|
Проект a.s.p. переехал на сайт www.cih.ru см. также: Корпус | ШтоРаМаг | Арх. Журнал | Новости | Строительство Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website: |
|
Архитектура Ярославля XVIII – начала XX веков. Проблема стиля. Architecture of Yaroslavl XVIII - beginning XX of centuries. A problem of style. © Сергей Штокало |
дальше | ||||||||||||||||||||||||
|
millennium 2010 |
Невозможно, например, спутать а архитектуре исто рическую готику, которая всюду и во всем материально и духовно «обволакивает» человека,— с постройкой в «готическом стиле» даже такого мастера, как Шин кель. Но... есть стилизация и стилизация. Для романти ка Шинкеля зрительно хрупкая, готика была воплощени ем идеи женского начала красоты в архитектуре, тогда, как ясная и строгая эллинская классика — мужского. Еще для Баженова широкое понятие «архитектуры готической» означало выразительность, архитектуры «клас сической» —красоту. Но, по-существу, такое «двухголо сие», естественное для гибкого эстетического сознания времени, было, бесспорно, проявлением внутреннего рас пада самого феномена исторического стиля в новой си туации развития культуры- первой половины XIX века. Совершенно иной по роли и характеру была эклек тическая стилизация в архитектуре второй половины XIX века, создававшая, как говорилось, целые «наборы красоты» в качестве предмета спроса-предложения, не слишком заботясь, при этом о подлинной эстетической ценности товара — яркая черта «стиля эпохи» в архитектуре второй половины XIX века. Но не стилизация, точнее — не принцип ее был виной такой деградации вкуса в архитектуре. Причиной этого был глубокий упадок самой архитектуры. В куль туре эпохи архитектура оказалась на уровне глухой и духовно отсталой провинции. Лидирующим искусством была великая, художественная литература XIX века, как это особенно было в России. Живопись (особенно в России) перелагала на свой язык тематику и «взгляд» литературы. Это относится и к музыке, театру. Общий характер развития культуры этого времени (и еще раз — особенно русской) можно, не отступая от исто рической истины, представить себе как некий новый по типу эпохальный художественный синтез культуры во главе с литературой. Такое представление и выра жено в том понятии «реализм», какое относят ко второй половине XIX века, подразумевая в этом термине исторический стиль. Система понятий охватывает все ска занное (и не сказанное) здесь о культуре второй поло вины XIX века в понятии «стиль эпохи». Ведущая роль литературы — это одна из крупных линий в общей «фигуре развития» эпохи в культуре, т. е. признак «стиля эпохи». Его другая важная черта — резкое вы падение архитектуры (особенно ее градостроительного аспекта) из сферы широких духовных интересов общест венной жизни; ценность архитектуры как искусства и подлинный смысл ее художественности попросту пере ставали понимать. Архитектура теперь была товаром. Свобода выбора этого товара «по вкусу» оборачивалась при такой «расстановке сил» в культуре эпохи общим падением культуры эстетического вкуса в архитектуре. Можно сказать, что в собственной безвкусице время похоронило единственное оправдание, какое может иметь (но может и не иметь!) стилизация в архитек туре. Конечно проще и понятнее, да и убедительнее говорить, как общепринято, о бесстилье эклектики в архитектуре. Иначе, что же тогда в архи тектуре есть беостилье? Из постановки вопроса видно, что понятие «стиль» однозначно, пото му и подходит к вопросу формально-логически с крите риями «да» и «нет». «Стиль» или «бесстилье», другого нет. Но феномен стиля и его смысл в теории не допус кают ни однозначного вопроса, ни однозначного ответа. О том, что в искусстве архитектуры, как и вообще в искусстве есть бесстилье, сказано в этом тексте словами А. Хаузера о гении (если бы был такой), который свою «вневременность» оплатил бы своим «бесстильем». У названного ученого — это образная формула неиз бежности бесстилья там, где исключен человек как ис торический субъект культуры; налицо «обрат» форму лы — «стиль — это сам человек». В данной работе та и другая формулы приведены к общему эстети ческому знаменателю единого в культуре ценностного корня. Так называемое «бесстилье» архитектурной эклекти ки второй половины XIX века никто не вправе подвер гать волевому теоретическому «иссечению» из объек тивных в эстетическом аспекте культуры начал разви тия, свойственных ему в силу историчности развития самой человеческой культуры. Пресловутое «бесстилье» в архитектуре — это одна из исторически возможных, а в данной исторической ситуации развития культуры объективно неодолимая в архитектуре стилевая форма выражения в этой культу ре эстетических отношений, своей эпохи. Очевидно, так называемое «бесстилье» здесь не вне понятия «стиль»; оно «вне» только по отношению к иному типу структурной специфики художественных стилевых обра зований и по этому признаку вне исторического стиля. Это бесспорно. Но историческим стилем понятие стиля в искусстве не ограничено. То, что в архитектуре за клеймено «бесстильем», — это другая по структуре форма стилевой объективности в культуре эпохи, обус ловленная смыслом эстетического кредо самой архитектуры: «все стили хороши». АРХИТЕКТУРА НАЧАЛА XX ВЕКА. Художественная жизнь рубежа XIX и XX веков, при всей ее неоднородности, и своем новом духовном принципе принадлежала уже веку XX . Совершался глубинный поворот искусства к новому ценностному эталону творчества. Начало XX столетия не приемлет опыта предшественников: действует закон, согласно которому В. В. Стасов объя вил «чудовищным и нелепым» творче ство классицистов. Множественность ценностных ориента ции и предпочтений, свойственная рос сийскому обществу предреволюционного периода, приводит к размежеванию идей ных и творческих программ. Ключевых слов в критике эклектизма два: «современность» и противопоставляемое ей «прошлое». Современность отождествляется с новизной социаль ных процессов, с мощным развитием научной и технической мысли, наполняющей быт невиданными вещами — электричеством, телефонными аппара тами, лифтами в домах, автомобиля ми на улицах и первыми самолетами в небе. Культ техники — важная черта рассматриваемого времени, с техникой соотнесена способность человеческого разума преодолевать любые проблемы и, более того, утверждать господство над самой Природой. В свете новых ис тин меркнет опыт прошлого, и цен ность нажитого поколениями опыта отрицается страстно и последовательно. Концепция «современной» архитек туры, разрабатываемая западноевро пейскими теоретиками, ставит во главу угла «все подчиняющее себе господство разума». Был отвергнут статус архитектуры как искусства; от рицалась возможность прочтения новым человеком старого архитектурного язы ка, идея украшения архитектурной фор мы. В рамках русских левых художественных направлений формируется отказ от идеи культурного преемствования. Русская мысль начала XX в., остро осознавая трагизм ситуации, ставящей под удар не только совокупность форм и приемов искусства прошлого, но и все здание многовековой культуры, вста ет на ее защиту. Подчеркивается: прош лое ценно не само по себе, в нем — опора нравственных начал человеческого сообщества. Культу прогресса противо поставляется культ красоты — высше го проявления целесообразности и гар монии мира, и искусству отводится вели кая социально значимая роль. На размежевании двух полярных на чал — «современности» и «прошлого»— и строится все многообразие творческих концепций и направлений в архитекту ре начала XX в. Экономическое развитие приво дит к относительному росту городского населения . Количествен ный рост городов сопровождался резкой интенсификацией использования город ских территорий; наиболее плотной ста новится застройка городских центров, где земля была особенно дорогой, и где концентрируются деловые, торговые, общественные здания и престижное жилище. Неуправляемое развитие на протяже нии - почти полувека привело к резкому обострению проблем жизни города как функционального и социального целого. Ученые, архитекторы, муници пальные власти осознают необходи мость радикальных мер по улучшению санитарно-гигиенических характеристик переуплотненных, тесно застроенных жилых территорий, особенно рабочих окраин, по организации движения транс порта, в том числе общественного (в эти годы на городских улицах появляется трамвай), по обеспечению города ин женерными сетями. Одновременно становится очевид ным и ущерб, который приносит сти хийная урбанизация городу как художе ственно организованному целому. Впервые после долгих лет забвения была уви дена и осознана ценность иерархически построенной, композиционно завершенной структуры классицистических российских городов. |
|||||||||||||||||||||||
"Левая" культура | |||||||||||||||||||||||||
ВУЗы и НИИ | |||||||||||||||||||||||||
С. Штокало © 2004 |
x-4@narod.ru | Radesign © 2004 |