|
Проект a.s.p. переехал на сайт www.cih.ru см. также: Корпус | ШтоРаМаг | Арх. Журнал | Новости | Строительство Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website: |
|
![]() |
![]() ![]() |
Архитектура Ярославля XVIII – начала XX веков. Проблема стиля. Architecture of Yaroslavl XVIII - beginning XX of centuries. A problem of style. © Сергей Штокало |
![]() |
||||||||||||||||||||||
![]() |
|||||||||||||||||||||||||
![]()
|
![]() millennium 2010 |
![]() При традиционном расчленении истории на столетия XVII в. в России оказывается отнесен к церковной культуре средневековья, а XVIII в. - к светской культуре нового времени. Пе тровские реформы изображаются как тектонический разлом, сама резкость которого внушает мысль о насильственности и неорганич ности. Однако исторический процесс независим от круглых кален дарных дат. В зодчестве, как и во всей русской культуре, признаки наступления нового времени можно заметить со второй четверти XVII в. К середине столетия перемены уже столь значительны, что можно говорить о переходном периоде, характер которого не укла дывается в рамки средневековой культуры, но еще существенно от личен от того, который получила русская архитектура нового времени, влившаяся в общеевропейское русло. Признаки переходности зодчество сохраняло, как мы увидим да лее, до 60-х гг. XVIII в. Таким образом, между средневековой русс кой архитектурой и архитектурой нового времени лежит более чем столетний переходный период, начало которого можно условно отнести к 1650-м гг. Столь длительный, он не мог быть однородным. Начало его не обозначено четко; примерно до 1680г. уже заметные отличия от зодчества более раннего времени еще не позволяют опре делить общий характер наступающего периода. Далее, в 80-90-е гг. XVII в. и первые десятилетия XVIII в., признаки нового сложились в стилистическую систему, которую Н. В. Султанов в конце прошлого столетия назвал «русским барокко». Петровские реформы дали энергичный толчок, резко ускоривший переходные процессы; эти реформы стали кульминацией «века перемен». Для зодчества новый этап его начался вместе со стро ительством Санкт-Петербурга. Внешне этап этот обозначен наро чито подчеркнутым «западничеством», расширением контактов с за падной культурой, целью которых было ускоренное решение собственных, российских проблем. Особенно большое значение для зодчества этого этапа имело восприятие выработанных западноевро пейским барокко принципов организации пространства и применение их к упорядочению городской среды. Новое тем самым входило и в сферу обыденного. Оно проявлялось уже не только в архитектуре храмов и палат, принадлежавших людям наиболее богатым и знатным, но и в самой структуре городской ткани, во всех типах построек, из которых она складывалась. Изменения затрагивали тот слой «обычного», который является наиболее консервативной ча стью культуры. Новое, утверждавшееся в строительстве молодой столицы, переносилось затем во все города России. Что касается XVIII века — выше было упомянуто о том, как в эту эпоху складывают ся взаимоотношения между понятиями «исторический стиль» и «стиль эпохи». Второе — это «двойная звез да» исторического двоестилья, источник образования гибридных стилевых систем в архитектуре, это также рождение формы искусства , снова знаменующейся после Возрождения открытием человеческого мира как социального космоса личностных человеческих трагедий. После золотого XVII века и в начале XVIII столетия Ярославль продолжал оставаться вторым по величине и значению городом Российского государства. По «росписи» 1702 года, в нем насчитывалось 2236 дворов (для сравнения: в Москве было 4845, в Вологде - 1420, в Нижнем Новгороде - 1274, в Костроме -1078). Реформы Петра I , основание и строительство Петербурга, ставшего с 1712 года столицей государства, отрицательно сказались на дальнейшем развитии Ярославля (как и многих других городов). Связано это было, в первую очередь, с рядом актов Петра I , направленных на ускорение строительства новой столицы и закрепление выхода России в Балтийское море. Царь резко сократил торговлю через Архангельск и Белое море, направляя поток товаров в гавани Петербурга. Торговые обороты ярославского купечества сильно упали, пострадало ремесленное население и в целом экономика города. Специальным указом Петр I запретил на некоторое время каменное строительство в городах России, сосредоточив все материальные и людские ресурсы на строительстве Петербурга. В город на Неве свозились мастеровые люди многих строительных профессий и даже рыбные ловцы. Кузнецы плотники брались на срок, каменщики, кирпичники - навечно (с семья ми). В 1710 году из Ярославля было отправлено в Петербург 680 каменщиков, в 1711 году — около 300 мастеров по судовому делу. Каменное строительство в городе в первом десятилетии XVIII столетия почти полностью прекратилось. Гигантский ущерб Ярославлю нанес пожар 1711 года, во время которого пострадали два монастыря, 27 церквей, 16 башен городских укреплений, выгорели 36 торговых рядов (более 700 лавок), 1283 жилых дома. Ярославль стал терять свое политическое значение, которое имел в XVII веке, превратившись в заурядный провинциальный центр, хотя и довольно значительный. Население города, согласно переписи 1722 года, составляло 10435 человек (мужского пола). Несмотря на малочисленность построек эпохи барокко, в Ярослав ле имеются достаточно яркие образцы почти всех основных направлений этого стиля в русском зодчестве XVIII столетия. В формах московского (нарышкинского) барокко возведена Спасская церковь в Толгском монастыре, колокольня церкви Иоанна Предтечи и ряд жилых домов, в стиле раннего петербургского (петровского) барокко — церковь Петра и Павла, в стиле позднего барокко — дом Вахрамеева. Кроме того, целый ряд построек Ярославля представляет собой весьма своеобразный синтез архитектуры барокко и древнерусского зодчества XVII века. В 1720-х годах в Ярославле зарождается промышленное производство. Петр I активно поддерживал развитие отечественной промышленности. При его содействии в 1722 году ярославским купцом Затрапезновым была заложена на окраине города за Толчковской слободой полотняная фабрика, получившая впоследствии название Ярославской Большой мануфактуры. В это же время строилась Затрапезновым и писчебумажная фабрика на берегу Которосли. Полотняная фабрика возводилась по единому плану, разработанному, очевидно, в Петербурге на самом современном по тогдашним меркам уровне. Он включал в себя помимо производственных цехов систему пру дов (необходимых по технологии полотняного производства), устроенных на Кавардяковском (ныне Зеленцовском) ручье, регулярный парк, жилые дома для рабочих, церковь и даже ветряные мельницы. Это был невиданный ранее в Ярославле архитектурно-парковый комплекс с эле ментами регулярной планировки. Фабрика в дальнейшем неоднократно перестраивалась, многие ее здания утрачены. До наших дней сохрани лись: парк с системой прудов (ныне Петропавловский), несколько камен ных сооружений, в том числе церковь Петра и Павла. Вслед за Большой мануфактурой в Ярославле появились новые промышленные предприятия: шелковая фабрика Гурьева (1730), белильный и купоросный заводы Свешникова (1737), шелковая фабрика Затрапез нова (1740-е гг.). По данным «Топографических известий, служащих для полного географического описания Российской империи», в 1771 году в городе имелось одиннадцать крупных фабрик: две полотняных, три шел ковых, три суриковых и белильных, три шляпных, не считая других более мелких многочисленных производств. Ярославль постепенно превраща ется в крупный промышленный центр страны. |
|||||||||||||||||||||||
![]() |
|||||||||||||||||||||||||
![]() |
|||||||||||||||||||||||||
С. Штокало © 2004 |
![]() |
![]() |
x-4@narod.ru | ![]() |
Radesign © 2004 |