|
Проект a.s.p. переехал на сайт www.cih.ru см. также: Корпус | ШтоРаМаг | Арх. Журнал | Новости | Строительство Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website: |
|
Архитектура Ярославля XVIII – начала XX веков. Проблема стиля. Architecture of Yaroslavl XVIII - beginning XX of centuries. A problem of style. © Сергей Штокало |
дальше | ||||||||||||||||||||||||
|
millennium 2010 |
Со второго десятилетия XVIII века возобновляется в городе и каменное культовое строительство. В 1712 году возводится церковь Флора и Лавра, располагавшаяся на торговой площади у Медведицкого оврага; в 1715 — теплая церковь Варвары Великомученицы; в 1720 — на месте древнего Рождественского монастыря, сожженного поляками в 1609 году, - церковь Рождества Богородицы; в 1723—1738 годах — две церкви Симеона Столпника на Семеновской площади; в 1739 году — церковь Пятницы в Калашной слободе. В этих храмах, построенных , когда в Петербурге и Москве уже господствовал стиль барокко, еще сильно сказываются традиции ярославского зодчества XVII века. Влияние барокко здесь ощущается либо в ордерном оформлении отдельных фасадов, либо в оформлении колоколен или притворов. Самым значительным архитектурным соору жением Ярославля в стиле барокко является церковь Петра и Павла , возведенная Затрапезновым в 1736-1742 годах на террито рии Большой мануфактуры. Архитектурная композиция и декоративное убранство этого храма во многом напоминают Петропавловский собор в Петербурге (1712—1733), строительство которого завершилось лишь за три года до за кладки ярославской церкви. Автор проекта цер кви Петра и Павла неизвестен, но совершенно очевидно, что это был один из учеников и по следователей Д. Трезини — строителя петербургского собора Композиция церкви Петра и Павла отходит от древнерусской кресто во-купольной системы, имеет вытянутый план (48x18 м), разделенный внутренними столбами на три нефа. Этот тип культового сооружения именуется в западно-европейской архитектуре зальным, в котором в от личие от базилик средний и боковые пролеты равны по высоте. При внешнем сходстве с Петропавловским собором ярославский храм имеет существенные отличия. Он двухэтажный: в нижнем этаже размещалась зимняя (теплая) церковь, на высоком двусветном втором этаже — летняя. Колокольня, возвышающаяся на западном фасаде, в ярославской церкви значительно уступает в размерах колокольне собора (73 против 112 м, включая шпиль). Но в декоративном оформлении эти два памятника очень схожи: и в рисунке архитектурных деталей, и в формах во лют-контрфорсов на западном фасаде и купола колокольни. Более крупный (трехсветный) основной объем церкви Петра и Павла и более низкие колокольня и шпиль ее по сравнению с петербургским прототипом придали совершенно иной художественный образ зданию. Если Петропавловский собор производит впечатление исключительной стройности и устремленности вверх, то ярославский храм, более призем ленный, массивный, напоминает ратуши североевропейских городов. Церковь Петра и Павла играет важную градостроительную роль в пано раме Ярославля. Расположенная на возвышенном месте, имея значительную высоту, она и сейчас является одной из самых выразительных вертикалей города. Великолепны и ее ближние точки обзора, особенно на фоне многовекового парка с отражением в зеркале притихших прудов, дошедших до нас еще с петровских времен. В середине XVIII столетия культовое строительство в Ярославле при обретает новый характер. В этот период возводились в основном неболь шие теплые церкви при храмах XVII века. Некоторые из них не сохранились (Власьевская, Духовская, Благовещения), другие искажены пере делками (Воздвижения, Вознесения). Один из храмов этого типа дошел до наших дней в хорошей сохранности. Церковь Похвалы Богородицы построена в 1748 году как теплый храм Дмитриевского прихода. Притвор с западной стороны, а также южный и северный фасады четверика оформлены портиками из парных колонн тосканского ордера с треугольными фронтонами. В этой постройке мы видим полный отказ от декоративных элементов древнерусского зодчества, тема ордера стала главным мотивом в оформлении фасадов. Значительно дольше сохранялись традиции ярославского культового зодчества XVII века в церковных постройках окрестных сел Ярославля: в Норском, Яковлевском, Крестах. В этих храмах сочетаются приемы древнерусской архитек туры (шатровая колокольня, килевидные наличники) с элементами ордерной системы, пришедшей в Ярославль в эпоху барокко. В целом в первой половине XVIII столетия в Ярославле отмечается упадок культового зодчества, что было связано не только со строительством Петербурга и реформами Петра I , но и с усилением в жизни обще ства светского начала, ослаблением влияния на него Православной Цер кви. Но неиссякаемый художественный потенциал ярославских мастеров, накопленный в XVII веке, продолжал проявляться и в XVIII ; правда, обратился он в основном на украшение интерьеров храмов предыдущего столетия. В этот период расписываются фресками многие церкви: Николы в Меленках, Благовещения, Федоровская, Иоанна Златоуста, Михаила Архангела, приделы Ильи Пророка и др. Почти во всех храмах перво начальные «тябловые» иконостасы заменяются высокими, многоярусны ми, украшенными ордером с богатой резьбой и позолотой. Именно здесь пышно расцвело искусство стиля барокко в ярославском зодчестве. Мастерство ярославских резчиков и позолотчиков достигло тогда наивысшего совершенства. Гражданская архитектура первой половины XVIII столетия представ лена в Ярославле также скупо. По уже упомянутым «Топографическим известиям...», в 1771 году в городе было всего 43 каменных дома. До наших дней гражданских построек этого периода сохранилось не более десятка, да и то в сильно искаженном виде. Дом Корытова и дом почтмейстера Попова сильно перестроены, но в интерьерах этих зданий, отдельных помещениях сохранилась богатая лепнина в стиле барокко. Дом Патеревского также был сильно искажен . Архитектурные традиции ярославских каменщиков сохраняются на протяжении еще нескольких лет. В тоже время на фасадах мы видим интересное сочетание декоративных приемов барокко (лучковые обрам ления окон с небольшими одиночными замковыми камнями) и элементов архитектуры XVII века (пояс из нарядных городков в карнизе). Лопатки, раскрепованные на карнизе. Членение фасада на три части, соответствующие внутренней планировке здания палатного типа. В стиле барокко выполнены еще один интересный памятник Ярослав ля, хотя возведен он был в 80-х годах XVIII столетия, в период пере планировки города по регулярному плану, когда уже господствовало но вое архитектурное направление — классицизм. Дом Вахрамеева - крупный трехэтажный особняк, офор мленный в стиле позднего барокко и напоминающий некоторые построй ки в Петербурге архитектора Ф. Б. Растрелли (в частности, Строганов ский дворец). Планировка этого небольшого дворца носит светский, соответствующий вкусам того времени, анфиладный характер. Необычно богато для Ярославля оформление фасадов здания, выполненное на контрасте белых деталей и бордового фона стены. Скошенные углы здания и ризалиты, расположенные по центральной оси уличных фасадов, оформлены по бокам пилястрами коринфского ордера, поставленными на рустованные лопатки первого этажа. Центральные ризалиты завершаются треугольны ми фронтонами, угловые - полукруглыми. На тимпанах фронтонов круглые окна, обрамленные лепными венками. Окна всех этажей оформлены народными барочными наличниками с «ушами», «фартуками» и одиночными замковыми камнями над лучковыми перемычками. Причем на каждом этаже рисунок наличников разный: самый богатый - на вто ром (парадном) этаже и более скромный — на невысоком третьем. Отделка фасадов дома при его возведении не была закончена полностью, фронтоны с лепниной выполнены лишь в конце XIX столетия, но по старым чертежам. Следует подчеркнуть, что стиль барокко не получил широкого распространения в застройке Ярославля. Причин здесь несколь ко. Помимо приведенных в начале главы, следует добавить, что, во-первых, сама архитектура барокко с пышным ордерным декоративным уб ранством, лепниной, скульптурными украшениями требовала мастеров новых профессий (штукатуров, лепщиков, скульпторов), которых в провинции в то время еще не было. Такие богато оформленные здания, как церковь Петра и Павла, дом Вахрамеева, возведены очень состоятельны ми людьми, и, конечно, не без приглашения необходимых мастеров из столицы. Во-вторых, в Ярославле долгое время были еще сильны традиции кирпичного зодчества XVII столетия. Местные мастера не использовали штукатурку, придерживались старых художественных приемов декора тивного убранства фасадов, не очень охотно воспринимали новые запад но-европейские архитектурные веяния. |
|||||||||||||||||||||||
"Левая" культура | |||||||||||||||||||||||||
ВУЗы и НИИ | |||||||||||||||||||||||||
С. Штокало © 2004 |
x-4@narod.ru | Radesign © 2004 |