятельных людей города. Дом Сорокина,дом Дедюлина, дом Токар жевского и т.д. Значительную группу жилых построек Ярославля первой трети XIX века составляют дома, в которых отсутствуют колонные портики и все оформление зданий сводится к размещению на плоскости фасадов сдержанного, но выразительного декора: веерных замков, сандриков, скромных лепных украшений, рустов, декоративного балясника и др. Дом Полякова , дом Павлова, дом Романова. В Ярославле есть несколько городских усадеб первой трети XIX века, которые были перестроены в начале нынешнего столетия, но сохранили некоторые элементы архитектуры периода зрелого классицизма. Усадьба Вахрамеева состоит из трех зданий : цен трального корпуса, размещенного в глубине двора, и двух боковых флиге лей, расположенных по «красной» линии. Этот тип городской усадьбы с курдонёром также был разработан М. Ф. Казаковым в конце XVIII века. Центральный корпус усадьбы был перестроен в 1912 году в стиле модерн по проекту архитектора И. П. Машкова. В 60-х годах нашего столетия разобраны центральные ворота, ведшие на парадный двор. От первоначального ансамбля сохранились два боковых флигеля, идентичные по архитектуре, фрагмент ворот и металлическая ограда с кирпичными стол бами в виде миниатюрных колонн, увенчанных шарами. Флигели усадьбы — великолепные образцы архитектуры в стиле зрелого классицизма. Они одноэтажные, с боковыми мезонинами, обращенными внутрь двора. Фасады, выхоящие на улицу, имеют по центру арочную нишу, завершающуюся на тимпане треугольного фронтона. В нише размещены две колонны коринфского ордера очень изысканных пропор ций, над окнами — тонкого рисунка лепные украшения, заключенные в круглую розетку по центру и в овалы - по бокам. Крайние окна заглуб лены в небольшие арочные ниши. Эта композиция напоминает некоторые образцовые фасады из альбома 1809—1812 годов, но возможно, что усадьба выполнена и по индивидуальному проекту. Перестраивая центральный корпус (первоначально деревянный, оштукатуренный), архитектор Машков, придав новому зда нию современную архитектуру в духе модерна, но, стремясь сохранить стилевое единство с флигелями усадьбы, оформил фасад центрального корпуса высокими полуколоннами коринфского ордера. Они не совсем сомасштабны архитектуре боковых флигелей, которые отличаются некоторой измельченностью, миниатюрностью.
Классицизм в России в ходе эволюционного развития подошел к своей завершающей стадии, называемой поздним классицизмом, в 40-х годах XIX столетия. Отличительной чертой построек этого периода стала шаблонность, монотонность в оформлении фасадов, чрезмерное увлечение измельченным штукатурным декором. На окнах снова появляются наличники, имеющие тонкий штукатурный профиль. Лепнина становится однообразней и занимает значительную площадь стены уличного фасада, покрывая пространство под сандриками, заполняя филенки межэтажного пояса, иногда и весь фриз антаблемента. Отход от строгого классицизма, изменение художественных вкусов происходили не только естественным эволюционным путем. В определен ной степени это диктовалось и сверху органами архитектуры. В 1830-х годах руководство строительством в городах перешло к вновь учрежденному Управлению путей сообщения и публичных зданий, главную роль в котором играли инженеры, ставшие активно влиять и на архитектурный процесс. В 1839 году в этом Управлении был принят документ, касающийся образцовых проектов 1810-х годов. Число проектов в «новом вкусе» было увеличено, что осла било регламентацию застройки, поощряло индивидуальные прихоти част ных застройщиков в ущерб ансамблевости застройки города. Да и сама архитектура новой серии отличалась эклектичностью, измельченностью и сухостью форм. Она не имела той лаконичности и четкости стилевой характеристики, которая присуща образцовым фасадам начала века. Среди построек Ярославля в стиле позднего классицизма следует назвать гостиницу Пастухова на Богоявленской площади, здание бывшего благородного пансиона. Возведены они в 40-х годах XIX века и отличаются сухостью и монотонностью декоративного оформления фасадов. К переходной архитектуре от строгого к позднему классицизму следует отнести и дом № 7 по улице Волкова. На его главном фасаде - слабый центральный ризалит, рустованный первый этаж с веерными замками над окнами, обрамленными уступом, тонкие штукатурные наличники окон второго этажа с прямыми сандриками на ризалите, слож ного профиля карниз. Характерными постройками в стиле позднего классицизма являются два схожих по композиции и декоративному оформлению фасадов здания: дом Пошехонова и дом № 51 по улице Республиканской. Оба они имеют семь осей окон, двой ные штукатурные тяги в межэтажном поясе, тонкопрофилированные ра мочные наличники окон с прямыми сандриками на втором этаже, не сложные карнизы с большим выносом горизонтальной плиты. Как уже отмечалось выше, значительное количество жилых домов Ярославля в стиле позднего классицизма перестроено из более древних зданий. Среди них следует выделить в первую очередь группу из трех Домов, составлявших единый архитектурный ансамбль. Дом Федосеева является центральным в этом комплексе и оформлен более богато, чем соседние здания. На глав ном фасаде его — портик из четырех колонн коринфского ордера на вто ром этаже, с декоративным балясником между колоннами и арочными нишами, украшенными лепниной, над окнами. Антаблемент портика имеет очень высокий фриз, сплошь заполненный лепниной растительного орнамента. Лепнина размещена и на тимпане низкого фронтона. Над окнами первого этажа - сложные веерные замки. Межэтажный пояс в боковых частях здания расчленен филенками. Окна второго этажа с лучковыми перемычками обрамлены тонкими штукатурными наличниками с прямыми сандриками. Углы здания на втором этаже оформлены филенчатыми лопатками. Дом построен в конце XVIII века, перестраивался в начале XIX и оформлен в духе поздней классики в 1860-х годах. Соседний с ним дом Смирнова также построен в конце XVIII века и переоформлен в середине прошлого столе тия. Декоративное убранство его главного фасада типично для позднего классицизма: межэтажный пояс, состоящий из двух штукатурных тяг, рамочные наличники окон с прямыми сандриками. На втором этаже сан дрики значительно подняты над окнами и пространство между ними заполнено лепниной. Мелкие лепные украшения в виде венков размещены и над сандриками. И, наконец, лепниной растительного орнамента укра шен весь фриз под венчающим здание карнизом. Третий дом из этого ансамбля - дом Энгельгардта— не сохранился. Это здание было возведено в конце XVIII века и перестроено в начале XIX столетия в стиле строгого классицизма. Теперь необходимо рассмотреть процессы, определявшие дви жение стиля. Обнаженная контрастность российской действитель ности способствовала нарастанию романтизма, который был типом мировоззрения не менее определенным, чем просветительство. Его сущность В.С.Турчин охарактеризовал как концепцию «двоемирия», которой утверждался разрыв мира мечты и мира действительного. Романтизм противостоял сознанию, ориентированному на установки, заданные извне, - сознанию, характерному для средневеко вья, которое еще стремился закрепить в обществе абсолютизм. Поражение декабристского движения окончательно подорвало веру в утопии универсального порядка, основанного на разуме, просвещении и «природе человека», уже померкшую в столкновениях с реалиями российского абсолютизма «александровского» времени. Вместе с идеалами государственной гражданственности обесцени лось содержание, которое виделось просвещенному дворянству в ве личественных образах официального классицизма, одухотворяло риторику архитектурных ордеров. От стиля остались система норм и канонизированные формы. Не подтвержденные идеалом, они стали восприниматься как официально-казарменная смирительная ру башка для общественного вкуса. Романтическое мировоззрение, ко торое было внутренней движущей силой развития классицистической архитектуры, ее образной содержательности, оказалось противостоящим ей. 18 30-е гг. стали временем кризиса стиля, отступавшего под давлением новых вкусов. Инициатива изменений пе решла к общественным группам, выдвигавшимся вместе с разви тием российского капитализма. На смену классицизму шли эклектика — «архитектура выбора» — и «неостили». |
|||||||||||||||||||||||
![]() |
|||||||||||||||||||||||||
![]() |
|||||||||||||||||||||||||
С. Штокало © 2004 |
![]() |
![]() |
x-4@narod.ru | ![]() |
Radesign © 2004 |