arch
Архивная версия / archive version:


Проект a.s.p. переехал на сайт www.cih.ru
This project was moved to the www.cih.ru

данная версия не обновляется и может быть недоступной через некоторое время

см. также: Корпус | ШтоРаМаг | Арх. Журнал | Новости | Строительство

Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website:
 
 
post & critique Архитектура Ярославля XVIII – начала XX веков. Проблема стиля.
Architecture of Yaroslavl XVIII - beginning XX of centuries. A problem of style. © Сергей Штокало
> next страница дальше
издательство "ШтоРаМаг"

 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
миллениум 2010
millennium 2010



АРХИТЕКТУРА ЯРОСЛАВЛЯ ЭПОХИ КЛАССИЦИЗМА ( конец XVIII – первая половина XIX века)

Хаотичная, хоть все же и радиально-кольцевая планировка Ярославля, сложившаяся в X - XVII века начала принципиально меняться в XVIII веке. И этот период конца XVIII - первая половина XIX веков очень важен для формирования городской среды Ярославля.

Именно в это время происходят большие изменения в градостроительной сфере, создавшие принципиально новый облик города.

Совершая в 1767 году путешествие по Волге, императрица Екатерина II высказалась о приволжских городах: «прекрасны по ситуации, но мерзостны по постройкам». Действительно, в середине XVIII столетия провинциальные города России с их почти сплошь деревянной застройкой резко отличались от европейского облика Петербурга с его широкими проспектами, обстроенными каменными домами и великолепными дворцами в стиле барокко. В общем, то это означало несовпадения с ожиданиями, которые строились на основе некоторых идеальных представлений о природе и облике города.

Но беда была не в том. Деревянная застройка русских городов, хаотичная, стихийно сложившаяся планировка служили причиной частых разрушительных пожаров, уничтожавших их порою дотла. Постепенно назрела необходимость коренного переустройства старых городов. Но практически нигде подобные проблемы не приводили к городской перестройки по инициативе снизу. Поэтому для изменений и упорядочения планировки городов требовалось вмешательство сверху.

Для государственного регулирования строительного дела в 1762 году учреждается «комиссия о каменном строении» Санкт-Петербурга и Мос­ квы, которая вскоре распространила свою деятельность на все города России.

В упорядочении городов виделись не только социально- экономические, но и политические цели. Уже Петр I связал идею регулярного города с принципом новой российской государственно­ сти. После подавления крестьянской войны Е.Пугачева (1773-1775) правительство Екатерины II приступило к полной перестройке си­ стемы управления. Ее опорой в громадном пространстве империи становилась сеть городов, предусмотренная административной реформой 1775г. Страна была поделена на 50 единообразно устроенных губерний, объединяющих по 8-12 уездов. Многие нужно было создать заново , а все существу­ ющие - перестроить в соответствии с идеалами регулярной плани­ровки классицизма. Более того, к идее регулярности стала приво­ диться и организация сельских поселений. В регулярности пространст­ венного порядка видели не столько практическое удобство, сколько символическую ценность.

Развитие, ускоренное толчком пе­тровских реформ, к концу XVIII в. позволило России преодолеть от­рыв от европейской цивилизации. Однако следствием «петровского взрыва» оказалось и резкое расхождение полюсов внутри российской дейс­ твительности - просвещения и крепостного рабства. Манифест 1762 г. и «Жалованная грамота» 1785г. освободили дворян от обязательной государственной службы, податей и повинностей, обещали им личную неприкос­ новенность. Несколько десятилетий политических и личных свобод, дарованных дворянству, не прошли бесследно. В его среде сложился просвещенный слой, не скованный предписан­ными сверху стереотипами, чье сознание затронули философские и нравственные идеи «века просвещения». Открытое противостояние рабства и прогресса, не смягченное плавными переходами, обычными в западном обществе, делало оче­видной для просвещенной части дворян не только опасную неустой чивость, но и этическую нетерпимость внутреннего положения Рос­сии. Спасительные перемены, казалось им, могли быть достигнуты лишь улучшением нравов и распростра­нением образованности, ведущим к осуществлению утопического идеала всеобщего разумного порядка.

Отражением - и даже прямым воплощением - подобных про­светительских утопий казалась рационалистическая эстетика архи­ тектуры классицизма. Нормы стиля объединялись в иерархическую си­ стему главного и второстепенного, связывающую деталь с компози­ цией здания и целостностью городского ансамбля.

Важно было то, что вместе с новым стилем окончательно утвер­дились новые методы творчества. Гармонизация произведения архи­ тектуры, его частей и целого осуществлялась уже не при «размере нии основания» и не на строительных лесах , а в работе над проектным чертежом. Тем самым окончательно за­ креплялось разделение труда, сменившее былую «артельность». За­ мысел и разработка формы, несущей образ, стали делом одного ар­ хитектора, выступающего в роли автора. Проектирование обособилось от строительства; это расширило влияние на архитектуру профессиональной литературы и книжно­ сти вообще. Абстрактный худо­ жественный язык допускал различные варианты истолкования. Ка­ ждый мог найти в классицизме нечто свое.

Поэтому лишь архитектура революционной второй половины XVIII столетия откроет для себя в иной и иначе увиденной античности еще неведомые XVII веку аспекты ордерного языка архитектуры и — пережив образную просветленность «античной» классики Палладио — придет к но вой метафоре ордерности самих стеновых массивов ар хитектуры, где принцип классического ордера вновь об ретет свою изначальную, эллинскую свободу «диалоги с бесконечностью пространств, как это во многом стала архитектурной реальностью в образах классических Пе тербурга и Москвы.

Но здесь снова следует подчеркнуть несоответствие отражения архитектурной среды и жизненного стиля столицы и провинции.

Согласно классицистической теории, город являлся лицом империи, а городская среда, втом числе и архитектурная, становилась «портретом» государства. Идеальная модель города, как рационалистическая утопия, означала отказ от исторически сложившихся структур. Однако в процессе ее реализации возникали противоречия между идеальным и фактическим.

Поэтому и регулярный план Ярославля разрабатывался дважды. Первый проект составлен архитектором А. В. Квасовым в 1769 году и утвержден Екатериной II . Этот проект сохранял все каменные постройки города, но слабо учитывал его исторически сло­ жившуюся планировку. Территорию центральной части города разбива­ ли на мелкие кварталы, в основном прямоугольного начертания, почти не считаясь с существующими улицами. Центральная площадь города наме­ чалась на юго-запад от церкви Ильи Пророка, имела прямоугольную форму, на западной стороне ее размещался гостиный двор, но н есмотря на «высочайшее» утверждение, проект этот вызвал недо­ вольство у местного купечества, несогласного с местом размещения гос­тиного двора, и был забракован.

Новый регулярный план Ярославля был разработан в 1778 году и заново утвержден императрицей.

В композиционную основу плана города была заложена радиально- кольцевая и прямоугольная система планировки, а точнее — дальнейшее развитие этой системы, стихийно сложившейся еще в XVI — XVII веках . Большинство же регулярных улиц пролегло по трассе старых средне­ вековых, лишь спрямляя и расширяя их. Регулярным планом сохранялась почти вся каменная застройка горо­ да, лишь за ненадобностью и ветхостью разбирались глухие башни укреплений посада. Проектом регламентировались материал стен и высо­ та построек. В «описании» к плану говорится: «В Земляном городе, в набережной по Волге реке, против Рубленого города и вокруг главной площади, строить домы каменные, сплошные, вышиною в шестнадцать аршин, в три этажа... В прочих кварталах Земляного города строить ка менные... в два этажа, вышиной в десять аршин... За Земляным городом, на местах, прикрытых красною краской, полагается каменное строение в два этажа... По берегу реки Которое™, по Угличской дороге, по Романов­ ской дороге, около площадей — деревянные строения на каменном фун­даменте... Крышу крыть на каменном — железом и черепицей...»

Проектом предусматривались и санитарно-оздоровительные меропри­ ятия: «В городе и предместьи кладбища уничтожить и назначить при­ стойное место за городом... Под кожевенные фабрики, под бойни скоти­ ны, под сальные и прочие заводы — отвести места по течению рек ниже города, в таких местах, дабы от них в городе не происходило нечистот и дурного воздуха».

"Левая" культура
ВУЗы и НИИ
С. Штокало © 2004


logotype   x-4@narod.ru радизайн Radesign © 2004
Hosted by uCoz