2.1.2.2.
Социально-исторический
На социально-историческом
уровне символического обобщения символы тюрьма и лагерь в философском
романе Е. Федорова "Бунт" символизируют историческое бытие человека
вообще ("в истории как в бараке бесприютность, сквозняк, разноголосица"
(2; 10; 86)), либо, что реализовано в романе более подробно, историческое
бытие именно русского человека, прежде всего, в XX-ом веке.
Тюрьма и лагерь представлены
в романе Е. Федорова "Бунт" как ключевые символы русской истории
и культуры. Так, например, бригада в лагере напрямую сопоставляется с
русской общиной, социальная иерархия в лагере называется "лагерным
домостроем", один из главных героев романа в момент осознания Лубянской
тюрьмы как центра Москвы, центра коммунистического мира, на вопрос "Что
здесь было раньше?" получает ответ "Испокон здесь органы"
(2; 1; 17) и т.д. Показательны в данном случае и наиболее часто звучащие
в романе имена Ивана Грозного, Петра I, Иосифа Сталина и др.
Бунт, произошедший в лагере,
представляющий собой центр романного повествования (по нему и назван роман)
символизирует революцию 17 года. Так, в романе указывается на то, что
"зэкам, особенно двадцатипятилетникам, нечего терять кроме своих
цепей" (2; 12; 78), а цель бунта определена в романе как создание
"Независимой Воркутинской республики" (2; 12; 78). Или же прямо
говорится, что "прошлое ОЛПа (вплоть до бунта!)… видится умеренным
и благополучным, без крайностей, таким выглядит XIX век из XX" (2;
12; 30). При этом бунт соотносится в романе с предшествующими бунтами
русской истории, а "зэк-смертник" по кличке Седой, организовавший
бунт соотносится соответственно с Разиным и Пугачевым.
|