|
Проект «Лекции» переехал на сайт www.cih.ru см. также: СНиПы | Архитектура | Бионика | Новости | Строительство Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website: |
проект
"Лекции" | Собираем материалы. Присылайте:
x-4@narod.ru - опубликуем. |
||
Философия | бакалаврская работа |
тема: | Философские искания в современной литературе. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 |
2.1.2. Культурно-исторические типы сознания героев романа На данном этапе работы нами выделяется 4 субъекта, чье сознание более и чаще сознания других персонажей выступает в роли призмы, сквозь которую подается художественная действительность. Это 3 главных героя романа Виктор Щеглов, от имени которого ведется повествование в 1, 3, 4, 6, 7, 8 главах романа (повестях цикла - в журнальном варианте), Женя Васяев и Саша Краснов, а также некое "мы", от имени которого ведется повествование в остальных главах романа. При этом отметим, что возможно выделение доминант сознания каждого из главных героев романа. Таким образом, Виктор Щеглов, "восторженный поклонник далекой Античности" (2; 10; 95), представляет собой античное эйдетическое сознание, для которого понять, значит понять хаос, как космос (50; 388-396); Женя Васяев, проявляющий мистико-теургические способности в тюрьме и лагере, представляет собой причащающее средневековое сознание (50; 388-396); а Саша Краснов, "теоретик до мозга костей" (2; 1; 19), и в лагере не расстающийся с увесистым томом Гегеля является представителем нововременного сознания, для которого в идеале понять, значит полностью отождествить бытие с мыслью (50; 388-396). Обозначенное "мы" отличается синтезом перечисленных форм сознания. (Более подробное рассмотрение см. при разборе экзистенциального хронотопа). В содержательном плане романа ситуация диалога различных культурно-исторических форм сознания, с одной стороны, моделирует отмечаемые философами диалог и полифонию различных культурно-исторических форм сознания в XX веке (см. 50; 292), то есть намечает временную горизонталь, воспроизводя важнейшую ситуацию для самосознания человека XX века; с другой стороны, моделирует некую вертикаль сознаний и соответственно самосознаний - итогов, схем и способов осознание себя и мира целыми культурными эпохами. Ситуация диалога в романе различных культурно-исторических форм сознания определяет один из ключевых споров, контраверс романа Е. Федорова "Бунт" - спор исторически сложившихся форм сознания. Каждая из обозначенных выше исторических форм сознания подвергается в романе проверке, проходит свой путь увенчаний и развенчаний. Наиболее глубоко раскрыть который возможно в экзистенциальном хронотопе. ("Вертикальный" и исторический хронотопы рассматриваются нами не дифферинцированно по формам сознания героев, в качестве проекции и детерминант самосознания общности заключенных, обозначенной в тексте как "мы"). Итак, исходя из обозначенной нами выше гипотезы о взаимосвязи в романе Е. Федорова "Бунт" самосознания героев с хронотопической организацией его художественного мира рассмотрим выделенные нами хронотопические объемы романа. |
© | Ольга Орлова, 2002 |
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 |
тема: | Философские искания в современной литературе. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
CAP.x4
E - mail: x-4@narod.ru |
©
2003, Леkции
v2 Форум | Новости | Содержание |