читать дальше → |
Явные и эзотерические значения
Я полагаю, что принятие на себя ответственности за явный (публичный) и скрытый
(эзотерический) смысл, заключенный в форме общественного здания - это одна
из профессиональных задач архитектора. Смыслы эти могут быть неожиданными в
большей или меньшей степени, однако в ситуации глобализированной культуры,
не выработавшей пока никакой единой системы ценностей, эта задача в любом случае
существенно усложняется. Соответственно, всеми овладевает искушение «спрятаться»
за экономическими и техническими параметрами, представляя их как нечто, заранее
полностью определяющее облик будущего здания и не оставляющее места для художественной
выразительности и символизма. Возможно, единственный архитектор новой парадигмы,
не побоявшийся обратиться в своем творчестве к универсальным духовным ценностям
и общедоступному символизму - это Дэниэль Либескинд. Его Имперский военный
музей Севера, построенный недалеко от Манчестера, открыто символизирует своей
формой различные типы войн (на суше, на море и в воздухе), а также земной шар,
распавшийся на куски в результате раздоров. В своих выступлениях Либескинд
также прямо призывает архитекторов вернуться к эмоциональному и общекультурному
уровню выразительности, смело посмотрев в лицо тем фундаментальным проблемам
смысла и нигилизма, которые заставили архитектуру «умолкнуть». Возможно, как
и в случае Гери, некоторые элементы его экспрессивной грамматики слишком часто
переходят из одного проекта в другой, однако заслуживает безусловного уважения
бесстрашие, с которым он пытается противостоять духовному кризису и утрате
общей метафизики. Многие люди, в том числе и философы, уверены в том, что утрата
общих ценностей в глобальный век неизбежна и необратима. Хотя другие философы,
среди которых наиболее заметной фигурой является Мэри Миджли (Mary Midgely),
отстаивают точку зрения, согласно которой на место прежних ценностей уже приходят
новые и достаточно убедительные общественные концепции, такие, как Гайя [Gaia]
- представление о Земле как о единой саморегулирующейся системе. Метафора живой
планеты, непрерывно настраивающей себя через обратную связь, -это, конечно,
один из элементов новой парадигмы в науке, но смогут ли архитекторы предложить
общедоступную иконографию, основанную на этой идее - еще предстоит увидеть.
Я верю в то, что история вселенной станет общей метафизикой. Это еще не общедоступная
религия, и она может никогда не стать таковой, но тем не менее это уже нечто
большее, чем идея дивергентного прошлого в астрофизике. Это ориентир для будущего
и для поиска соответствующей иконографии. Смерть Бога, как и смерть других
«больших нарративов»6, в течение последних ста лет, возможно, коснулась только
западного ареала, что особенно хорошо видно сейчас, когда планета вооружается
для финального столкновения цивилизаций. Но все разновидности фундаментализма
не являются живыми культурными движениями, какой бы мощью они ни обладали.
Они не произвели никакого искусства, достойного сохранения, - и это лишь одна
из остающихся неразрешенными проблем. Несмотря на эти проблемы, вопрос, существует
ли новая парадигма в архитектуре, стоит задать. Составляют ли семь описанных
направлений единое движение, объединяет ли их что-либо? Связана ли архитектура
органи-тек с фрактальностью, может ли «загадочное означающее» возникнуть как
результат развития «инфопространств»? Имеют ли все они какое-то отношение к
моде на «архитектуру складок» и архитектуру каплевидных форм; к широкому распространению
«ланд-формы» и волновых форм; к иконографии, основанной на концепции Гайи и
космогенезе? По моему мнению, «науки о сложных системах» [sciences of complexity]
лежат в основе всех этих движений, так же как и компьютерные технологии, в
то время как соответствующей им новой этике только еще предстоит появиться
на свет. Ответ неоднозначен. Как писал Николас Певзнер [Nikolaus Pevsner] по
поводу модернистской парадигмы в Британии XIX века «семь ласточек еще не делают
лета». Действительно, все вышеперечисленное может легко оказаться фальстартом,
и старая модернистская парадигма, маячащая тенью за спиной всевозможных блэров
и бушей, может вновь обрести свое пошатнувшееся господство. Но ветер истории
все же раздувает паруса архитектуры, и по крайней мере, можно наблюдать начало
определенных изменений в теории и практике.
Примечания переводчиков.
1. Фрактал - геометрическая структура с дробной размерностью, обладает свойством
рекурсивности: каждая ее часть является подобием целого.
2. Означающее - составная часть знака, противопоставляемая в семиотике его значению
(означаемому) как «носитель», благодаря которому значение может быть коммуницировано.
3. Практика, впервые использованная европейскими сюрреалистами - подразумевает
отказ от вмешательства со стороны рациональной инстанции сознания в производство
текста.
4. Отсылка к «дадаизму» - направлению в европейском искусстве XX века, в рамках
которого манифестировался отказ от любой связости и значимости, а основным направлением
творчества стал произвольный коллаж.
5. «Странный аттрактор» - режим, спонтанно входя в который система с несколькими
взаимосвязанными параметрами начинает генерировать постоянные непереодические
колебания.
6. «Большие нарративы» - масштабные идеологические доктрины современности, -
термин, введенный Жаном Франсуа Лиотаром, автором книги «Постмодернистское состояние»
(1979) .
|