arch
Архивная версия / archive version:


Проект a.s.p. переехал на сайт www.cih.ru
This project was moved to the www.cih.ru

данная версия не обновляется и может быть недоступной через некоторое время

см. также: Корпус | ШтоРаМаг | Арх. Журнал | Новости | Строительство

Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website:
 
 
post & critique Архитектура Ярославля XVIII – начала XX веков. Проблема стиля.
Architecture of Yaroslavl XVIII - beginning XX of centuries. A problem of style. © Сергей Штокало
> next страница дальше
издательство "ШтоРаМаг"

 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
миллениум 2010
millennium 2010



В 1803 году архитектор А. Д. Захаров выполнил 12 образцовых фаса­дов для домов губернаторов, присутственных мест, магазинов и других построек. В 1809—1812 годах строительным комитетом Петербурга раз­ рабатывается целая серия (более 250) образцовых проектов, выпущенных в виде «Собрания фасадов для частных строений в городах Российской империи». Следует подчеркнуть, что дома в этой серии весьма разнообразны по типологии, размерам, де­ коративному убранству: от простых одноэтажных домиков в 3—5 окон до трехэтажных особняков с колоннадами. Но все они были выполнены в стиле строгого классицизма. Это способствовало прогрессу городского строительства в провинции, утверждению нового архитектурного направ­ ления. Всеобщий национальный подъем в России после победы над На­полеоном в Отечественной войне 1812 года усилил этот процесс.

В Ярославле имеется немало зданий, построенных по образцовым про­ектам новой серии.

Здание Духовной консистории возве­ дено в 1815 году на берегу Которосли западнее Спасского монастыря, на месте старого кладбища Богоявленского прихода.

Здание выполнено по образцовому проекту Л. И. Руски, но с некото­рыми отклонениями от чертежа: несколько изменены пропорции боко­ вых ризалитов, отсутствует предусмотренный проектом аттик со скульп­ турной композицией над центральной частью дома. Здание Духовной консистории строго симметрично. Главный фасад его, обращенный на Которосль, оформлен высокими (на два этажа) полуколоннами ионичес­кого ордера, поддерживающими типично классический антаблемент с развитым архитравом, гладким фризом и карнизом с модульонами. Воз вышающиеся боковые ризалиты рустованы на первом этаже; имеют пи лястры тосканского ордера в нишах вокруг окон второго этажа; полу круглые окна, обрамленные зубчатым архивольтом, на третьем этаже за­ вершаются треугольными фронтонами. Пристройки на боковых фасадах, придавшие плану здания П-образную форму, выполнены в середине XIX столетия.

По одному образцовому проекту выстроены два интересных здания в стиле зрелого классицизма — дом Кудасова и дом ремесленной управы.

В начале XIX столетия наиболее значительные сооружения в Ярославле возводились по индивидуальным проектам. И автором многих из них был местный архитектор Петр Яковлевич Паньков. Специ­ ального образования П. Я. Паньков не имел, лишь в 1819 году представил в Академию художеств свои проекты и получил звание художника-архитекто­ ра. Многие постройки Ярославля в первые три десятилетия XIX столетия - в период зрелого классицизма — воз­ водились по его чертежам. Главней­ шие из них: новый гостиный двор (1813-1818), дом Горяинова (1818), дом губернатора (1819-1820), Мыт­ ный рынок (1820—1823), городской театр (1820), фасады Демидовского лицея (1825). Не все эти сооружения сохранились до наших дней. Дом гу­ бернатора и городской театр в даль­ нейшем были перестроены, Мытный рынок и Демидовский лицей — ра­зобраны. В течение 19 лет (1823— 1842) П. Я. Паньков был ярослав­ ским губернским архитектором и вы­ полнил много проектов для уездных городов (Ростов, Рыбинск, Пошехо нье и др.).

Свободная трактовка классического ордера была отличительной чер­ той многих русских зодчих, а в данном случае, благодаря художественной интуиции П. Я. Панькова, придала его постройкам своеобразие, индивидуальность.

Самой значительной из сохранившихся построек Панькова является новый гостиный двор. Ансамбль гостиного двора строился пять лет и первоначально состоял из трех зданий: двух боковых корпусов и центральной ротонды.

Боковые корпуса нового гостиного двора представляли собой замкну­ тые кварталы, застроенные торговыми помещениями с открытой галере­ей-колоннадой по всему периметру улиц. Центральный павильон в виде полуовала также окружен колоннадой с дополнительным портиком на главном фасаде, расположенном по оси одной из центральных улиц поса­ да, выходившей к бывшей усадьбе дворца на­ местника (к этому времени уже разобранного) и ориентированной на церковь Ильи Пророка. Эта новая композиционная ось в дополнение к двум лучевым направлениям улиц, расходившихся от Ильинской площа­ди, получила свое развитие при строительстве Паньковым Мытного рын ка, который размещался на месте дворца наместника. В застройке рынка (также имевшего по периметру колоннаду) по центральной оси был ос­ тавлен просвет, визуально связывающий ротонду гостиного двора с глав­ ной доминантой центральной площади - церковью Ильи Пророка . Эта композиция свидетельствует о широком градостроитель­ ном мышлении П. Я. Панькова, свойственном высокому классицизму. К сожалению, в дальнейшем она была утрачена.

Интересна и своеобразна архитектура и самого гостиного двора. Шес тиколонный портик ротонды завершается невысоким, несколько необыч­ ных пропорций фронтоном с гладким тимпаном, над которым возвыша­ется приплюснутый купол с легким ажурным завершением. Пропорции колонн ионического ордера далеки от канона — они очень приземисты и широко расставлены. Для избежания монотонности на протяженном бо­ковом корпусе автор устраивает на углах здания пилоны-арки и двух­ этажный ризалит в центральной части с рустованной аркадой по первому этажу и крупным оконным проемом в виде сегмента — на втором. Анало­ гично был оформлен и южный боковой корпус, но он имел колоннаду тосканского ордера, что, очевидно, явилось следствием его переделки пос­ ле пожаров.

В композиции епархиального училища чувствуется определенное сходство с фасадом здания Сената и Синода в Петербурге архитектора Росси, в котором так­же одинаковые портики на главном фасаде и на скругленном углу, сту­пенчатые аттики с лепниной, рустованный первый этаж и т. д.

Еще одно интересное сооружение П. Я. Панькова — усадьба дома гу­ бернатора (Волжская набережная, 23) была возведена в 1820 году. Перво­начально усадьба состояла из трехэтажного центрального корпуса с колон­надой и бельведером, двух боковых флигелей, большого сада, выходящего на Ильинскую площадь, и ограды с воротами, украшенными скульптурны­ ми львами. Главный корпус имел на дворовом фасаде дугообразный пан­ дус, спускающийся в сад. Напротив дома на откосе Волжской набережной была устроена беседка-грот с террасой и спусками к Волге.

В 1866 году усадьба подверглась кардинальной перестройке и получила декоративное оформление в духе поздней клас­ сики с насыщенным измельченным штукатурным декором .

Тогда же были утрачены северный флигель, ворота со львами, переде­ лана ограда. Но на боковых фасадах южного флигеля сохранились фрагменты первоначальной архитектуры: высо­ кие одиночные замковые камни над гладкими, без наличников, окнами . Беседка-грот уже в наше время получила современную бе­ тонную лестницу.

Немало в Ярославле обществен­ных зданий, возведенных в первой трети XIX столетия, авторство ко­ торых не установлено. Из наиболее интересных среди них следует вы­ делить два — перестроенные из бо­ лее древних сооружений: Дом общества врачей, Трактир«Пассаж».

В 20—30-х годах XIX столетия в Ярославле проводятся небывалые по масштабу работы по благоустройству центрального района города. Засы­ пается часть Медведицкого оврага, и Плац-парадная площадь соединяет­ ся в единый ансамбль с Соборной площадью на Стрелке. Выравниваются средневековые рвы и валы от Власьевской башни до Семеновского спус­ка, где разбивается бульвар (ныне Первомайский). Обустраиваются отко­ сы оврагов — спусков к Волге (Волжский, Семеновский, Воздвижен­ ский). Но самые крупные работы проводились на Волжской набережной.

По проекту инженера Гермеса с 1825 года начались работы по берегоукреплению Волги, продолжавшиеся десять лет. За это время уложено 17 тысяч кубометров булыжника, который были обязаны доставлять все тор­говые суда, приходившие в Ярославль; завезено с левого берега и Нижне­ го острова 113 тысяч кубометров земли. Гигантский по тем временам объем инженерных работ! Выровненные откосы берега Волги укрепля­ лись дерном, на набережной была высажена липовая аллея и установлена чугунная решетка, сохранившиеся и до наших дней. Через овраги-спуски сооружены каменные мосты, а у Мякушкинского спуска поставлена клас­ сическая беседка с колоннами. Ярославль открылся своей парадной, пред­ ставительной стороной к Волге, а ее набережная стала одной из лучших среди волжских городов.

Благоустройство коснулось и Плац-парадной площади, которая была вымощена булыжником, а в 1829 году на ней установлен монумент . Сооружен он в честь основателя Ярославского лицея П. Г. Де­мидова. Монумент представлял собой медную дорическую колонну на гранитном пьедестале (общая высота 19 м), которая венчалась ажурной полусферой из золоченой бронзы. Памятник был выполнен по подобию триумфальной колонны на Дворцовой площади в Петербурге, но значи­тельно уступал ей по высоте и декоративному убранству. Скульптурная часть монумента приписывается скульптору Крылову. Архитектор неиз­ вестен. В 1930-х годах это первое и единственное такого рода монумен­тально-скульптурное произведение в Ярославле было разобрано на ме­ талл.

В эпоху классицизма почти не возводилось новых культовых построек, но работы по реконструкции древних храмов проводились довольно ак­ тивно. Пристраивались новые классические притворы и приделы, в неко­ торых церквах шатровые колокольни заменялись на ярусные; в отдель­ ных случаях сооружались и новые храмы на месте старых, обветшалых.

К ним относится и церковь Ильинско-Тихоновская . Храм этот возведен в 1825—1831 годах на месте церкви XVII века того же наименования, которая в свою очередь была выстроена вза­мен деревянной Ильинской церкви, заложенной еще при основании горо­да.

Рядовая жилая застройка Ярославля в первой трети XIX столетия, в период зрелого классицизма, возводилась, как правило, по образцовым проектам, редко — по индивидуальным, иногда — и без проектов. Масте­ ра-строители к этому времени уже достаточно освоили элементы класси­ческой архитектуры и варьировали отделку фасадов в новом стиле, согла­суясь со вкусом и возможностями заказчика. Поэтому жилые дома этого периода в городе весьма разнообразны, и редко встретишь похожие, даже из тех, что выполнены по одному образцовому фасаду. Поскольку точные даты постройки большинства домов неизвестны, рассказ о них пойдет не в хронологическом порядке, а по типам, по характерным приемам декора­ тивного оформления фасадов, т. е. по чисто архитектурным признакам.

"Левая" культура
ВУЗы и НИИ
С. Штокало © 2004


logotype   x-4@narod.ru радизайн Radesign © 2004
Hosted by uCoz