|
Проект a.s.p. переехал на сайт www.cih.ru см. также: Корпус | ШтоРаМаг | Арх. Журнал | Новости | Строительство Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website: |
|
Архитектура Ярославля XVIII – начала XX веков. Проблема стиля. Architecture of Yaroslavl XVIII - beginning XX of centuries. A problem of style. © Сергей Штокало |
дальше | ||||||||||||||||||||||||
|
millennium 2010 |
АРХИТЕКТУРА ПЕРИОДА ЭКЛЕКТИКИ ( 1860-1900-е годы) Уже последняя треть XVIII века — рубеж, которым кончается «архитектура необходимости» и начинается «архитекту ра выбора». Необходимости чего? Но так вопрос не стоит. «Необ ходимость» как антитеза «выбора» — это необходимая однозначность ценностных представлений в мышлении творчества. В таком значении слова, необходимость на ходится в прямой зависимости от скорости историческо го времени. Медленность времени, с устойчивой преем ственностью всего уклада жизни и культуры, неизбежно формирует однозначность эстетически ценностных кри териев культуры и следствие этого — негибкость эсте тического сознания. С фактором гибкости эстетического сознания связано образование и временная стойкость таких эпохальных структур искусства, как великие стили средневековья. Более того, к тому же фактору эстетического развития восходит самый тип средневековых исторических стилей; это полнота единого синтеза культуры своей эпохи, так же оптимальная выраженность «возрастных» фаз эволю ции стиля как художественной структуры — «классичес кие» признаки исторического стиля, стирающиеся или исчезающие вовсе в позднейшие эпохи. Это приводит путь культуры , путь исторического воз растания гибкости эстетического сознания. В ремя второй полови ны XVIII века - эпический по масштабу сдвиг в ди намике этого процесса, связанный с первой эпохальной ломкой вековых эстетических стереотипов культуры. Это и время «археологической вакханалии» в художественной культуре, открывшей изумленным взорам не известную ранее эллинскую античность. Осознание сво боды «выбора» и гибкая способность такого выбора теперь сочетались в архитектуре с богатой и заманчивой перспективой профессиональной возможности выбора. Если эстетический критерий барокко требовал однознач ного самоутверждения, и время барокко перестраивало готические и романские церкви в своем вкусе (что, впрочем, делалось и позже), то XVIII век увидел готику как один из ценностных предметов выбора. Момент романтической иронии — теперь в новой «игре» разностильны ми образами (классика, готика, китаищина), как раз ными художественными «жанрами» архитектуры. Вы двигалась доктрина эстетического равноправия разных «стилей». Самый критерий стиля теперь мыслится в ар хитектуре как предмет выбора и таким остается на про тяжении всего времени «многостилья» столь ославленной эклектики. Вместе с тем, принцип выбора как творческая уста новка и способ творчества в архитектуре не обязательно говорит об эклектичности мышления, но обязательно — о стиле творческого мышления, стилевой признак которого — это свобода гибкого художественного сознания, осознанная как ценность культуры и критерии эстетической самооценки в творчестве субъекта этой культуры. В нашей современности сверхгибкий аналог такой «свобод ы» как критерий стиля творческого мышления в архи тектуре имеет место с рождения в начале 20-х годов нашего века идей «современного движения». В архитектуре это было главным эпо хальным свидетельством нового «взрыва» гибкости эс тетического сознания в пространственной сфере мышле ния и творчества, каким архитектура была вынесена в авангард искусства-лидера, пришедшего в своем эстети ческом самопознании к новой эпохальной в искусстве проблеме пространства как материала образов самой архитек туры. Новый «стиль мышления» в искусстве стал творчес кой реальностью архитектуры , но только в данном контексте речь идет о стиле, отнесенном к искусству эпохи в его целом - «стиле эпохи» в творческом мышлении искусства. Речь идет о неком общем явлении в развитии культу ры одного десятилетия, когда массовому субъекту куль туры — равно и художнику и зрителю — стал, ощутим разрыв между традиционным эстетическим соз нанием и новой действительностью жизни. Последняя требовала более высокой «разрешающей способное мышления, дабы стать доступной эстетическому позна нию и адекватно войти в ценностную систему эстетиче ских отношений культуры. К новому способу эстетического познания и способу образного выражения этого познания и была обращенная интеллектуально обостренная, ищущая мысль искусства . Если называть вещи своими именами, то это динамика общего для времени культурного сдвига к новой эстетической концепции мышления в искусстве, то есть сдвига на уровне нашего понятия «стиля эпохи» к новому «стилю мышления» в искусстве. Сдвиги в социально-экономической сфере и культуре России были следстви ем и отражением глубоких историче ских изменений типа общественного сознания. Человеческая личность (а не сословная иерархия), свобода выбора (а не предустановленный обычай), на конец, разнообразие типов поведения и форм самовыражения (вместо обще принятых ритуалов) — вот ценности, доминирующие в буржуазно-демокра тическом обществе и направляющие его деятельность (с учетом, разумеется, ограничений, налагаемых классовым неравенством). Новая система ценностей была под готовлена Просвещением XVIII в. и сформирована романтизмом первой трети XIX в. Своеобразным штампом в литературе этого времени стало выражение «тре вожный вопрос»; к числу самых тревож ных относился вопрос о человеке — его потребностях и судьбе, гражданских и человеческих правах. С ним связаны и общественно-политические движе ния, потрясавшие Российскую империю, и направленность русского искусства второй половины XIX в., исследующе го социальные и нравственные проблемы бытия и исполненного тревогой и пе чалью о «маленьком человеке». В числе ключевых понятий эпохи присутствуют также «современность» и «прогресс»; они отождествляются с новизной социальных, бытовых и духов ных явлений. Отношение к прогрессу было, однако, неоднозначным. Безусловно, приемля «удобства», приносимые современной наукой и техникой, вос хищаясь дерзкими замыслами инжене ров и архитекторов, воздвигающих невиданные ранее конструкции, человек середины — второй половины XIX в. отнюдь не был склонен к тотальному отрицанию прошлого ради современ ности Очень важной была проблема исторических судеб России и ее национальной самобытности. После многих деся тилетий проевропейской ориентации рост национального самосознания про ходит небезболезненно и, пожалуй, ни в одной культуре вопрос о «националь ных» началах не стоит так остро. Поле мика по этому вопросу приводит к размежеванию двух ярких течений середи ны XIX в.— славянофилов и западников. Урбанизация. Во второй половине XIX в. начался бурный расцвет промышленности и торговли. Очень быстро растут города. Развитие архитектуры связано преимущественно с урбанизацией, с уплотнением застройки город ских центров, с растущим разнообра зием видов деятельности и их диффе ренциацией. Складывается специфиче ский «городской» образ жизни, отлича ющийся тем, что жизнь человека и его семьи очень сильно связана с жизнью города в целом: обслуживание, работа, общение концентрируются не в личном жилье (или хозяйстве), а вне его. Постепенно ускоряется темп жизни. Чаще и длиннее становятся переезды; патриархальный извозный промысел уже недостаточен, в России строятся железные дороги, появляются первые пароходы. |
|||||||||||||||||||||||
"Левая" культура | |||||||||||||||||||||||||
ВУЗы и НИИ | |||||||||||||||||||||||||
С. Штокало © 2004 |
x-4@narod.ru | Radesign © 2004 |