2.2. Символика романа
Е. Федорова "Бунт"
2.2.1.
Уровни символического обобщения образов
тюрьмы
и лагеря
Тюрьма и лагерь являются
центральными в художественно-философской системе романа образами. Огромное
количество метафорических значений, которыми наделяются в романе эти образы,
заметила еще критика. Так, В. Мильдон писал о том, что лагерь у Е. Федорова
"это онтология, проблема бытия, наблюдаемая на уже привычном для
читателя материале" (28; 352). Задача автора романа состояла в "изображении
лагеря как извечной проблемы бытия, внутри или вне колючей проволоки находится
человек" (там же). С. Бочаров размышляя о "теории вечного лагеря"
в романе Е. Федорова, как об "окончательно справедливом и счастливом
разрешении загадки существования", определял лагерь в романе Е. Федорова
как "томасоморовско-марксистско-хилиастический симбиоз" (5;205);
Д. Бак отмечал, что "описание жизни в ГУЛАГовской империи перерастает
под пером Федорова в эпическое повествование о русской несвободе вообще,
о "большом времени" (Бахтин) российской трагедии" (4;218)
или "мир ГУЛАГа представлен в виде модели мира как такового"
(4;217).
Смысловая обобщенность образов
тюрьмы и лагеря в романе Е. Федорова "Бунт" позволяет рассматривать
их в качестве символов. При этом в символах тюрьмы и лагеря в романе Е.
Федорова "Бунт" возможно выделение четырех уровней символического
обобщения: социально-исторического, онтологического, утопического и антропологического,
включающего в себя два аспекта, психологический и экзистенциальный.
|