|
Ярославль — Миллениум — ШтоРаМаг | |||
дипломный проект: "Архитектурно-градостроительное развитие поймы реки Которосль. Ярославль. Миллениум". Пояснительная записка — стр. 8 — |
||
читать дальше → | К ней, ближе к реке Которосли, примкнула слобода Тропино, имевшая свой торжок и приходскую церковь. Затем следует Коровницкая слобода, про тянувшаяся вдоль Волги у впадения в нее Которосли. Раскрытая к реке слободская площадь заняла центральное положение в застройке; на ней был поставлен известный ансамбль церквей Иоанна Златоуста и Владимирской Богоматери с высокой шатровой колокольней. Крупная слобода Толчково, где в основном селились кожевни ки, распространилась выше по реке Которосли и получила сравнительно сложную планировочную структуру. Посредине нее на выходящей к реке главной слободской площади был возведен храм Иоанна Предтечи с ярусной колокольней, а на шедшей параллель но реке главной слободской улице была устроена вторая пло щадь—торговая со своим приходским храмом. Короткие поперечные переулки соединили улицу с другими параллельно шедшими участками улиц и набережных проездом. Каждая слобода обладала определенной композиционной ав тономией: наиболее самостоятельной и обширной оказалась Толчковская. Слободские храмы образовали за Которослью развитую систему вертикальных объемов, пространственно связывающих за стройку слобод с основным городом. Некоторые из них, как. например, церкви в Толчкове и Коровниках, стали законченными ансамблями, господствующими в застройке слобод, и существен ными градостроительными узлами в пространственной композиции всего города. На градостроительных качествах приходских храмов Ярослав ля следует остановиться особо. Их как правило, отличает высокая градоформирующая активность благодаря развитости их объемной композиции. Уже относительно ранняя приходская церковь Нико лы Надеина явила собой пример храма с крупным, увенчанным пятью главами основным объемом, шатровой колокольней, галере ей и малым объемом придела. Церковь Ильи Пророка в Земляном городе - пример еще более развитого многообъемного храма с са мостоятельными шатровым и купольным приделами и шатровой колокольней, объединенными вокруг основного объема галереей. В ансамбле с ними до реконструкции города по регулярному плану были возведены каменная ограда с воротами и вспомога тельными зданиями, окружавшая храм со всех четырех сторон. Храм Иоанна Предтечи в Толчкове сохранившийся образец наиболее развитой композиции подобного типа. Здесь много объемный и многоглавый храм представлен в неразрывном единст ве с отдельно стоящей ярусной колокольней, воротной башней и оградой. Это уже настоящий ансамбль функционально различ ных и разновеликих сооружений, объединенных в целостную, живописную композицию единой художественной идеей. В ансамбле храмов в Коровниках «внутренняя» задача гармонизации между собой двух церквей, колокольни и торжественных ворот реша лась в единстве с определением градостроительной роли комплек са в целом, его соотнесением с особенностями ландшафта и характером окружающих пространств в масштабе не только слободы, но и всего города. Этот ансамбль и постройки кремля фланкировали с двух сторон устье реки Которосли, которая постепенно станови лась главной композиционной осью Ярославля.
В утвержденном плане Ярославля, получившем веерную систему лишь за пределами древнего города, основное внимание уделялось по-прежнему зоне центра, а также прибрежным зонам, тяготеющим к рекам Волге и Которосли. Центр города реконструировал ся на основе сложившейся мысовой системы с Рубленым городом на острие возвышенности при впадении в Волгу Которосли. Обе реки оказали большое влияние, как на сложение древней структу ры, так и на формирование системы нового центра при реконст рукции города. С потерей военного значения крепости уже в XVII в. основ ным центром общественного тяготения становится торговая площадь около кремля, и первый вариант перепланировки города, как уже говорилось, предусматривал сохранение этой площади и Гостиного двора как основного ядра композиции. Однако учет возросшего зна чения административных учреждений и перспективного развития города побудил в утвержденном варианте — плане 1778 г. — значи тельно расширить центр, в некотором смысле включив в него всю территорию Земляного города.
|
|
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 |
||
проект — участник экспозиции российского павильона на биеннале в Венеции, 2004 |
||
Экспликация: |
→ Центр Тысячелетия Ярославля → Фрактальная структура на острове |
→ Реконструкция
стадиона → Арт-Форум & реконструкция моста |
→ 18 кв. метров диплома → Пояснительная записка → Биеннале 2004 в Венеции |
© дизайн — радизайн 2004 |
© размещение — x.4 |
© ШтоРаМаг 2003—2004 |
|
см. также: _диплом |