2.1.2.3.
Утопический
Смысловая доминанта тюремного
и лагерного символов в романе Е. Федорова "Бунт" - осуществление
русской идеи. Причем в романе Е. Федорова востребован, прежде всего, утопический
аспект русской идеи, то есть "построение Царства Божьего на земле".
Эта исконная утопия русского сознания является в романе Е. Федорова "Бунт"
основой "великих утопий XX века" - построения социализма и стремления
к построению коммунизма. Причем на протяжении всего романа автор последовательно
проводит мысль о том, что только лагерь является наиболее полным и адекватным
воплощением идеологии социализма и коммунизма: "Нигде и никогда так
полно и глобально не проступали обетованные, истинные черты социализма,
как в ИТЛ*" (2; 3; 53).
Символизируемые и воплощаемые
в образах тюрьмы и лагеря социализм и коммунизм представлены в романе
в качестве актуализации XX веком утопического сознания русского человека.
Возможность построения в России социализма в XX веке обусловлено в романе
национальным характером русского человека, теми "интимными предпосылками
утопизма" (Г.В. Флоровский), которые лежат в его основе. Примечателен
в данном случае эпизод пародирования Е. Федоровым "Легенды о Великом
инквизиторе" Ф.М. Достоевского: к Сталину приходит Маркс (в одежде
заключенного) и Сталин, как Великий Инквизитор у Достоевского, спрашивает
его, зачем он пришел, говорит Марксу, что в России строят социализм, опираясь
на "национальные чувства русского человека" (1; 2; 233). Маркс
молча целует Сталина и уходит.
В романе Е. Федорова "Бунт"
в качестве "интимных предпосылок социализма" акцентированы следующие
черты национального характера. Во-первых, соборность, актуализированная
XX веком, по мысли автора романа, как "черная соборность": "где
собрались двое… и не во имя Мое, там среди вас третий с рогами и копытами".
Во-вторых, тяга русского человека к авторитарности, что было разобрано
нами при анализе исторического хронотопа (См. третий социальный пласт).
|